32RS0027-01-2021-003561-69
Дело № 2-3825/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Степониной С.В.,
при секретаре Мехедовой Е.С.,
с участием представителя истца помощника Брянского природоохранного прокурора Ляшенко Н.А. по доверенности, представителя ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Жуковского Р.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, водопровод уличный по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1, д. 7, д. 9, д. 58, д. 70, д. 97
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения, выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.
Согласно данным, представленным Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, на территории Бежицкого района г. Брянска имеется следующий объект водоснабжения, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного:
- водопровод уличный, протяженностью 24 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1;
- водопровод уличный, протяженностью 9 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 7;
- водопровод уличный, протяженностью 4 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 9;
- водопровод уличный, протяженностью 15 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 58;
- водопровод уличный, протяженностью 30 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 70;
- водопровод уличный, протяженностью 60 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 97;
В связи с чем, истец просит обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости вышеперечисленных водопроводов.
Определением суда от 23.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МУП «Брянский городской водоканал», Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.
В судебном заседании помощник Брянского природоохранного прокурора Ляшенко Н.А. по доверенности, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Полагал разумным установить срок для исполнения решения суда в размере 1 год.
Представитель ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Жуковский Р.А. иск не признал. Суду пояснил, что в настоящее время отсутствует финансирование на указанные цели. Кроме того, между Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации и МУП «Архитектурно-планировочное бюро» г. Брянска планируется заключить договор на подготовку технических планов на спорных бесхозяйный водопровод. Просил суд в случае удовлетворения требований, установить срок для исполнения решения суда один год.
Представители третьих лиц МУП «Брянский городской водоканал», Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив исковое заявление, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере учета бесхозяйных объектов водоснабжения, выявлены нарушения в части непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также по принятию в муниципальную собственность указанных объектов.
Согласно данным, представленным Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации, на территории Бежицкого района г. Брянска имеется следующий объект водоснабжения, по которому на протяжении длительного времени не принято мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного: - водопровод уличный, протяженностью 24 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1; - водопровод уличный, протяженностью 9 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 7; - водопровод уличный, протяженностью 4 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 9; - водопровод уличный, протяженностью 15 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 58; - водопровод уличный, протяженностью 30 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 70; - водопровод уличный, протяженностью 60 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 97;
Согласно уведомлению от 19.05.2021 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: сооружение, по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1, д. 7, д. 9, д. 58, д. 70, д. 97, водопровод.
Как следует из материалов дела, собственник указанного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится в реестрах федеральной и государственной собственности не состоит, в хозяйственное ведение не предавался.
Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)» утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (ред. от 13 октября 2017 г.) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.
Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.
Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи.
Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться водопроводы в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.
Таким образом, спорные объекты обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и являются недвижимым имуществом.
В силу положений статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.
В реестрах федерального, государственного имущества Брянской области указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Брянска не имеется.
Таким образом, спорные объекты не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 5 статьи 8 названного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу статьи 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.
Согласно подпункта 6 пункта 2 статьи 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации № 403 от 28.04.2006 г. Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации (далее по тексту - Комитет) является отраслевым органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными задачами Комитета являются: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения города топливом.
Согласно пунктам 5-6 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей с обязательным приложением к заявлению документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1532, в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением документа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документа, подтверждающего, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданного органами учета государственного и муниципального имущества; документа, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что водопроводы уличные к домам, расположенным по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1, д. 7, д. 9, д. 58, д. 70, д. 97 являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества.
Поскольку спорный водопровод не имеет собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчиков.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах непринятие ответчиками мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия. Отсутствие лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по водоснабжению.
Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При этом суд, в порядке статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая высокую финансовую затруднительность мероприятий, необходимых для устранения указанных нарушений законодательства, считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01.10.2022 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, водопровод уличный по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1, д. 7, д. 9, д. 58, д. 70, д. 97 удовлетворить.
Обязать Брянскую городскую администрацию, Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в срок 01.10.2022 года в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости:
- водопровод уличный, протяженностью 24 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 1;
- водопровод уличный, протяженностью 9 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 7;
- водопровод уличный, протяженностью 4 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 9;
- водопровод уличный, протяженностью 15 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 58;
- водопровод уличный, протяженностью 30 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 70;
- водопровод уличный, протяженностью 60 м к дому, расположенному по адресу: г. Брянск, ул. 22 Съезда КПСС, д. 97;
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Степонина
Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2021 года
Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2021 года.