Судья Сирина Е.Г.
Дело № 7-749/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 апреля 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Чудинова Дениса Борисовича на постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 05.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТД София»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 05.03.2022 (резолютивная часть постановления оглашена 04.03.2022) общество с ограниченной ответственностью «ТД София» (далее ООО «ТД София» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ООО «ТД София» на основании ордера адвокат Чудинов Д.Б. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращения производства по делу в связи. Жалоба мотивирована тем, что п.1.11 постановления главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13.04.2020 №2397 «О дополнительных мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению», п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не конкретизировано, в каких местах применительно к помещениям, в которых осуществляется торговля непродовольственными товарами, должна быть нанесена соответствующая разметка. Требования п.4.4 СП 3.1.3597-20 адресованы физическим лицам, а не организациям, осуществляющими торговлю непродовольственными товарами. Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 не являются правовым актом, обязательными к применению, из п.2.11 усматривается, что нанесение разметки в торговом зале и перед кассами является лишь рекомендованным мероприятием, применяемым в комплексе с иными другими мероприятиями, которое целесообразно использовать в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Разметка отсутствовала в торговом зале, но при этом в предкассовой зоне и на проходе к ней она имелась. ООО «ТД София» осуществляет только лишь продажу мебели, в связи с чем в торговом зале, как правило, посетители присутствуют поодиночке, и даже в крайне редких случаях одновременного нахождения в торговом зале нескольких посетителей с учетом габаритов реализуемого товара и его рассредоточения по площади торгового зала исключает их нахождение на расстоянии 1,5 м и менее. Нарушение МР 3.1/2.3.4.0191-20 в части отсутствия разметки не вменялось. Полагает, что в данном случае подлежит применению ч.2 ст.1.7 КОАП РФ, поскольку МР 3.1.0276-22, действующие на момент привлечения юридического лица к административной ответственности, не содержат рекомендаций относительно мероприятий, направленных на обеспечение социального дистанцирования путем нанесения разметки, в том числе в организациях торговли.
В судебном заседании законный представитель ООО «ТД София» участие не принимал, извещен должным образом.
Защитник юридического лица на основании ордера Чудинов Д.Б. жалобу по ее доводам поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Чудинова Д.Б., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст. 2 названного Федерального закона).
В силу ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании ч.3 ст.29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 данного Федерального закона.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» с последующими изменениями коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Часть 2 ст.6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно протоколу об административном правонарушении по состоянию на 14.08.2021 с 11 часов 00 минут до 11 часов 15 минут ООО «ТД София» при осуществлении деятельности в мебельном магазине «***», расположенном по адресу: ****, допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий: не обеспечено соблюдение социального дистанцирования на расстоянии не менее 1,5 м, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории – специальная разметка нанесена только в прикассовой зоне торгового помещения. В торговом зале специальная разметка отсутствует; не организовано при входе в торговый зал место обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками: на входной группе расположена емкость с неизвестной жидкостью с надписью «антисептик», документ на жидкость не представлен; не обеспечено проведение регулярного проветривания (каждые 2 часа) рабочих помещений – графи/журнал проветривания не представлен; не обеспечено использование сотрудниками средств индивидуальной защиты (перчатки) при нахождении на рабочем месте – продавец Т. работает без перчаток. Вышеуказанное является нарушением п.п. 1.2, 1.14 постановления Главного санитарного врача по Пермскому краю от 11.04.2020 №2326 «О мерах по предотвращению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п.п. 1.2, 1.10, 1.11 постановления Главного санитарного врача по Пермскому краю от 13.04.2020 №2397 «О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению», п.п. 1.4, 2.9 Методических рекомендаций Роспотребнадзора МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Судья районного суда, привлекая к административной ответственности ООО «ТД София», исходил из наличия в действиях привлекаемого юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, при этом основанием для назначения юридическому лицу административного наказания послужило необеспечение соблюдения социального дистанцирования на расстоянии не менее 1,5 м. Иные нарушения судьей районного суда из объема обвинения исключены.
Факт совершения ООО «ТД София» вмененного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, всесторонняя, полная и объективная оценка которым дана судьей районного суда при рассмотрении дела. Требования ст.26.11 КоАП РФ выполнены.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом от 14.08.2021 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, согласно которому в магазине, в котором осуществляет деятельность указанное юридическое лицо, соответствующая разметка имеется в прикассовой зоне, в торговом зале она отсутствует; зафиксировавшей данное обстоятельство по состоянию на 14.08.2021 видеозаписью, которая велась в ходе осмотра; сведениями о принятых мерах по устранению нарушений.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований полагать, что у ООО «ТД София» отсутствовала возможность для соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, за нарушение которого ч.2 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не имеется.
Согласно п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции, действовавшей по состоянию на 14.08.2021, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, является, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли «МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» содержат положения о целесообразности в торговом зале и перед кассами нанести разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1,5 м (п.2.11).
В соответствии со ст.ст. 29, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разрешенные в условиях введенного в Пермском крае режима повышенной готовности виды деятельности, возложена обязанность осуществлять противоэпидемические мероприятия, то есть, должны соблюдаться и указанные мероприятия.
Вопреки доводам жалобы, из конструкции п.4.4 СП 3.1.3597-20 следует, что исключительно к физическим лицам относится требование о соблюдении правил личной гигиены, необходимость соблюдения социальной дистанции от 1,5 м до 2 м является общим мероприятием, направленным на «разрыв» механизма передачи инфекции.
Заявителем в жалобе правомерно отмечено, что методические рекомендации по своей правовой природе действительно не являются нормативным правовым актом, однако по настоящему делу методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, 3.1. Профилактика инфекционных болезней, 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в предприятиях торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.06.2020, разработаны для решения задач, направленных на скорейшее предотвращение распространяющегося с высокой скоростью новой смертельно опасной коронавирусной инфекции COVID-19 от человека к человеку в целях применения в совокупности с установленными Федеральным законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарными правилами требованиями для защиты от новой коронавирусной инфекции.
Их неисполнение отдельно от вышеперечисленных положений Федерального закона от 30.03.1999 3 52-ФЗ, СП 3.1.3597-20 в вину ООО «ТД София» не вменялось.
Относительно того, что названные методические рекомендации в части отсутствия разметки юридическому лицу не вменялись, то в протоколе нарушение описано в соответствии с положениями п.2.11 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20, а право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) указанного относится к полномочиям судьи, рассматривающего дело.
В связи с изложенным судьей районного суда правомерно указано на нарушение п.2.11 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20.
Не принимается ссылка на методические рекомендации «МР 3.1.0276-22. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса «Омикрон», в которых отсутствует требование о социальной дистанции, поскольку они утверждены не взамен МР 3.1/2.3.5.0191-20, а предусматривают особенности проведения противоэпидемических мероприятий в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса. В данных методических рекомендациях указывается на то, что комплекс организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 не отменены, являются действующими наравне с СП 3.1.3597-20 и МР 3.1.0276-22.
То обстоятельство, что юридическим лицом осуществляется лишь продажа мебели, то данное обстоятельство не освобождало ООО «ТД София» от выполнения предусмотренной обязанности по нанесению разметок в торговом зале. Как следует из самой жалобы, ее заявитель допускает нахождение в торговом зале нескольких посетителей. Однако габариты товара, его расположение в торговом зале не исключает одновременное нахождение посетителей на дистанции друг от друга менее 1,5 м.
ООО «ТД София»» обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений в период режима повышенной готовности.
Административное наказание назначено с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу 06.04.2022, названный Кодекс дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям», в соответствии с ч.1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно ч.2 ст.54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность ООО «ТД София», которое является субъектом малого и среднего предпринимательства, отнесено к микропредприятиям и по состоянию на момент совершения административного правонарушения было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (в реестре находится с 01.08.2016).
Следовательно, в соответствии с ч.1 ст.4.1.2 КоАП РФ административный штраф должен быть назначен в размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст.6.3 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что постановление по делу об административном правонарушении не исполнено, судья краевого суда полагает возможным назначить административный штраф за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.
Совокупность условий для применения ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется.
Обстоятельства, исключающие административную ответственность в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, отсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ТД София» допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления судьи районного суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 05.03.2022 изменить, назначить ООО «ТД София» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В остальной части данное постановление оставить без изменения, жалобу защитника Чудинова Дениса Борисовича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись