Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1096/2023 ~ М-959/2023 от 25.07.2023

дело № 2-1096/2023 (10RS0016-01-2023-002532-53)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2023 года                                           г. Сегежа

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Савицкой А.В.,

при секретаре Галашовой Т.В.,

с участием прокурора Кучина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П к администрации Сегежского муниципального района о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

    установил:

П обратилась с иском к ответчику по тем основаниям, что с 21.10.2019 по 30.06.2023 она работала в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении – детский сад <...> (далее – детский сад №...) в должности <...>, а также по совмещению на 0,5 ставки – <...>. В связи с реорганизацией МКДОУ – детский сад №... ... (далее – детский сад №...) в форме присоединения к нему детского сада №..., работодателем было принято решение о сокращении штата работников. 19.04.2023 была ознакомлена с уведомлением о сокращении численности работников. Постановлением Администрации от 08.06.2023 № 725 была уволена в связи с сокращением штата работников учреждения. Ее увольнение является незаконным, т.к. реорганизация детского сада №... до настоящего времени не завершена, в связи с производственной необходимостью и.о. заведующего детского сада №... назначена заведующая детским са... Щ. Таким образом, по вине ответчика была лишена возможности трудиться до момента окончания реорганизации детского сада №....

На основании изложенного истец П просит признать увольнение незаконным, восстановить ее на работе в должности <...> на 0,5 ставки по совмещению, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., средний заработок за время вынужденного прогула за период с 01.07.2023 по дату вынесения судебного решения, провести сокращение должности заведующего МКДОУ №... ... с дату реорганизации МКДОУ – детский сад №... ... в форме присоединения к нему МКДОУ – детский сад №... ....

На стадии подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКДОУ – детский сад № 20 г. Сегежи, МКДОУ – детски сад № 18 г. Сегежи.

        Определением Сегежского городского суда РК от 22.08.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ «Единый расчетный центр», МКУ «Управление образования Сегежского муниципального района».

В судебном заседании истец П поддержала исковые требования в полном объеме. Пояснила, что ее сокращение было проведено не правильно, ей не предоставили возможность трудиться до окончания процедуры реорганизации. По ее мнению, она подлежала увольнению после внесения сведений в ЕГРЮЛ о реорганизации детского сада. Работодатель предложил ей должности специалиста по кадрам, завхоза, электромеханика. Не была предложена должность заведующего по УВР, хотя она была вакантной, а также старшего воспитателя и педагога-психолога. Имеет высшее педагогическое образование по специальности «учитель начальных классов».

Представитель ответчика администрации Сегежского муниципального района М в судебном заседании исковые требования не признала. В судебном заседании и в письменных возражениях указала, что на основании личного заявления от 14.10.2019 с истцом был заключен трудовой договор №... от ХХ.ХХ.ХХ.. Постановлением Администрации от 25.10.2019 истец была назначена на должность заведующего детским садом №.... 22.03.2023 Администрацией вынесено постановление № 341 «О реорганизации МКДОУ – детский сад №... ... в форме присоединения к нему МКДОУ – детский сад №... ...». Данное постановление было принято в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений МО «Сегежский муниципальный район», Уставов учреждений. Причина реорганизации - ведение однородной деятельности двумя и более муниципальными учреждениями на территории района в отсутствие экономической целесообразности ведения такой деятельности. Целью реорганизации является оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений района в связи с необходимостью направления денежных средств для исполнения Администрацией первоочередных обязательств, поскольку уровень потребностей администрации в средствах превышает уровень бюджетной обеспеченности. В соответствии с Постановлением № 341 в срок до 01.07.2023 были выполнены все мероприятия по реорганизации учреждений. С 01.07.2023 детский сад №... перестал осуществлять деятельность, вместо данного учреждения деятельность осуществляет МКДОУ – детский сад №... .... В МКДОУ – детский сад №... было утверждено новое штатное расписание, штатное расписание детского сада №... утратило силу. В настоящее время проводится работа по подготовке документов о завершении реорганизации учреждений для направления их в налоговый орган для внесения сведений в ЕГРЮЛ. Поскольку рассчитать окончательный срок реорганизации весьма затруднительно, при соблюдении процедуры сокращения штата, предусмотренной законодательством, увольнение сотрудников до завершения реорганизации представляется правомерным. В связи с реорганизацией учреждений и образованием одного учреждения вместо двух была сокращена ставка <...> №.... При проведении процедуры увольнения истца по инициативе работодателя, работодателем был в полном объеме соблюден порядок увольнения. Так, 19.04.2023 истец была уведомлена под роспись о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата (ч. 2 ст. 18 ТК РФ). Истец не относится к категории работников, которых запрещено сокращать, также она не имеет преимущественного права на оставление на работе, поскольку не имеет более высокую квалификацию и производительность труда. 27.04.2023 Администрация также в письменной форме уведомила центр занятости населения о предстоящем сокращении ставки заведующего детским са.... ХХ.ХХ.ХХ. истец была ознакомлена с вакантными должностями в МКДОУ – детский сад №..., на одну из которых она могла быть переведена по ее письменному заявлению. До 30.06.2023 истец не изъявила желания о переводе. 08.06.2023 постановлением Администрации № 725 принято решение о расторжении трудового договора с истцом 30.06.2023. С данным постановлением истец ознакомлена 14.06.2023. далее был издан приказ № 76-лс от 28.06.2023 о прекращении трудового договора с истцом, с которым она была ознакомлена 28.06.2023. Истец была ознакомлена с записями в трудовой книжке, в последний день работы с ней был произведен расчет. Те работники детского сада №..., которые не были сокращены, были переведены с ХХ.ХХ.ХХ. в детский сад №.... С ХХ.ХХ.ХХ. из штатного расписания детского сада №... исключены все ставки, оно признано утратившим силу с 01.07.2023. Далее Администрацией было установлено, что заведующая детским садом №... во время исполнения обязанностей не провела всю работу по погашению кредиторской задолженности учреждения перед поставщиками товаров и услуг. Для выполнения указанных обстоятельств, завершения расчетов (в том числе на электронных площадках), во избежание нарушений действующего законодательства в сфере закупок для муниципальных нужд, возникла необходимость в оформлении электронной цифровой подписи. Поскольку на 01.07.2023 не была внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности детского сада №..., а также в связи с производственной необходимостью было принято решение о возложении обязанностей заведующего детским садом №... на заведующую детским садом №... Щ. Данное решение было принято для создания электронной подписи без освобождения Щ от основной работы, без доплаты за совмещение должностей, поскольку ставка заведующего детским садом №... была сокращена с 01.07.2023, а оклад заведующей детским садом №... был увеличен согласно новому штатному расписанию. Кроме того, на основании заявления истца от 28.10.2019, постановлением Администрации истцу было согласовано совмещение должностей. Приказом № 71лс от 06.11.2019 П была поручена дополнительная работа по должности <...> на 0,5 ставки по совмещению должностей на период наличия вакансии. Заключение в таких случаях трудового договора и дополнительного соглашения к договору основной работы на дополнительную работу по совмещению не обоснованно и противоречит положениям ст. 60.2 ТК РФ. При увольнении работника с основной работы совмещение должностей прекращается автоматически, никаких дополнительных действий и оформлений не требуется. В трудовую книжку не вносятся сведения о выполнении работы в порядке совмещения должностей. Поскольку основная работа истца была прекращена с 01.07.2023, автоматически прекратил свое действие приказ на работу по совмещению с 01.07.2023. 0,5 ставки должности <...> была сокращена и исключена из штатного расписания с 01.07.2023.

Представитель третьих лиц МКДОУ №... ..., МКДОУ №... ... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела Учреждения извещены. В письменных пояснениях МКДОУ – детский сад №... указало, что в соответствии с Постановлением № 341 от 22.03.2023 в срок до 01.07.2023 выполнялись мероприятия по реорганизации учреждений в форме присоединения к МКДОУ №... ... иного учреждения - МКДОУ №... .... Штатное расписание, согласно п.5 указанного Постановления, было согласовано с Главой администрации Сегежского муниципального района. С 01.07.2023 МКДОУ №... ... перестало осуществлять свою деятельность. В связи с проведением реорганизации вышеуказанных учреждений и образованием одного учреждения вместо двух, некоторые единицы должностей были сокращены. П была своевременно уведомлена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ). Истец была ознакомлена со всеми вакантными должностями, имеющимися в штатном расписании, которые соответствовали ее квалификации, как работника. Возложение на заведующего детским садом №... обязанностей заведующего детским садом №... после 01.07.2023 вызвано необходимостью проведения расчетов с поставщиками, для чего требовалось оформление цифровой подписи.

Представитель третьего лица МКУ «Управление образования Сегежского муниципального района» П в судебном заседании пояснила, что Управление ведет кадровое делопроизводство в отношении руководителей образовательных учреждений района. В отношении детских садов №... и №... было принято решение о реорганизации, процедура реорганизации была проведена в соответствии с законом. С 01.07.2023 вступило в действие новое штатное расписание, в котором уже не было двух должностей <...>. Истец за два месяца была уведомлена о сокращении. Ей были предложены все вакансии, которые были представлены заведующими детских садов.

Представитель третьего лица МКУ «Единый расчетный центр» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела Учреждение извещено.

Участвующий в деле прокурор К в своем заключении указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчиком соблюдены как процедура реорганизации муниципальных организаций, так и процедура увольнения истца в связи с сокращением штата.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.10.2019 П была назначена на должность заведующего МКДОУ – детский сад №... ... на 1 штатную единицу на срок 5 лет – по ХХ.ХХ.ХХ. (постановление администрации Сегежского муниципального района от 25.10.2019 № 1077).

На основании заявления П от 28.10.2019 постановлением Администрации от 06.11.2019 № 1101 истцу было согласовано выполнение дополнительной работы по должности <...> МКДОУ – детский сад №... ... в порядке совмещения должностей (0,5 ставки) без освобождения от основной работы с 05.11.2019 на период наличия вакантной должности <...>.

Приказом МКДОУ – детский сад №... ... от 05.11.2019 № 71-лс П принята на должность <...> на 0,5 ставки в порядке совмещения должностей на период наличия вакансии.

28.12.2022 начальник МКУ «Управление образования Сегежского муниципального района» обратилась в Комиссию по оценке последствий принятия решений о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений Сегежского муниципального района с предложением о реорганизации муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №... ... в форме присоединения к нему муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №... ....

В суд представлено заключение Комиссии по оценке последствий принятия решений о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных учреждений Сегежского муниципального района от 2 марта 2023 года, в соответствии с которым, комиссия пришла к выводу, что поступившее предложение МКУ «Управление образования Сегежского муниципального района» о реорганизации детских садов является целесообразным.

Комиссия в заключении указала, что причиной реорганизации определено ведение однородной деятельности учреждениями в отсутствие экономической целесообразности, имеется недостаточная укомплектованность детских садов: в МКДОУ №... ... – 15 свободных мест, в МКДОУ №... ... – 42 свободных места. Принятие решения о реорганизации в форме присоединения к МКДОУ №... ... учреждения МКДОУ №... ... в полной мере обеспечивает оказание населению образовательных услуг (выполнение работ) в целях обеспечения реализации полномочий муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в сфере образования.

Постановлением администрации Сегежского муниципального района от 22.03.2023 № 341 постановлено: реорганизовать с 01.07.2023 муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №... ... в форме присоединения к нему муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад №... ....Данным постановлением также установлена предельная штатная численность работников МКДОУ №... ... после завершения процедуры реорганизации в количестве 89,2 штатных единиц, утвержден План мероприятий по реорганизации МКДОУ №... ... в форме присоединения к нему МКДОУ №... .... Заведующий МКДОУ №... ... Щ была уполномочена на совершение необходимых юридических действий, связанных с реорганизацией учреждений.

Таким образом, при реорганизации образовательных учреждений путем присоединения к МКДОУ №... ... учреждения - МКДОУ №... ... соблюдены требования законодательства, нарушений при проведении процедуры реорганизации не допущено, реорганизация не затронула объектов инфраструктуры реорганизуемых образовательных учреждений и образовательного процесса.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работник предупреждается работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Планом мероприятий по реорганизации дошкольных образовательных учреждений, утвержденномуПостановлением № 341 от 22.03.2023 (с учетом внесенных изменений), обязанность по утверждению штатного расписания МКДОУ №... ... была возложена на заведующего МКДОУ №... ... Щ.

25.04.2023 был издан приказ о сокращении численности работников с 01.07.2023 в связи реорганизацией детских садов. Вопросы, связанные с увольнением руководителя (заведующего), в том числе, в связи с сокращением штата, подлежат разрешению в соответствии с Порядком регулирования труда руководителей муниципальных учреждений Сегежского муниципального района, утв. постановлением администрации Сегежского муниципального района от 07.09.2015 № 814. Решение о сокращении должности руководителя принимает администрация Сегежского муниципального района.

Приказом – ОД № 44/2023 от 21.04.2023 утверждено новое штатное расписание МКДОУ – детский сад №... с 01.07.2023 (после реорганизации), которым предусмотрена должность <...> в количестве 1 ставки.

14.04.2023 П была ознакомлена с уведомлением о сокращении численности (штата) работников и наличии вакантных должностей, согласно которому должность заведующего детским садом №... с 01.07.2023 будет сокращена, трудовой договор будет расторгнут 30.06.2023.

27.04.2023 истцу были предложены следующие вакантные должности: <...>

П не высказано желания трудоустройства на предложенные вакантные должности.

Постановлением администрации Сегежского муниципального района от 08.06.2023 № 725 расторгнут с 30.06.2023 трудовой договор с П на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Приказом от 28.06.2023 №76-ЛС П с 30.06.2023 уволена с должности <...> МКДОУ №... ... на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В силу положений статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса.

Приказом – ОД № 66/23 от 30.06.2023 МКДОУ №... ... признано утратившим силу штатное расписание учреждения, утвержденное приказом от 12.01.2023 года, с 01.07.2023 года в детском саду исключены должности в количестве 40,95 штатных единиц.

Приказом 78/ОД от 03.07.2023 МКДОУ №... ... признано утратившим силу штатное расписание учреждения, утвержденное приказом от 30.12.2022 года, с 01.07.2023 года в детском саду исключены должности в количестве 49,25 штатных единиц, в том числе, должность заведующей в количестве 1 штатной единицы.

Согласно представленному штатному расписанию МКДОУ №... ..., согласованному с Главой администрации Сегежского муниципального района, после присоединения МКДОУ №... ... к МКДОУ №... ..., с 01.07.2023 из штатного расписания исключена должность заведующего детским сада №....

Таким образом, должность <...>, которую замещала истец, была сокращена с 01.07.2023.

По смыслу трудового законодательства вакантная должность - это должность, которая имеется в штатном расписании и по которой с кем-либо из работников не заключен трудовой договор.

Как следует из пояснений истца, она имеет высшее образование по специальности «учитель начальных классов».

Вместе с тем, согласно квалификационным требованиям, на должность заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент управления персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование в области педагогики без предъявления требований к стажу. На должность старшего воспитателя, согласно квалификационным требованиям, назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет. На должность медицинской сестры по диетпитанию – лицо, имеющее среднее специальное (медицинское) образование; на должность «электромеханика» - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 6 месяцев или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы электромонтером высшего разряда не менее 2 лет.

Таким образом, истец не может претендовать на указанные должности, поскольку не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к данным должностям. Иные свободные должности после реорганизации в МКДОУ – детский сад №... отсутствовали, от предложенных должностей истец отказалась.

          Суд не усматривает основания для применения положений части 5 статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащей фактически запрет на расторжение трудового договора в связи с проведением реорганизации, поскольку увольнение истца было произведено в связи с сокращением штата.

Таким образом, порядок увольнения П по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации был соблюден работодателем, поскольку работодатель уведомил П о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой ею должности надлежащим образом и в установленный законом срок, уведомил о наличии вакантных должностей или работы, соответствующих квалификации П, учреждение своевременно уведомило службу занятости населения о предстоящем сокращении штата работников; П в связи с ее увольнением с работы по сокращению штата были произведены соответствующие выплаты.

Назначение заведующей детским садом №... Щ и.о. заведующей детским садом №... с 01.07.2023, учитывая, что на 01.07.2023 реорганизация учреждений не была завершена, было вызвано объективной необходимость окончания расчетов по обязательствам реорганизуемого учреждения, деятельность которого по окончании реорганизации подлежала прекращению, с использованием электронной подписи. Трудовой договор с Щ не заключался, заработную плату за исполнение обязанностей заведующей детским садом №... она не получала. Оснований для продолжения трудовых отношений с П после 01.07.2023 не имелось, поскольку должность была сокращена, штатное расписание детского сада №... утратило силу с 01.07.2023, что исключало возможность принятия работников и оплату их труда.

Учитывая изложенное, оснований для восстановления истца на работе, взыскании компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула не имеется.

Рассматривая вопрос о законности увольнения П с должности заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе МКДОУ – детский сад №... ... в порядке совмещения должностей (0,5 ставки), суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Совмещение оформляется соглашением о выполнении дополнительной работы (в порядке совмещения должностей).

Такое соглашение между сторонами оформлено приказом МКДОУ – детский сад №... ... от 05.11.2019 № 71-лс.

Как следует из буквального толкования положений статьи 60.2 Трудового кодекса РФ, отношения работника и работодателя по совмещению прекращаются при расторжении трудового договора и увольнении работника с основной работы, в связи с чем факт прекращения совмещения не требует отдельного оформления и внесения записи в трудовую книжку работника.

В указанном случае отсутствует обязанность по соблюдению процедуры увольнения в связи с сокращением штата работников.

Таким образом, при увольнении истца с должности заведующей детского сада по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации прекратились и отношения истца с работодателем по совмещению - выполнению дополнительной работы в должности <...> МКДОУ – детский сад №... .... Кроме того, после реорганизации истец не могла претендовать на замещение такой должности в качестве вакантной в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

Следовательно, оснований для восстановления истца на работе в должности <...> МКДОУ – детский сад №... ... на 0,5 ставки не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований в данной части, равно как и в удовлетворении производных требований о выплате утраченного заработка, компенсации морального вреда.

Исходя из требований трудового законодательства вопросы реорганизации учреждений, сокращения численности или штата работников находятся в исключительной компетенции работодателя, следовательно, правовых оснований для обязания ответчика провести сокращение должности <...> МКДОУ – детский сад №... ... с дату реорганизации МКДОУ – детский сад №... ... не имеется, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

Оснований для взыскания судебных расходов в порядке ст. 103 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований П к администрации Сегежского муниципального района о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.

Судья                                     А.В. Савицкая

Мотивированное решение – 28.09.2023.

25.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.08.2023Предварительное судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее