12-7/2021
Р Е Ш Е Н И Е
25 февраля 2021 г. с. Азово Омской области
Судья Азовского районного суда Омской области Иордан Н.А., при секретаре Демьяновой Е.В., рассмотрев жалобу Роота В. А. на постановление о наложении административного взыскания от ....,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Омской области от .... Роот В.А. как должностное лицо привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Роот В.А. не согласился с данным постановлением, указав, что нормы, регулирующие рассматриваемые данные общественные отношения, имеют неоднозначное содержание; в постановлении фактически указывается на формальность совершенного правонарушения; данное правонарушение является малозначительным. Просит постановление Межрайонной ИФНС № 6 по Омской области от .... отменить.
Роот В.А. в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Межрайонной ИФНС № 6 по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что между ООО «Дойче Бэкэрай» (работодатель) и иностранным гражданином Н (работник) заключен бессрочный трудовой договор № от ...., в соответствии с которым последний принят на работу на должность водителя-экспедитора по перевозке грузов со сдельной оплатой труда.
Во исполнение обязательств по трудовому договору ООО "Дойче Бэкэрай" осуществляло выплату заработной платы в кассе организации наличными денежными средствами по платежной ведомости № от .... в сумме 14672,27 руб.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Роот В.А. является директором ООО «Дойче Бэкэрай» с .....
Административный орган, установив, что валютные операции в виде выплаты заработной платы осуществлены без открытия счета физическим лицам в уполномоченном банке, сделал вывод о нарушении руководителем общества требований статьи 14 Федерального закона от .... N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", составил протокол по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление от .... о привлечении общества к административной ответственности по вышеуказанной норме КоАП с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления валютных операций.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Законом N 173-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются, в том числе, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Материалами дела подтверждается, что общество, являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России не через счета в уполномоченном банке.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
С учетом изложенного, заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковские счета, открытые работодателем в уполномоченном банке, в связи с чем выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Из представленных материалов следует, что Н на момент указанной выше выплаты заработной платы имел паспорт иностранного гражданина и разрешение на временное проживание. До получения гражданства Российской Федерации Нечаев И. являлся нерезидентом. Иного не представлено.
Материалами дела подтверждается, что общество произвело выплату иностранному гражданину работнику (нерезиденту) Н из кассы организации заработную плату в наличной форме в сумме 14672,27 руб., что подтверждается платежной ведомостью № от .....
Таким образом, осуществление ООО «Дойче Бэкэрай» валютных операций в виде выплаты заработной платы иностранному работнику в сумме 14672,27 руб., минуя счета в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Сатьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Роот В.А., как руководитель предприятия, надлежаще исполнил свои обязанности по соблюдению требований валютного законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях должностного лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Судья полагает, что при наложении взыскания не могут быть применены положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, т.к. ранее указанное должностное лицо привлекалось к административной ответственности (постановления от ....).
Также оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, рассматриваемое правонарушение характеризуется повышенной степенью опасности, поскольку посягает на правоотношения в области национальной безопасности.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о законности постановления и назначении наказания в виде административного штрафа.
При указанных выше обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
р е ш и л :
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Омской области от .... о привлечении к административной ответственности Роота В. А. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.А. Иордан