Дело № 2-3764/2024
УИД: 17RS0017-01-2024-002720-53
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2024 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Ховалыг А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Ч.А. к Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
с участием истца С.Ч.А.,
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2015 году был поставлен на учет для получения жилого помещения, однако в нарушение норм закона до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просит обязать ответчика предоставить по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам на территории г. Шагонар Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
В судебном заседании истец иск поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования Республики Тыва в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, в связи чем суд рассматривает дело в его отсутствие.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей".
Пунктом 51 Положения о Министерстве образования Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 октября 2021 г. N 567, предусмотрено, что Министерство предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда.
Согласно свидетельству о рождении – С.Ч.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, его отцом является ФИО11, матерью – ФИО3 (актовая запись о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленная Органом Управления записи актов гражданского состояния Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва).
Из свидетельства о смерти I-ЛЖ № следует, что ФИО3, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Тувинской АССР, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних С.Ч.А. и ФИО14.
Согласно свидетельству о смерти I-ЛЖ № – ФИО11, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Постановлением председателя администрации Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № была установлена опека над малолетними С.Ч.А. и ФИО14 опекуном назначена ФИО6
Регистрационно-контрольной карточкой подтверждается, что С.Ч.А. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки отдела опеки (попечительства) Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва следует, что С.Ч.А. состоит на учете отдела опеки (попечительства) Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва на основании постановления председателя администрации Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № со статусом - круглая сирота.
Согласно материалам дела сведений о наличии жилого помещения у истца не имеется.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на предоставление жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье ввиду отсутствия у него в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании ответчиком не оспаривается.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ему жилого помещения подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск С.Ч.А. к Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН <данные изъяты>) во внеочередном порядке предоставить С.Ч.А. (паспорт <данные изъяты>)на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории городского поселения <адрес>-Хемского кожууна Республики Тыва, общей площадью не ниже установленных социальных норм и благоустроенное применительно к данному населенному пункту, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и требованиям.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2024 года.
Судья Л.Т. Сватикова