Судья: Ретина М.Н. гр. дело № 33–2048/2024 (33-15759/2023)
(номер дела суда первой инстанции 2–5560/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 февраля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Ивановой Е.Н., Соболевой Ж.В.,
при помощнике судьи – Туроншоевой М.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садовской Татьяны Кирилловны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Садовской Татьяны Кирилловны на решение Ленинского районного суда г.Самара от 23 октября 2023 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садовская Т.К. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 29.03.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Отделения № отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1.2 ст.8 ФЗ № 400 от 28.12.2013 из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа 37 лет и требуемого возраста 58 лет. В страховой стаж не включены периоды прохождения военной службы с 02.11.1995 по 10.11.1997. С решением ответчика в части продолжительности страхового стажа и исключения периодов работы для подсчета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости истец не согласна, считая его незаконным, поскольку записи в трудовой книжке подтверждают факт прохождения истцом службы в органах внутренних дел в период с 02.11.1995 по 10.11.1997. Полагает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии на 29.03.2023 г. ее страховой стаж составил более 37 лет, что является достаточным для назначения страховой пенсии.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просит суд признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области от 07 июня 2023 незаконным, обязать ответчика включить в страховой стаж, требуемый для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости периоды: период прохождения военной службы с 02.11.1995 по 10.11.1997, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с 29.03.2023 г.
Решением Ленинского районного суда г.Самара от 23 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований Садовской Т.К. отказано.
В апелляционной жалобе Садовская Т.К. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Садовской Т.К. по доверенности Великанов А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Растопшина Т.Д. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Разрешив в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, в установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы по призыву, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Судом установлено, что 29.03.2023 Садовская Т.К. обратилась в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ Отделения ПФ РФ по Самарской области от 07.06.2023 № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием у неё требуемой продолжительности страхового стажа в 37 лет и требуемого возраста 58 лет. Продолжительность страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлена в 35 лет 1 месяц 15 дней. В страховой стаж 37 лет, требуемый для приобретения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.1. ст. 8 Закона № 400-ФЗ не включены периоды прохождения военной службы с 02.11.1995 по 10.11.1997, период учебы в Куйбышевском педагогическом институте с 01.09.1983 по 15.03.1984.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Садовской Т.К. в суд.
Из записей в трудовой книжке истца, усматривается, что Садовская Т.К. с 01.11.1995 принята на военную службу, 10.11.1997 г. уволена с военной службы по собственному желанию.
Согласно справке от 20.06.2022 г. № военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самара Садовская Т.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходила военную службу в период с 31.10.1995 г. по 10.11.1997 г. в воинском звании прапорщика, что также подтверждается копией военного билета ПН № от 31.10.1995 г.
Исходя из положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период прохождения военной службы с 02.11.1995 по 10.11.1997 не подлежат включению в специальный страховой стаж - 37 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку не поименованы в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
Разрешая спор по существу, проанализировав положения Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представленные в материалы дела доказательства, в связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды военной службы с 02.11.1995 по 10.11.1997 не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, учитывая, что у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет менее 37 лет, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы истца, отраженные в иске, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, лишены основания, в связи с чем отклонены судом.
Кроме того, Садовская Т.К. в 2022 г. уже обращалась в суд с иском о включении, в том числе и периода военной службы, в страховой стаж, однако решением Октябрьского районного суда г.Самара от 26.09.2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 17.01.2023 г., в удовлетворении указанных требований было отказано.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом изложенных норм права, суд пришел к выводу о том, что требования Садовской Т.К. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных доказательствах, с правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что период военной службы подлежит включению в страховой стаж для определения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с ч.1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, не заслуживают внимания, как несостоятельные, основанные на неправильном толковании закона.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд необоснованно сослался на принятые ранее судебные акты, которые вынесены по иным обстоятельствам, не могут быть приняты во внимание, поскольку правовые основания об отказе Садовской Т.К. в удовлетворении требований, заявленных в рамках данного дела, подробно изложены выше. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Не согласие с решением суда, само по себе не служит основанием для его отмены.
Указанные в апелляционной жалобе доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 23 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садовской Татьяны Кирилловны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: