Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-584/2022 ~ М-429/2022 от 31.03.2022

        Дело № 2-584/2022

        УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года                                                                                пгт. Кировское

Кировский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Церцвадзе Г.Д.

при секретаре Асановой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайберди Ф.Э. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ясли-сад «Березка», Администрации Кировского района Республики Крым, 3-и лица МКУ «Отдел образования, молодежи и спорта администрации Кировского района Республики Крым», Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, МКУ "Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района Республики Крым" об индексации заработной платы, возложении обязанности по проведению перерасчета размера заработной платы, взыскании не выплаченной суммы заработной платы, взыскании суммы за задержку расчета, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Хайберди Ф.Э. обратилась в суд с иском, указав, что работает в МБДОУ «Ясли-сад «Березка с ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> и её заработная плата на момент обращения в суд составляет 4417,50 рублей и доплата за стаж 132,52 рублей. Со дня заключения трудового договора и по настоящее время её заработная плата не индексировалась, несмотря на официальные данные об инфляции и требования статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации. Коллектив неоднократно обращался к работодателю с заявлениями об индексации заработной платы. В январе 2018 года был принят коллективный договор, в котором пунктом ДД.ММ.ГГГГ. закреплено обеспечивать повышение уровня реального содержания заработной платы проведением индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. С порядком о проведении индексации она не ознакомлена. По данному вопросу обратились в органы прокуратуры, после чего прокуратура Кировского района направила в адрес работодателя представления о проведении индексации заработной платы. Вопросы индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым на которых не распространяются указы президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации государственной социальной политики и от ДД.ММ.ГГГГ «О национальной стратегии действий в интересах детей на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» индексируются путем увеличения окладов (должностных окладов), ставок заработной платы. Процедура индексации заработной платы не была определена и указами президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации государственной социальной политики и от ДД.ММ.ГГГГ «О национальной стратегии действий в интересах детей на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Все вышеуказанные мероприятия по реализации государственной политики в отношении заработной платы таких категорий работников так и не была разрешена по существу. Считает, что на неё распространяется постановление Совета Министров от ДД.ММ.ГГГГ , а также постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, индексация заработной платы должна быть проведена путем повышения окладов ставок (должностных окладов) как минимум на 4%, что не было выполнено работодателем. Считает, что она имеет право на выплату процентов за задержку выплаты проиндексированной заработной платы, требовать возмещения морального вреда в связи с неправомерными действиями и бездействием ответчика, поскольку действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, она нервничала, плохо спала, переживала, испытывала стресс и т.п.

Истец просит обязать МБДОУ «Ясли-сад «Березка» проиндексировать заработную плату путем повышения оклада на 4% начиная с ДД.ММ.ГГГГ Хайберди Ф.Э. по настоящее время. Обязать МБДОУ «Ясли-сад «Березка» установить с ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад Хайберди Ф.Э. с учетом индексации заработной платы. Обязать МБДОУ «Ясли-сад «Березка» произвести перерасчет и выплатить доплаты к заработной плате за интенсивность труда, за работу в праздничные дни, ночное время с учетом проиндексированной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хайберди Ф.Э. с учетом индексации. Взыскать в пользу Хайберди Ф.Э. не выплаченные суммы индексации заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с МБДОУ «Ясли-сад «Березка» в пользу Хайберди Ф.Э. недоплату к заработной плате в сумме 6710,40 рублей. Взыскать с МБДОУ «Ясли-сад «Березка» в пользу Хайберди Ф.Э. в порядке статьи 236 ТК РФ задержку расчета в сумме 4344,10 рублей. Взыскать с МБДОУ «Ясли-сад «Березка» в пользу Хайберди Ф.Э. в порядке статьи 237 ТК РФ моральный вред в сумме 25000,00 рублей.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.47 оборот).

Ответчик МБДОУ «Ясли-сад «Березка» представителя в судебное заседание не направил, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела. В соответствии с ранее представленными пояснениями, ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, указали, что заработная плата регулярно росла. Также указали на то, что истцом пропущен срок исковой давности, истец была ознакомлена с коллективным договором в ДД.ММ.ГГГГ, в суд обратилась только в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истец ежемесячно получала расчетные листки, в которых указан состав заработной платы, ее размер. Размер заработной платы соответствует среднему размеру заработной платы по Республике Крым для указанной категории работников.

Ответчик Администрация Кировского района Республики Крым представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

3-и лица МКУ «Отдел образования, молодежи и спорта администрации Кировского района Республики Крым», Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, МКУ "Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района Республики Крым" представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указано, в том числе право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 913-О-О, от 17 июля 2014 г. № 1707-О, от 19 ноября 2015 г. № 2618-О).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

В силу ст. 144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

    Индексация - не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы; обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем также, путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

    В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Частью 4 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

    Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

    Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

    В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какое-либо из них не ссылались.

    При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Хайберди Ф.Э. и МБДОУ «Ясли-сад Березка» был заключен трудовой договор , согласно которому истец была принята на работу на должность дворника-садовника на неопределенный срок (пп. а п. 1.2 договора). Работодатель обязался выплачивать сумму в размере 4944 рублей, а также 494 рубля.

     Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу устанавливается 0,5 ставка садовника, установлен должностной оклад 3 100 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад 3 155 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой договор в пункт 5.1 внесены изменения, дополнен пункт «ежемесячно выплачиваются стимулирующие, согласно критериям оценок и положению о стимулирующих выплатах, в том числе за непрерывный стаж работы в отрасли образования в размере 5% в сумме 310 рублей» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен должностной оклад 3281,50 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истц переведена на должность дворника на 0,5 ставки, установлен должностной оклад 3 281,50 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

    Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад 4417,50 руб., установлена налбавка за стаж непрерывной работы в системе образования 3 % от оклада 132,52 руб.

    В соответствии с Уставом МБДОУ «Ясли-сад Березка», утвержденным постановлением Администрации Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ учреждение является некоммерческой образовательной организацией. Финансовое обеспечение деятельности МБДОУ «Ясли-сад Березка» осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета Республики Крым, бюджета муниципального образования Кировский район Республики Крым.

    Система оплаты труда работников МБДОУ «Ясли-сад Березка» регулируется Положением об оплате труда работников МБДОУ «Ясли-сад Березка» г. Старый Крым Кировского района Республики Крым, утвержденным заведующей МБДОУ «Ясли-сад Березка» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) и коллективным договором МБДОУ «Ясли-сад Березка» г. Старый Крым Кировского района Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ, продленным соглашением о продлении коллективного договора от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

    Положение, коллективный договор были приняты в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципального образования Кировский район Республики Крым, утвержденным постановлением администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ и Положением о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

    Положение об оплате труда согласовано с профсоюзным комитетом трудового коллектива МБДОУ «Ясли-сад Березка», что подтверждается данными выписок из протоколов заседания профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с п. 1.19 Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений муниципального образования Кировский район Республики Крым, утвержденного постановлением администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации Кировского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ) размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по категориям работников образовательных организаций подлежат индексации в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров Республики Крым.

    Аналогичное положение содержит п. 1.19 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных образовательных организаций Республики Крым утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

    Из содержания нормы ст. 134 ТК РФ следует, что ответчик МБДОУ «Ясли-сад Березка» как муниципальное учреждение лишен права самостоятельного определения механизма осуществления индексации, и индексация заработной платы его работников зависит от порядка, установленного нормативными актами.

    При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны положением Конституции РФ, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч. 3), а также требованиями Трудового кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (статьи 130, 132, 133, 134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст. 144).

    Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст. 134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым" к полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми законом Республики Крым.

    Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписано Правительству РФ обеспечить, в частности, увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

    Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р в соответствии с пп. "е" п. 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р, одним из мероприятий было предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.

    Постановлением Совета министров Республики Крым от 08.09.2017 № 451 (ред. от 12.02.2021) "Об индексации заработной платы работников государственных учреждений Республики Крым" установлено, что заработная плата работников государственных учреждений Республики Крым индексируется путем увеличения окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по категориям работников государственных учреждений Республики Крым:

    1.1. на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации), - с учетом подпункта 4.2.1 подпункта 4.2 пункта 4 настоящего постановления;

    1.2. на которых распространяются указы Президента Российской Федерации, - с учетом подпункта 4.2.2 подпункта 4.2 пункта 4 настоящего постановления и обеспечения сохранения достигнутых соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Республике Крым в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, согласованными с Министерством финансов Республики Крым.

    Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы категорий работников, указанных в пункте 1 настоящего постановления, индексируются в пределах средств, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период.

    При индексации окладов (должностных окладов), ставок заработной платы их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

    А также, установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета Республики Крым в бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год.

    Таким образом, поскольку истец работает в муниципальном образовательном учреждении, которое в силу ст. 134 Трудового кодекса РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при этом уровень заработной платы истца, согласно справке о начисленной заработной плате, за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время превышает среднюю заработную плату по Республике Крым за эти же периоды, то требования истца о возложении обязанности по индексацию ее заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

    Ранее в судебном заседании представителями ответчика было заявлено о применении последствий пропуска срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, в свою очередь истец в своем заявлении просила названный срок восстановить.

    Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17 и 18; статья 46, части 1 и 2; статья 52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечивать эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости (пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 2-П).

    Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, и обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

    Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

    Как указано в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

    Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

    За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

    При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

    В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

    В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" содержатся разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд. В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.

    В абзаце третьем пункта 16 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

    Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям").

    В абзаце пятом пункта 16 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

    Из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

    Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

    Судом учитывается также и то, что истец ежемесячно получала расчетные листки и знала о начисленных ей суммах заработной платы, ознакомлена с коллективным договором, что подтверждается данными листка ознакомления.

    Таким образом, суд, не находит правовых оснований для восстановления срока за период до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истцом вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права.

    Кроме того, МКУ "Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района Республики Крым" были представлены карточки-справки за ДД.ММ.ГГГГ, которые содержат весь перечень выплат в пользу истца проведенный за указанный период, из содержания которых объективно представляется возможным установить то обстоятельство, что размер оклада истца регулярно увеличивался (л.д.161-174), что свидетельствует об увеличении размера должностного оклада истца.

С учетом изложенного, поскольку суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска в части индексации заработной платы, которые являются основными требованиями, то производные от них требования об установлении должностного оклада с ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности по производству перерасчета и выплаты доплаты к заработной плате за интенсивность труда, за работу в праздничные дни, ночное время с учетом проиндексированной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскания не выплаченных сумм индексации заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ взыскании недоплаты к заработной плате в сумме 6710,40 руб., о взыскании компенсации в порядке 236 ТК РФ в размере 4344,10 руб., а также взыскании компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей суд также находит не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Хайберди Ф.Э. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ясли-сад «Березка», Администрации Кировского района Республики Крым об индексации заработной платы, возложении обязанности по проведению перерасчета размера заработной платы, взыскании не выплаченной суммы заработной платы, взыскании суммы за задержку расчета, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2022 года.

Судья:

2-584/2022 ~ М-429/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хайберди Фатиме Экфетовна
Ялунина Наталья Владимировна
Ответчики
Администрация Кировского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Ясли-сад № 8 "Березка"
Другие
Усеинов Руслан Османович
Прудникова Виктория Сергеевна
Тигиева Ирина Анатольевна
Боюрова Ольга Анатольевна
Плаксина Галина Владимировна
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Кудряшова Лариса Анатольевна
МКУ "Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Кировского района Республики Крым"
Отдел образования, молодежи и спорта администрации Кировского района Республики Крым
Мазинов Сейяр Серверович
Суд
Кировский районный суд Республики Крым
Судья
Церцвадзе Георгий Давидович
Дело на странице суда
kirovskiy--krm.sudrf.ru
31.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
15.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2024Дело оформлено
29.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее