Гражданское дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2023 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда Республики Бурятия Доржиева Л.Б., при секретаре Чегуевской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Баргузинский район» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, с учетом уточнений исковых требований, просит обязать ответчика: - создать на объекте временного размещения твердых коммунальных отходов, расположенном по адресу: <адрес> по периметру земельных участков с кадастровыми номерами № ограждение, позволяющее защитить хранящиеся отходы от воздействия ветров в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - устранить нарушения Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № путем ограничения свободного доступа посторонних лиц на объект временного размещения твердых коммунальных отходов расположенном по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № путем ликвидации ворот и установки ограждения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - оборудовать системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы на объект временного размещения твердых коммунальных отходов расположенном по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивировав требования тем, что по результатам проведенной проверки ответчиком не принимаются надлежащие меры по ограждению границ свалки для удержания твердых коммунальных отходов - места временного хранения отходов на земельном участке площадью в 9300 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> кроме того, на указанную свалку имеется свободный доступ посторонних лиц, отсутствует система фотосъемки (видеосъемки) для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы. По внесенному представлению от ДД.ММ.ГГГГ надлежащие меры по устранению нарушений закона не приняты.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в ходе дополнительной проверки с выездом на место, было установлено, что объект временного размещения твердых коммунальных отходов, расположен на земельных участках с кадастровыми номерами №. По поводу срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ возражает.
Представители ответчика по доверенности ФИО3 и ФИО5 в судебном заседании исковые требования признали частично, пояснили, что действительно к их полномочиям относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Согласны, что требования, изложенные в иске прокурора должны ими исполняться. Не согласны с требованиями в части установления сроков исполнения решения суда, считают указанные сроки нереальными. Указывают, что за счет собственных средств осуществить указанную в иске работу невозможно. Для получения субсидий из республиканского бюджета необходима сметная документация, заявка на субсидию подается в срок до 28 февраля финансового года и рассматривается после 28 февраля. В случае удовлетворения заявки на 2024 финансовый год, они смогут провести необходимые работы. Таким образом, в связи с особенностями бюджетного процесса, погодными условиями, просят установить им срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15, п.24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 7ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района (округа) относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
В ст. 12 ЗК РФ указано, что целями охраны земель являются, в том числе, предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.
Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. В силу пп. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N2 2047, в лесах не допускает загрязнение лесов отходами производства и потребления и выброса радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 13 ФЗ Федерального закона от 24.06.1998 N2 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 4.1. Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республики Бурятия» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляют полномочия в области обращения с отходами в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» запрещается: 1) выгрузка и размещение отходов на несанкционированных свалках; 2) захламление земель. Объекты размещения отходов должны быть огорожены или обозначены иными способами, ограничивающими вход, проход, проезд посторонних лиц, животных.
Согласно п.п 29, 30 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657, на объектах размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры по защите от свободного доступа посторонних лиц, обеспечению контроля доступа на территорию и к техническим средствам объектов и должны быть оборудованы системами фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы на такие объекты, в целях учета и передачи сведений в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Баргузинского района РБ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления при размещении твердых коммунальных отходов на территории района, а именно на земельном участке определенного как объект временного размещения отходов - свалки в <адрес> находящийся на территории <адрес> по результатам которой составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки кадастровым номером № расположены на территории <адрес>», имеют вид разрешенного пользования – специальная деятельность.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что границы свалки обозначены только с трех сторон: с северной стороны в виде железобетонного ограждения, с западной стороны в виде металлического забора, с восточной стороны территория частично огорожена металлическим забором. Данных ограждений недостаточно для удержания твердых коммунальных отходов, вследствие чего отходы разносятся в лесной массив, на автомобильную дорогу и в <адрес>. Отсутствие защиты размещаемых отходов от воздействия ветров влечет загрязнение территории государственного лесного фонда твердыми коммунальными отходами, что может повлечь за собой возникновение и распространение лесных пожаров. Кроме того, на указанную свалку имеется свободный доступ посторонних лиц, так с северо-западной стороны имеется свободный неогороженный проезд для автомобильного транспорта, а также отсутствуют системы фотосъемки и (или) видеосъемки для фиксации движения транспортных средств, доставляющих твердые коммунальные отходы. На момент проверки было зафиксировано 2 очага горения мусора, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду (атмосферный воздух). Данные нарушения также подтверждены фотографиями, приложенными к иску.
По внесенному прокурором района представлению ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Баргузинский район» об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, надлежащие меры по устранению нарушений по содержанию места временного хранения ТКО в <адрес> не приняты, виновные лица за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей к дисциплинарному взысканию не привлечены.
Учитывая, что ответчиком не приняты меры по устранению изложенных нарушений, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Решая вопрос о сроках исполнения решения суда, суд приходит к следующему.
Так, из ответа начальника Управления финансов Администрации МО «Баргузинский район» следует, что бюджет МО «Баргузинский район» на 2023 год по социально значимым и первоочередным расходам предусмотрен с дефицитом в сумме 44507,88 тыс. рублей. Учитывая положенияПорядка предоставления субсидий на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2013 г. № 261, из которого следует, что заявка на получение субсидиипредоставляетсяв Минприроды РБне позднее 28 февраля соответствующего финансового года, в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок Минприроды РБ принимает решение о необходимости предоставления субсидии, заключаетсоглашение на предоставление субсидии между Министерством и администрацией муниципального образования, проводит конкурсные процедуры для определения подрядчика, а также учитывая климатические условия, обстоятельства, способствующих исполнению судебного решения, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░