РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2023 года с.Кырен
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Зайгановой Н.Г., с участием помощника прокурора района Шестаковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-319/2023 по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Монды» об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, охраны объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия, обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Монды», в котором просил возложить на администрацию МО СП «Монды» обязанность в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного: Памятник Труда, расположенный по адресу: РБ, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина; Мемориальную плиту памяти погибшим воинам – землякам, расположенную по адресу: РБ, Тункинский район, с. Мойготы, являющихся объектами культурного наследия и в срок не позднее 14 месяцев принять меры по оформлению права муниципальной собственности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Тункинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, охраны объектов культурного наследия, по результатам которой установлено, что на территории МО СП «Монды» имеются объекты культурного наследия - Памятник Труда, расположенный по адресу: РБ, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина; Мемориальная плита памяти погибшим воинам – землякам, расположенная по адресу: РБ, Тункинский район, с. Мойготы. Указанные объекты в соответствии с постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 года № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признаны объектами культурного наследия. Согласно информации Комитета государственной охраны объектов культурного наследия администрации Главы Республики Бурятия и Правительства РБ право собственности на указанные объекты не оформлено, каких–либо сведений о государственной регистрации объектов не имеется. В целях понуждения органа местного самоуправления принять меры по постановке данных объектов культурного наследия на учет в качестве бесхозяйных, впоследствии обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности в адрес главы МО «Тункинский район» 09.12.2021 года было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом, до настоящего времени фактически нарушения не устранены, обязанности подготовить документы, направить их в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в целях постановки памятников на учет, не исполнены. Указанные нарушения ставят по угрозу причинения вреда объектам культурного наследия. Бездействие ответчика может привести к разрушению объектов культурного наследия либо изменения облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Ненадлежащее содержание объектов культурного наследия, нарушение установленного порядка проведения реставрационных, ремонтных работ по их содержанию, не обеспечивает их сохранность, является нарушением принципов защиты публичного интереса сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Шестакова И.В. на удовлетворении исковых требований настаивала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МО СП «Монды» Даридаев Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в суд направил заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания исковых требований понятны.
Выслушав помощника прокурора Шестакову И.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" к объектам культурного наследия народов РФ относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 33 того же Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 3 статьи 48 указанного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями, и объектами являются воинскими захоронениями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15, части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
На основании пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), независимо от категории их историко-культурного значения.
В соответствии со статьями 5, 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации и обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях возлагается на органы местного самоуправления.
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации
На основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно статье 24 Закона Республики Бурятия от 31.12.2004 № 985-III "Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в Республике Бурятия" муниципальное образование «Монды» является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Тункинского муниципального района.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что правом на приобретение в собственность бесхозяйных объектов недвижимости наделяется то муниципальное образование, на территории которого находится объект.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 года № 931.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Тункинского района РБ проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения исполнения требований законодательства о муниципальной собственности, охраны объектов культурного наследия. Установлено, что на территории МО СП «Монды» имеются объекты культурного наследия – Памятник Труда, расположенный по адресу: РБ, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина; Мемориальная плита памяти погибшим воинам – землякам, расположенная по адресу: РБ, Тункинский район, с. Мойготы. Данные объекты в соответствии с постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 26.05.1983 года № 134 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и использования памятников истории и культуры в Бурятской АССР» признаны объектами культурного наследия.
23.11.2021 года прокурором района в адрес главы МО «Тункинский район» и главы поселения направлено требование о предоставлении нормативно-правовых актов, в сфере учета сохранности объектов культурного наследия, информации о количестве расположенных на территории поселения объектов культурного наследия.
Из ответа врио главы МО СП «Монды» Ивановой М.Ф. от 29.11.2021 года следует, что нормативно-правовых актов в сфере учета сохранности культурного наследия не имеется. Право собственности на объекты культурного наследия не зарегистрировано, зоны охраны для объектов не установлены, меры для обеспечения в охранных зонах особого режима использования земель и земельных участков не принимались.
09.12.2021 года в адрес главы МО «Тункинский район» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в части обеспечения полноты и достоверности государственного учета объектов культурного наследия.
Из ответа главы МО «Тункинский район» Маншеева Ч.Б. от 23.05.2023 года следует, что Памятник Труда, расположенный по адресу: РБ, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина; Мемориальная плита памяти погибшим воинам – землякам, расположенная по адресу: РБ, Тункинский район, с. Мойготы в реестре муниципального имущества не значатся.
Поскольку материалами дела достоверно подтверждается, что Памятник Труда, расположенный по адресу: РБ, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина; Мемориальная плита памяти погибшим воинам – землякам, расположенная по адресу: РБ, Тункинский район, с. Мойготы в настоящее время в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность не заявляет, фактически данные объекты культурного наследия в соответствии со ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной недвижимой вещью. Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
В связи с этим именно администрация МО СП «Монды», на территории которого расположены названные выше объекты культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорных объектов культурного наследия в силу их бесхозяйности на учет, с целью определения их дальнейшего собственника.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ признание ответчиком иска и его принятие обязывает суд вынести решение об удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что признание иска представителем ответчика Даридаевым Д.С. заявлено добровольно, без какого-либо принуждения, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, данное признание иска не нарушает закона, права и интересы других лиц, участники настаивали на принятии судом признания иска ответчиком, то суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, и считает, что по данному исковому заявлению должно быть вынесено решение об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Тункинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «Монды» об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, охраны объектов культурного наследия удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «Монды» в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры для постановки на учет в качестве бесхозяйного: Памятник Труда, расположенный по адресу: РБ, Тункинский район, с. Монды, ул. Ленина; Мемориальную плиту памяти погибшим воинам – землякам, расположенную по адресу: РБ, Тункинский район, с. Мойготы, являющихся объектами культурного наследия и в срок не позднее 14 месяцев принять меры по оформлению права муниципальной собственности.
На решение может быть принесено апелляционное представление или подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Дандарова