Судья: Бадьева Н.Ю. дело № 33а-10443/2021 (2а-3446/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 14 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Хлыстовой Е.В.,
судей - Лазаревой М.А., Клюева С.Б.,
при секретаре- Клёнкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Гапонцева И.В. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 3 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Административный истец - Гапонцев И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Промышленного района г.Самары, военному комиссариату Самарской области, мотивируя свои требования тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Промышленного района г.Самары. Решением призывной комиссии Промышленного района г.Самары в рамках весенней призывной кампании ДД.ММ.ГГГГ административному истцу установлена категория годности – А-4, и он признан годным к военной службе. Решение нарушает его право на освобождении от призыва на военную службу в соответствии с п. п. "а" п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является необоснованным и незаконным. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии незаконно и нарушает его права, так как его беспокоит <данные изъяты>.
Ссылаясь на изложенное, просил суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Промышленного района г.Самары о признании его годным к военной службе.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 3 июня 2021 года Гапонцеву И.В. отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец Гапонцев И.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика – военного комиссариата Самарской области по доверенности Кротов М.И. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а в силу ч. 2 данной статьи гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе, прохождение военной службы по призыву.
Положениями ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. При этом, призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, а именно комиссиям по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Федеральным законом от 28 марта 1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).
Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1). Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).
Пунктом 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ, предусмотрено, что гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, поводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.
Из материалов дела следует, что, Гапонцев И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в военном комиссариате Промышленного района г.Самары.
Из личного дела призывника следует, что Гапонцев И.В. неоднократно проходил медицинскую комиссию в Военном комиссариате Промышленного района г. Самара. Так, в личном деле Гапонцева И.В. имеется карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в которой отражены данные врачей-специалистов и итоговое заключение о категории годности Гапонцева И.В. к военной службе.
Решением Призывной комиссии Промышленного района г.Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Гапонцев И.В. признан годным к военной службе.
Указанное решение призывной комиссии было обжаловано Гапонцевым И.В. в Промышленный районный суд г. Самары в связи с тем, что при принятии решения Призывная комиссия не учла наличие у него проблем со здоровьем, а именно: наличие повышенного давления, носовых кровотечений, пульсации в висках.
Решением Промышленного районного суда <адрес> от 12.01.2021г., вступившим в законную силу, решение призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ признано законным, нарушений прав Гапонцева И.В. не установлено.
В связи с этим, на основании ранее принятого решения призывной комиссии об установлении годности к военной службе № от ДД.ММ.ГГГГ, Гапонцеву И.В. направлена повестка СП № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явки на призывной пункт для прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ Гапонцев И.В. обратился в Промышленный суд <адрес> с административным иском о признании решения призывной комиссии Промышленного района г.о. Самары, принятого в рамках весенней призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, указывая на то, что решение призывной комиссии незаконно и нарушает его права, поскольку призывной комиссией при подготовке заключения о годности к военной службе не учтено наличие у него заболевания - <данные изъяты>.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, из дела следует, что выданная Гапонцеву И.В. повестка СП № от ДД.ММ.ГГГГ основана на ранее принятом решении № от ДД.ММ.ГГГГ, и, вопреки доводам административного истца, иных решений призывной комиссией Промышленного района г.о. Самара в рамках весенней призывной компании в ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гапонцева И.В. не принималось, что также подтверждено административными ответчиками.
Учитывая изложенное, районный суд обоснованно пришел к выводу, что административным истцом не доказано наличие решения, принятого административными ответчиками, нарушающего права, свободы и законные интересы Гапонцева И.В.
Исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013г.) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 N 574).
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565), вступившему в действие с 1 января 2014 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 N 574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).
У призывной комиссии имелись законные основания для принятия решения о призыве Гапонцева И.В. на военную службу, поскольку по заключению проведенного медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе без ограничений решением призывной комиссии Промышленного района г.Самары № от ДД.ММ.ГГГГ, законность которого установлена вступившим в законную силу решением суда.
Судом установлено, что при медицинском освидетельствовании Гапонцев И.В. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дано заключение.
При этом административный истец не представил в военный комиссариат иные медицинские документы либо заключение независимой военно-врачебной экспертизы, которое позволяло бы военкому, в случае, если выводы такой экспертизы не совпадали с заключением медицинского освидетельствования, направить его на повторное медицинское освидетельствование.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований Гапонцева И.В. о признании незаконным решения призывной комиссии Промышленного района г.Самары.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается. Оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме не имеется по вышеизложенным основаниям.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на иную оценку обстоятельств дела и не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 3 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Гапонцева И.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи