Судья Конькова Е.В. дело № 7р-294/2021
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 2 августа 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Потенциал» на постановление начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань) Федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» от 19 февраля 2021 года и решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от
25 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Потенциал», ОГРН <№> ИНН <№> юридический адрес: <адрес>,
установил:
Постановлением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть <№> от 15 января 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Потенциал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением главного государственного санитарного врача Казанского района ответственности – начальника Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань Федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Минобороны России (далее – ФГКУ «1026 ЦГСЭН») Беднякова В.В. от 19 февраля 2021 года № 1 общество с ограниченной ответственностью «Потенциал» (далее – ООО «Потенциал», общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от
25 мая 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Потенциал» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
ООО «Потенциал» просит указанные постановление и решение отменить. Указывает, что судьей не дана оценка допущенному при проведении проверки нарушению положений части 4 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ). Обращает внимание на то, что действия 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 по организации и проведению прокурорской проверки в столовой <№> войсковой части <№> признаны решением Арбитражного суда Владимирской области от 7 мая 2021 года незаконными, в связи с чем полагает недопустимым использование результатов проверки, полученных с нарушением закона.
Представители ООО «Потенциал», Центра (ГСЭН, территориальный, г. Казань) ФГКУ «1026 ЦГСЭН», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явились, от ООО «Потенциал» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие указанных лиц.
Ходатайство ООО «Потенциал» о приостановлении производства по делу об административном правонарушении оставлено без удовлетворения.
Выслушав старшего помощника военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть <№> Кийкова В.В., просившего оставить жалобу общества без удовлетворения, изучив жалобу, исследовав материалы жалобного производства и дела об административном правонарушении <№>, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.6 КоАП РФ нарушение
санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно представленным материалам на основании решения заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть <№> Багдасарова А.А. <№> от 17 ноября 2020 года сотрудниками военной прокуратуры с участием врача по общей гигиене Центра (ГСЭН, территориальный, г. Казань) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» проведена проверка деятельности должностных лиц войсковой части <№>, ООО «Потенциал», предметом которой является исполнение требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих в части реализации государственных контрактов в сфере организации питания.
Из материалов дела следует, что в войсковой части <№> (площадка 1К) услуги по организации питания осуществляет ООО «Потенциал» на основании государственного контракта от 30 января 2019 года <№> на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В ходе проверки 20 ноября 2020 года в месте организации ООО «Потенциал» питания военнослужащих – столовой <№> площадки 1К войсковой части <№> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2615-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 года № (далее - СП 3.1.7.2615-10), и санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 года, действовавших на момент выявления нарушения (далее СП 2.3.6.1079-01).
Выявленные должностными лицами военной прокуратуры, ФГКУ «1026 ЦГСЭН» нарушения зафиксированы в акте осмотра помещений столовой <№> площадки 1К войсковой части <№> и отражены в справке-докладе начальника ФГКУ «1026 ЦГСЭН», которые выразились в следующем:
- в нарушение пункта 8.6.1 СП 3.1.7.2615-10 в холодильнике цеха столовой находился на хранении недоброкачественный (потемневший) вареный картофель;
- в нарушение пункта 6.16 СП 2.3.6.1079-01 кухонная посуда (гастроемкости) просушивается в опрокинутом виде, сложенная друг на друга, что не обеспечивает надлежащее просушивание;
- в нарушение пункта 9.13 СП 2.3.6.1079-01 сбор пищевых отходов организован в пластиковый бак объемом 50 литров в помещении для мытья посуды. Отдельной охлажденной камеры или специально выделенного для сбора отходов помещения в столовой <№> не предусмотрено;
- в нарушение пункта 8.19 СП 2.3.6.1079-01 обработка яиц, используемых для приготовления блюд, не производится, в открытой емкости для дезинфицирующего раствора «Ника-2» содержится мыльный раствор, не пригодный для обработки;
- в нарушение пункта 6.19 СП 2.3.6.1079-01 во всех производственных цехах столовой отсутствуют щетки, ветошь для мытья посуды и уборки столов;
- в нарушение пунктов 5.11, 5.14, 5.15 СП 2.3.6.1079-01 не определены места приготовления и хранения дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие растворы в производственных и вспомогательных помещениях столовой отсутствуют, обработка помещений не производится;
- в нарушение пункта 6.14 СП 2.3.6.1079-01 мытье столовой посуды производится ручным способом без соблюдения правил обработки: металлическая сетка для ополаскивания посуды отсутствует, гибкий шланг с душевой насадкой загрязнен;
- в нарушение пункта 3.8 СП 2.3.6.1079-01 производственные ванны присоединены к канализационной сети без воздушных разрывов;
- в нарушение пункта 7.11 СП 2.3.6.1079-01 в кладовой для хранения сухих продуктов находилась вскрытая банка с повидлом.
В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований постановлением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть <№> Кузьминым А.С. от 15 января 2021 года в отношении ООО «Потенциал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого должностным лицом административного органа 19 февраля 2021 года вынесено обжалуемое постановление.
Должностным лицом административного органа и судьей городского суда дана надлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделан обоснованный вывод о виновности ООО «Потенциал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 30 марта
1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта
1999 года № 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Аналогичные нормы об обязательности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил содержатся в пункте 1.2 СП 2.3.6.1079-01 и пункте 1.3 СП 3.1.7.2615-10.
В соответствии с пунктом 8.6.1 СП 3.1.7.2615-10 в целях предупреждения контаминации иерсиниями готовых блюд обеспечивается соблюдение регламентированных сроков хранения готовых блюд.
Согласно положениям СП 2.3.6.1079-01, нарушение которых вменено ООО «Потенциал», просушивание кухонной посуды производится в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах (пункт 6.16);
пищевые отходы собирают в специальную промаркированную тару (ведра, бачки с крышками), которую помещают в охлаждаемые камеры или в другие специально выделенные для этой цели помещения (пункт 9.13);
обработка яйца, используемого для приготовления блюд, осуществляется теплым 1 - 2-процентным раствором кальцинированной соды, 0,5-процентным раствором хлорамина или другими разрешенными для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой (пункт 8.19);
щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. C с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят), промывают проточной водой, затем просушивают и хранят в специально выделенном месте. Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений, а также губчатый материал, качественная обработка которого невозможна, не используются (пункт 6.19);
все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола (пункт 5.11);
в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов выделяется специальный персонал. Уборщицы должны быть обеспечены в достаточном количестве уборочным инвентарем, ветошью, моющими и дезинфицирующими средствами (пункт 5.14);
в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя (пункт 5.15);
ополаскивание посуды производится в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C с помощью гибкого шланга с душевой насадкой (пункт 6.14);
производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. (пункт 3.8);
продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты (пункт 7.11).
Аналогичные положения содержатся в действующих санитарно-эпидемиологических правилах и нормах СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32, и методических рекомендациях МР 2.3.6.0233-21, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 2 марта 2021 года.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества подтверждаются собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 января 2021 года, решением о проведении проверки от 17 ноября 2020 года <№> актом осмотра от 20 ноября 2020 года, фотоматериалом к акту осмотра помещений столовой <№>, справкой-докладом от 23 ноября 2020 года <№>.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «Потенциал», оказывающим услуги по организации питания в столовой № <№> площадки 1К войсковой части <№>, приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Проанализировав положения СП 3.1.7.2615-10 и СП 2.3.6.1079-01 во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 30 марта
1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статьи 6.6 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно отклонил изложенные в жалобе доводы общества об отсутствии нарушений санитарных правил по мотивам приведенным в решении.
Доводы жалобы о незаконности проведения военной прокуратурой вышеназванной проверки, результатом которой явилось возбуждение дела об административном правонарушении в отношении ООО «Потенциал», нахожу несостоятельными ввиду следующего.
Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 2202-1)).
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор имеет право проводить проверки, что является формой реализации полномочий прокурора как должностного лица, имеющих целью осуществление надзора за соблюдением законов, устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1).
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона № 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.
Полномочия, возложенные на военных прокуроров, приведены в пункте 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», к числу которых относится, в том числе надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Как отмечено выше, прокурорская проверка проводилась на основании решения заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть <№> Багдасарова А.А. <№> от 17 ноября 2020 года, которое соответствует типовой форме, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2017 года <№>; предметом проверки являлось исполнение требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих в части реализации государственных контрактов в сфере организации питания. Основанием для проведения проверки явилась информация командования войсковой части <№>.
Таким образом, проведение военной прокуратурой проверочных мероприятий по организации питания военнослужащих на территории войсковой части в определенной степени не могло не затрагивать проверку деятельности юридического лица, оказывающего такие услуги в рамках государственного контракта от 30 января 2019 года <№> на оказание услуг по питанию для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы жалобы о нарушении военной прокуратурой части 4 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ основаны на неверном толковании закона, поскольку в силу пункта 3 части 3 статьи 1 его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Проверка сотрудниками военной прокуратуры с привлечением специалиста Центра (ГСЭН, территориальный, г. Казань) ФГКУ «1026 ЦГСЭН» проведена в рамках статьи 21 Федерального закона № 2202-1.
Из акта осмотра следует, что в ходе проверки присутствовали представители общества - управляющий столовой <№> и санитарный врач ООО «Потенциал».
Административное наказание назначено ООО «Потенциал» в соответствии с требованиями статьей 3.1, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 6.6 КоАП РФ минимальное с учетом всех обстоятельств по делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания малозначительным совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г. Казань) Федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» от 19 февраля 2021 года и решение судьи Советского районного суда Республики Марий Эл от
25 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Потенциал» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Потенциал» – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова