Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-645/2022 ~ М-618/2022 от 15.08.2022

Дело № 2-645/2022

УИД 33RS0018-01-2022-000961-92

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Судогда 26 сентября 2022 года

Судогодский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи         Павлова Р.С.,

при секретаре             Савиновой О.О.,

с участием прокурора             Арапова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судогодского района, действующего в интересах Артамоновой Ларисы Валерьевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Судогодская Центральная районная больница им. Поспелова», Департаменту здравоохранения Владимирской области о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами и взыскании денежных средств,

         УСТАНОВИЛ:

Прокурор Судогодского района, действующий в интересах Артамоновой Л.В., обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ им. Поспелова», Департаменту здравоохранения Владимирской области о понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты, возложении обязанности обеспечения лекарственными средствами и взыскании денежных средств.

Просил взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Артамоновой Л.В. денежные средства в сумме 41563,05 руб., затраченные на приобретение расходных медицинских материалов, обязать ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ им. Поспелова», принять меры к своевременному оформлению рецептов, Департамент здравоохранения Владимирской области к бесплатному обеспечению Артамоновой Л.В. лекарственными средствами: тест-полоски к глюкометру, расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионная система №10, резервуар №10.

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», Консультативно –диагностическая поликлиника ГБУ Владимирской области «Областная клиническая больница» и ООО «Медилон-Фармимэкс».

Прокурор Арапов И.С. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Артамонова Л.В. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, по вызову суда не явилась, заявлений и ходатайств не представила.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ им. Поспелова» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, по вызову суда не прибыл, возражений относительно предмета спора не представил.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», Консультативно –диагностическая поликлиника ГБУ Владимирской области «Областная клиническая больница», ООО «Медилон-Фармимэкс», надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в суд представителей не направили, прислав отзывы на исковое заявление, в которых принятие решения по спору оставили на усмотрение суда.

В соответствии со ст.ст.167, 233 ГПК РФ с согласия представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст.4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Статьей 29 Федерального закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ.

Статьей 70 Федерального закона №323-Ф3 определено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей.

Согласно п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона №323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В него входят дети-инвалиды.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении», утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.

Согласно данному Положению, Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год. Уточнение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки, а также их перераспределение между учреждениями здравоохранения осуществляется в связи с изменением контингента получателей мер социальной поддержки и с учетом фактических расходов. В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, учреждения здравоохранения в пределах объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов, и направляют их уполномоченному па размещение заказа органу, обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам размещения заказов, а также контроль за их исполнением (п.п. 5,8,9 Положения).

Пунктами 10, 12 указанного Положения закреплено, что выписку рецептов на лекарственные препараты осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта.

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации области от 28.12.2020 №891 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года (далее - Программа).

В разделе I Программы № 891 указано, что источниками её финансового обеспечения являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства обязательного медицинского страхования.

Постановлением губернатора Владимирской области от 27.01.2006 № 43 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Владимирской области, в соответствии с п. 1.1 которого Департамент является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения но полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В соответствии с п.п. 2.1-2.3, 21.9 к полномочиям Департамента, в том числе относятся: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктами 3.15, 3.27 Положения предусмотрено, что Департамент реализует федеральные программы по развитию здравоохранения, разрабатывает и реализует областные программы по развитию здравоохранения, осуществляет в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинскою оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных категорий больных, иммунобиологических и других препаратов в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке. Участвует в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.

В перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы государственных гарантий, входит в том числе ГБУЗ ВО «Судогодская центральная районная больница им. Поспелова».

В соответствии с п. 2 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 №4п «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Приказ №4п) назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом.

В силу требований п. 33 Приказа №4п назначение лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии при оказании первичной медико-санитарной помощи; паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях производится в случае одновременного назначения одному пациенту пяти и более лекарственных препаратов в течение одних суток или свыше десяти наименований в течение одного месяца.

Судом установлено, что Артамонова Л.В. является инвалидом ... группы и федеральным льготником, находится на диспансерном учете у эндокринолога с диагнозом «сахарный диабет 1 типа». Указанное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», дает ему право на получение бесплатно по рецептам врача за счет средств федерального и регионального бюджетов всех необходимых лекарственных препаратов.

Специалистами ГБУЗ Владимирской области «Областная клиническая больница» Артамоновой Л.В. назначен приём следующих лекарственных препаратов с применением расходных материалов: инсулин короткого действия: Глулизин (Апидра) или Аспарт+никотимид (ФИАСП), расходные материалы тест-полоски к глюкометру, расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионная система №10, резервуар №10.

В связи с необеспечением необходимыми лекарственными препаратами и расходными материалами Артамонову Л.В., последняя была вынуждена приобрести расходные материалы за счет собственных денежных средств.

Так, Артамонова Л.В. приобрела за свой счет на общую сумму 41563,05 руб. тест-полоски ван тач селект плюс №100, резервуары ММТ-332А (объем 3 мл), катетеры-квис-сет 6/60 (ММТ-399), ланцеты одноразовые №100 (л.д.10-15).

Приведенные обстоятельства подтверждены соответствующими платежными документами и никем из лиц, участвующих в деле, не оспорены.

Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» во Владимирской области отменен прежний порядок финансирования и осуществления закупок лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, определяемый распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 16.01.2020 № 9 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении».

Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» утверждено распределение ассигнований, начиная с 01.01.2021, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.

Организация закупок лекарственных и изделий медицинского назначения возложена на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», распорядителем бюджетных средств является Департамент здравоохранения Владимирской области.

Поскольку Артамонова Л.В., страдающая социально значимым заболеванием, имеющая право на получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно, не была обеспечена требуемым объемом медикаментов, необходимых для поддержания её жизнедеятельности, исковые требования прокурора о возмещении Департаментом здравоохранения Владимирской области понесенных на их приобретение затрат, являются обоснованными.

Ответчиками не оспаривается и материалами дела подтверждается, что в период 2022 года ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ им. Поспелова» полностью отвечало за обеспечение Артамоновой Л.В. необходимыми лекарственными препаратами и расходными материалами в связи с имеющимся у неё заболеванием.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вина в необеспечении расходными материалами Артамонову Л.В. в 2022 году лежит на Департаменте здравоохранения Владимирской области, в связи с чем, затраченные на их приобретение денежные средства в сумме 41563,05 руб. надлежит взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области.

Доказательств исполнения ответчиками обязанности по организации бесплатного обеспечения в 2022 году Артамонову Л.В. необходимыми лекарствами и расходными материалами не представлено.

Исходя из того, что отсутствие препаратов в аптечном учреждении и несвоевременной выписки рецептов и обеспечения необходимыми лекарственными средствами и расходными материалами нарушает права Артамоновой Л.В. на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на ГБУЗ ВО «Судогодская ЦРБ им. Поспелова» своевременно выписывать рецепты, а Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Артамоновой Л.В. лекарственными средствами и расходными материалами, исходя из рекомендованного лечения на период нуждаемости и до момента отмены данных препаратов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 235 -237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Судогодского района удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области «Судогодская Центральная районная больница им. Поспелова» обязанность своевременно выписывать рецепты Артамоновой Ларисе Валерьевне на лекарственные препараты: тест-полоски к глюкометру, расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионная система №10, резервуар №10.

Возложить на Департамент здравоохранения Владимирской области обязанность принять меры к бесплатному обеспечению Артамонову Ларису Валерьевну лекарственными препаратами: тест-полоски к глюкометру, расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионная система №10, резервуар №10 в назначенном объеме и до момента отмены данных препаратов.

Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Артамоновой Ларисы Валерьевны денежные средства в размере 41563 (сорок одна тысяча пятьсот шестьдесят три) руб. 05 коп., затраченные на приобретение лекарственных препаратов.

Разъяснить ответчику, что в силу статей 237, 242 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он вправе подать в суд, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья        ... Р.С. Павлов

15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2022Передача материалов судье
19.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.10.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022Регистрация заявления об отмене заочного решения
22.11.2022Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
23.12.2022Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее