Петрозаводский городской суд Республики Карелия Дело 12-86/2024
Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2024-000527-44
Р Е Ш Е Н И Е
12 марта 2024 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова О.В., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юшкова С.В. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального Управления Росрыболовства Громовой М.Д. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении
Юшкова С.В.,<данные изъяты>,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального Управления Росрыболовства Громовой М.Д. № от ДД.ММ.ГГГГ Юшков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Юшков С.В. не согласился с указанным постановлением и обратился с жалобой в суд, согласно которой просит его признать незаконным и отменить. В обоснование заявленных требований указывает, что должностным лицом неправильно применен закон, поскольку в постановлении указано, что он (Юшков С.В.) управлял судном (спасательная шлюпка). Пояснил, что спасательная шлюпка не является самостоятельным судном и не подлежит государственной регистрации в соответствии с п.1.1 ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, так как не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров. В соответствии с требованиями законодательства спасательная шлюпка <данные изъяты> зарегистрирована в ГИМС МЧС России по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует Правилам государственной регистрации судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 26 сентября 2001 года №144, Правилам государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденным Приказом МЧС России от 01 июня 2021 года №355, Приказу МЧС России от 15 августа 2021 года №566 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях». Считает, что инспектор в соответствии с нормами ст.28.5 КоАП РФ имел возможность выяснить необходимые дополнительные обстоятельства дела о том, что спасательная шлюпка зарегистрирована надлежащим образом, однако этого не сделал. Полагает, что сведения о том, что спасательная шлюпка 13/07, принадлежащая ему (Юшкову С.В.), была не зарегистрирована в установленном порядке, материалы административного дела не содержат. Соответственно утверждать о том, что он (Юшков С.В.) управлял судном, не зарегистрированным в установленном порядке, оснований не имеется, а, следовательно, нет оснований считать событие правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.8 КоАП РФ, наступившим.
В судебное заседание Юшков С.В. не явился, извещен о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
В судебном заседании защитник Юшкова С.В. – Лепаков С.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, указав, что ДД.ММ.ГГГГ его доверитель вышел на спасательной шлюпке <данные изъяты> в Онежское озеро в связи с поломкой судна, за котором числится данная шлюпка. Просил учесть, что данная шлюпка зарегистрирована только в ГИМС МЧС России по Республике Карелия, так как возможность ее регистрации в Государственном судовом реестре РФ отсутствует, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
В судебном заседании должностное лицо Громова М.Д. возражала против удовлетворения жалобы, полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, которые в общем виде повторяют содержание оспариваемого постановления. Указала, что маломерное судно - спасательная шлюпка <данные изъяты> - использовалось заявителем в коммерческих целях, при этом не было зарегистрировано в Государственном судовом реестре Российской Федерации. Дополнила, что указанная шлюпка является вспомогательным судном для другого судна, зарегистрированного в установленном порядке, которое рядом не находилось в момент проведения инспектором рейда и выявления факта осуществления Юшковым С.В. промышленного рыболовства, выражавшегося в постановке ставного невода, закола.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, изучив жалобу, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении №, обозрев фото- и видеоматериалы на СD-диске, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в суд в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ и срок обжалования не пропущен, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.11.8 КоАП РФ управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статьей 2 Кодекса Торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ (далее – КТМ РФ) под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов; рыболовства; проведения морских ресурсных исследований; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых и спасательных операций; удаления затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
В силу ч.1 ст.33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов): 1) Государственном судовом реестре; 2) реестре маломерных судов; 3) бербоут-чартерном реестре; 4) Российском международном реестре судов; 5) Российском открытом реестре судов; 6) реестре строящихся судов.
Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров (ч.1.1 ст.33 КТМ РФ).
Согласно ч.5 ст.33 КТМ РФ в Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов или Российском открытом реестре судов.
На основании ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов (часть 1). Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством (часть 3).
В соответствии с п.10 ч.1 ст.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции.
Оспариваемое постановление вынесено по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта в режиме постоянный рейд в соответствии с рейдовым заданием № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным заместителем руководителя Северо-Западного ТУ Росрыболовства Игнатьевым В.Н., должностным лицом административного органа выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> час. Юшков С.В. осуществлял промышленное рыболовство, выразившееся в постановке ставного невода, закола, в <адрес> заливе Онежского озера в <адрес> Республики Карелия в географических координатах <данные изъяты> по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов №, выданному Северо-Западным территориальным управлением Росрыболовства ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю Юшкову С.В., при этом в нарушение ст.33 КТМ РФ, ст.16 КВВТ РФ управлял маломерным моторным судном (спасательная шлюпка <данные изъяты>) № с идентификационным номером № с подвесным лодочным мотором <данные изъяты>, принадлежащим Юшкову С.В. на праве собственности (судовой билет № выдан ДД.ММ.ГГГГ ГИМС МЧС России по РК) и используемым им в коммерческих целях, не зарегистрированным в установленном законом порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность Юшкова С.В. в его совершении подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной фототаблицей, который соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, существенных недостатков не имеет, поскольку содержит достаточные и достоверные данные о месте и времени совершения правонарушения, сведения о привлекаемом лице, обстоятельства допущенного им нарушения, а также объяснения привлекаемого лица о несогласии с протоколом, «так как зарегистрированное судно находится в ремонте, пришлось выходить на выстановку другим плавсредством, зарегистрированным на него, считает решение рыбинспектора неправомерным»; копией судового билета № от ДД.ММ.ГГГГ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, выданного в отношении моторного судна (спасательная шлюпка <данные изъяты>); актом постоянного рейда № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фото-и видеоматериалами на СD-диске; протоколом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ; копией рейдового задания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив письменные материалы дела, фото- и видеоматериалы, проанализировав их содержание и полноту, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к правильному выводу о виновности Юшкова С.В. в совершении вменяемого административного правонарушения и квалификации его действий по ч.3 ст.11.8 КоАП РФ.
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию. Собранные по делу доказательства оценены должностным лицом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что соответствует ст.26.11 КоАП РФ.
Исследованные должностным лицом доказательства вины Юшкова С.В. получены в соответствии с требованиями закона и являются допустимыми, сомневаться в их достоверности оснований не имеется. В совокупности их достаточно для установления обстоятельств административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.8 КоАП РФ, и виновности привлекаемого лица в его совершении.
Вместе с тем, из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления подлежат исключению выводы о нарушении ч.1 ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, вмененном Юшкову С.В., поскольку в силу ч.1 ст.28.2, п.3 ст.29.1, ч.1 ст.29.4, ч.2 ст.29.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо рассматривает дело об административном правонарушении исключительно в пределах фабулы, изложенной в протоколе об административном правонарушении в качестве события вменяемого правонарушения, а из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Юшкову С.В. вменяется нарушение положений ст.33 КТМ РФ, ст.16 КВВТ РФ.
Однако, данное обстоятельство не является основанием для отмены постановления должностного лица, поскольку на правовую оценку действий привлекаемого лица не влияет и не ухудшает его положение. В оставшейся части противоправные действия, совершенные Юшковым С.В., описанные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и оспариваемом постановлении, подтверждают наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.8 КоАП РФ – управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке.
Доводы стороны защиты об отсутствии события административного правонарушения судьей отклоняются в связи со следующими обстоятельствами.
Порядок государственной регистрации маломерного судна, используемого в коммерческих целях, подлежащего в связи с этим государственной регистрации в Государственном судовом реестре, установлен Правилами государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 19 мая 2017 года №191, зарегистрированным в Минюсте России 30 октября 2017 года №48733, (пункт 6 указанных Правил в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения) (далее - Правила).
В силу пункта 7 Правил государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном реестре (в том числе маломерных судов, используемых в коммерческих целях (далее - маломерные суда) осуществляется по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру, в одном из морских портов Российской Федерации из перечней морских портов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 16 Правил предусмотрено, что маломерное судно, используемое в коммерческих целях, подлежит обязательной государственной регистрации. Нарушение правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними либо невыполнение судовладельцем в установленный Кодексом торгового мореплавания срок обязанности по государственной регистрации судна, прав на него с сделок с ним в одном из реестров судов Российской Федерации или обязанности по информированию органа, в котором зарегистрировано судно, об изменении сведений, вносимых в реестры судов Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов дела и установлено в судебном заседании, индивидуальный предприниматель Юшков С.В. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Онежского озера в <адрес> Республики Карелия, управляя спасательной шлюпкой <данные изъяты>, осуществлял промышленное рыболовство, выразившееся в постановке ставного невода, закола, что подтверждает использование указанного маломерного судна в коммерческих целях, и по этой причине подлежащего обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Ссылка защитника на тот факт, что спасательная шлюпка <данные изъяты> зарегистрирована в ГИМС МЧС России по РК и не является самостоятельным судном, не свидетельствует об отсутствии в действиях привлекаемого лица состава вменяемого правонарушения, учитывая, что регистрация указанного маломерного судна в ГИМС МЧС России по РК не освобождала Юшкова С.В. от его регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, поскольку оно использовалось Юшковым С.В. в коммерческих целях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что по настоящему делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица о виновности Юшкова С.В. в инкриминируемом правонарушении, в жалобе и в судебном заседании стороной защиты не приведено.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела должностным лицом не нарушены. Обоснованность привлечения Юшкова С.В. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, должностным лицом при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание, назначенное Юшкову С.В. в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, семейного и имущественного положения привлекаемого лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Правовых оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ не установлено, учитывая факты привлечения Юшкова С.В. к административной ответственности за нарушение ПДД РФ (штрафы оплачены) в течение предшествующего года.
Оснований, позволяющих признать совершенное Юшковым С.В. административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления, в том числе по доводам заявителя и защитника, изложенным в жалобе и в судебном процессе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального Управления Росрыболовства Громовой М.Д. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юшкова С.В. изменить.
Исключить из постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального Управления Росрыболовства Громовой М.Д. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юшкова С.В. выводы о нарушении ч.1 ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Кирова, д.27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова