Уникальный идентификатор дела
№92RS0002-01-2023-002079-07
Производство №2-3106/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Яцковец Александра Николаевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – ГБУ г. Севастополя «Городская служба жилищного фонда» о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит суд признать за Яцковец Александром Николаевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату №<адрес>
Требования мотивированы тем, что истец является нанимателем спорной комнаты на основании договора социального найма жилого помещения № от 30 января 2018 года, заключенного между ним и Департаментом капитального строительства города Севастополя. В 2022 году он обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)». Однако в соответствии с ответом от 25 января 2023 года №ОПР/22-582 в предоставлении государственной услуги заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя отказано, поскольку спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд» в связи с этим у ответчика отсутствуют основания по распоряжению этим имуществом, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, явку своих представителей не обеспечили.
14 сентября 2023 года от представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Ранее, от ответчика поступил письменный отзыв на исковое заявлением, в котором они возражают против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отказе предоставлении государственной услуги от 25 января 2023 года № ОПР/22-582.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что комната <адрес>, кадастровый номер № является собственностью города федерального значения Севастополь, что подтверждается выпиской из реестра собственности города Севастополя от 17 декабря 2022 года № КУВИ-001/2022-224396684.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения №ДСН/18-1861 от 30 января 2018 года, заключенного между Департаментом капитального строительства города Севастополя в лице начальника Управления жилищной политики Департамента капитального строительства города Севастополя ФИО7 действующего от имени собственника жилого помещения города федерального значения Севастополя и Яцковец А. Н., усматривается, что Яцковец А. Н. в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из одной комнаты, площадью 17,4 кв. м., по <адрес> для проживания в нем.
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика, в спорной комнате с 20 февраля 2018 года зарегистрирован истец.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены и подтверждаются решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 сентября 2017 года по делу № по иску Яцковец Александра Николаевича к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма.
Как следует из решения об отказе в предоставлении государственной услуги от 25 января 2023 года №ОПР/22-582, Яцковец А. Н. отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» п. п. 3, 8 п.20 Административного регламента, так как в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01 апреля 2021 года № 1675-РДИ «О закреплении недвижимого имущества - жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления» жилое помещение, расположенное по адресу г. Севастополь, <адрес>, ком. 106, передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд» в связи с чем у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания для заключения договора о передаче в собственность граждан жилого помещения отсутствуют.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-I " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу требований ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно подпункту 21 пункта 3.1.2.7 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 08 сентября 2016 года №840-ПП, принятие решений о заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданами отнесено к компетенции ответчика.
В силу п. 3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утверждённого Приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года №-128-а/2016, государственным органом исполнительной власти города Севастополя, предоставляющим государственную услугу, является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Из правового анализа вышеприведенных норм следует, что уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении в собственность гражданам жилых помещений в порядке приватизации является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Учитывая изложенное, принимая во внимание наличие заключенного на основании вступившего в законную силу решения суда договора социального найма спорного жилого помещения, суд приходит к выводу, что довод ответчика об отсутствии у Департамента полномочий по распоряжению испрашиваемой комнаой является необоснованным.
Принимая во внимание, что в силу требований статей 49, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления истцу спорной комнатой в бессрочное владение и пользование по договору социального найма № от 30 января 2018 года, свидетельствует о том, что спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.
Договор социального найма с истцом не оспорен, не расторгнут и является действующим, виду чего запрошенная истцом государственная услуга по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 от 24 августа 1993 года (в редакции от 02 июля 2009 года) дано разъяснение о том, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 указанного постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Разрешая заявленные исковые требования в порядке п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд, дав правовую оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, и имеющимися в деле доказательствами, приходит к выводу, об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения.
Таким образом, учитывая изложенное, требования Яцковец А. Н. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права собственности на комнату <адрес> в г.Севастополе в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Яцковец Александра Николаевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – ГБУ г. Севастополя «Городская служба жилищного фонда» о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Яцковец Александром Николаевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату <адрес> в г. Севастополе, площадью 17,4 кв. м., кадастровый номер №.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21.09.2023.
Председательствующий –