Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2017 г. с.Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Ахадаевой С.А., с участием представителя истца помощника прокурора Прибайкальского района РБ Дульской И.Г., ответчика ИП Баташева Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Баташеву Н.Н. о понуждении к устранению нарушений в сфере охраны окружающей среды,
установил:
Прокурор Прибайкальского района РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (с учетом уточнения исковых требований) просит обязать ответчика ИП Баташева Н.Н. устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, разработать и утвердить документы, подтверждающие отнесение соответствующих отходов образующихся в результате деятельности предприятия к конкретному классу опасности, с получением в Управлении Росприроднадзора по РБ уведомления о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности. Истец указал, что проведенной проверкой исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами в деятельности пунктов приема и отгрузки древесины установлено, что ИП Баташев Н.Н. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, ИНН №. Основным видом деятельности являются <данные изъяты>. Дополнительными видами деятельности являются: <данные изъяты>.
Деятельность по приему и отгрузке древесины ИП Баташев Н.Н. осуществляет на пункте, расположенном по адресу: <адрес>. При осуществлении деятельности используются большегрузный автотранспорт, специальная погрузочная техника, станки для лесопиления, гараж и т.д.
На пункте приема и отгрузки древесины ИП Баташева Н.Н. образуются следующие виды отходов производства и потребления - обработанные масла, промасленные ветоши, опилки древесные, стружки древесные, горбыль древесный, кора древесная и другие. Данные отходы накапливаются на территории пункта приема и отгрузки древесины, вывоз за пределы предприятия осуществляется самостоятельно.
ИП Баташевым Н.Н. не представлены документы, подтверждающие отнесение соответствующих отходов образующихся в результате деятельности предприятия к конкретному классу опасности, что является нарушением частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. №86 «Об отходах производства и потребления», регламентирующих, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I- V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I- V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Истец указал, что в результате бездействия ИП Баташева Н.Н. грубо нарушены требования законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ.
В судебном заседании прокурор Дульская И.Г. исковые требования (с учетом их уточнения) поддержала, просила их удовлетворить, предоставив ответчику срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик ИП Баташев Н.Н. с исковыми требованиями прокурора согласился, так же не возражал против предложенного прокурором срока для устранения нарушений.
Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производстваи потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке,утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3.3 санитарных - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» установлено, что временное хранение отходов на производственной территории предназначается: для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов; для использования отходов в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания (нейтрализации), частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах.
В соответствии с п.3.7 санитарных - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка иобособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям всоответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране надземных вод от загрязнения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.07.2001 №19 мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной детальности должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров.
Установлено, что ИП Баташев Н.Н. зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, ИНН №. Основным видом деятельности являются <данные изъяты>. Дополнительными видами деятельности являются: <данные изъяты>.
Деятельность по приему и отгрузке древесины ИП Баташев Н.Н. осуществляет на пункте, расположенном по адресу: <адрес>. При осуществлении деятельности используются большегрузный автотранспорт, специальная погрузочная техника, станки для лесопиления, гараж и т.д.
На пункте приема и отгрузки древесины ИП Баташева Н.Н. образуются следующие виды отходов производства и потребления - обработанные масла, промасленные ветоши, опилки древесные, стружки древесные, горбыль древесный, кора древесная и другие. Данные отходы накапливаются на территории пункта приема и отгрузки древесины, вывоз за пределы предприятия осуществляется самостоятельно. ИП Баташевым Н.Н. не представлены документы, подтверждающие отнесение соответствующих отходов образующихся в результате деятельности предприятия к конкретному классу опасности, что является нарушением частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. №86 «Об отходах производства и потребления», регламентирующих, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I- V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке,
установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I- Vклассов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с информацией заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в <адрес> М.З.В. при обследовании пункта приема и отгрузки древесины ИП Баташева Н.Н. установлено, что ИП Баташевым Н.Н. разработаны и утверждены паспорта отходов 1-4 классов опасности образующихся на предприятии, при этом, не представлено уведомление Управления Росприроднадзора по РБ о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, необходимо обязать ответчика ИП Баташева Н.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, а именно, разработать и утвердить документы, подтверждающие отнесение соответствующих отходов образующихся в результате деятельности предприятия к конкретному классу опасности, руководствуясь при этом требованиями ст.206 ГПК РФ, предусматривающей установление в решении такого срока в случае, если действия по устранению нарушений должны быть совершены ответчиком. Указанный срок является разумным, достаточным для выполнения необходимых мероприятий.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Прибайкальского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Баташеву Н.Н. о понуждении к устранению нарушений в сфере охраны окружающей среды удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Баташева Н.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить документы, подтверждающие отнесение соответствующих отходов образующихся в результате деятельности предприятия на пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: <адрес>, к конкретному классу опасности, с получением в Управлении Росприроднадзора по <адрес> уведомления о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Баташева Н.Н. государственную пошлину в бюджет в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.В. Горковенко