РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ангарск 17 ноября 2023 г.
Ангарский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи - Томилко Е.В.,
при секретаре судебного заседания – Леонтьевой И.А.,
с участием: помощника Ангарского природоохранного прокурора Данилова А.С., действующего на основании прав по должности,
представителя Голубцовой Е.Н. – Гончаренко О.Н., действующей н основании доверенности 38 АА 4084394 от 14.06.2023, сроком действия на 10 лет, с запретом на передоверие полномочий,
представителя ООО «Агроснаб» - Григорьевой Е.А., действующей на основании доверенности б/н от 02.10.2023, сроком действия на 3 месяца, без права передоверия полномочий,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3872/2023 (УИД 38RS0001-01-2023-002553-85) по исковому заявлению Ангарского природоохранного прокурора, в интересах Ангарского городского округа и неопределенного круга лиц, к ФИО1, обществу с ограниченной ответственностью «Агроснаб» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке,
установил:
Ангарский природоохранный прокурор, обратился в Ангарский городской суд ... в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, к ФИО1, обществу с ограниченной ответственностью «Агроснаб» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке, указав в обоснование, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа исполнения природоохранного законодательство установлены факты непринятия собственником земельного участка мер п ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории Ангарского городского округа.
Так, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ... и ... ** проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №, по результатам которого выявлена свалка отходов на площади 7 321 кв.м. в границах координат: №
Свалка отходов расположена частично на почве, частично в котлованах на земельном участке, и состоит из строительных отходов (шифер, кирпич, бревна), лома техники, стеклянных и пластиковых бутылок, а также других видов отходов.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил обращения с отходами).
Согласно сведениям ЕГРН, собственником земельного участка с ** является ФИО1
В нарушение норм права меры по ликвидации отходов на земельном участке с кадастровым номером № собственником не приняты. Участок захламлен отходами, которые размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.
Размещение несанкционированной свалки нарушает интересы правообладателя земельного участка в связи с чем исковое заявление направляется в защиту интересов Ангарского городского округа.
Кроме того, наличие несанкционированных свалок влечет за собой причинение вреда всем компонентам окружающей среды и нарушает основные принципы государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления, направленные на их ликвидацию, в связи с чем исковое заявление направляется в защиту интересов Российской Федерации.
Просит обязать ФИО1, ** гола рождения, уроженку ..., паспорт № выдан ** отделом УФМС России по ... в ... и ..., проживающую по адресу: ..., ..., ..., в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером ... в границах координат:
Северная широта | Восточная долгота |
№ | № |
Обязать ООО «Агроснаб» (ИНН 3801141337) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:26:000000:2235 в границах координат:
№ | № |
№ | № |
Обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером № возложить на ФИО1, ООО «Агроснаб» (ИНН 3801141337) солидарно.
Помощник Ангарского природоохранного прокурора ФИО6 в судебном заседании на требованиях иска настаивал по основаниям, указанным в нем, а также в отзыве на возражения (л.д.121-122). Дополнительно суду пояснил, что на день рассмотрения дела свалка ликвидирована.
Представитель ФИО1 – ФИО5, в судебном заседании требования иска не признала по основаниям, указанным в возражениях (л.д.83-84), пояснениям (л.д.114-115). Дополнительно суду пояснила, что на день рассмотрения дела свалка ликвидирована.
Ответчик ФИО1, представители ООО «РТ-НЭО Иркутск», Управления Россельхознадзора по ... и ..., администрации Ангарского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение (л.д.145-146).
Ранее от представителя Управления Россельхознадзора по ... и ... ФИО7, действующей на основании доверенности № от **, сроком действия до ** поступило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя (л.д.54).
Ранее от представителя ООО «РТ-НЭО Иркутск» ФИО8, действующей на основании доверенности № РТ/2/03 от **, сроком действия до ** поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.57), также поступили пояснения (л.д.60-61).
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку неявка участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.
Определением от ** к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Агроснаб».
Представитель ООО «Агроснаб» - ФИО9, в судебном заседании требования иска не признала на основании отзыва (л.д.172-173), возражений на исковые требования (л.д.187). Дополнительно суду пояснила, что на день рассмотрения дела свалка ликвидирована.
Выслушав участников процесса, исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 5 - 8).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством (ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потреблении, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Часть 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации содержит норму, устанавливающую приоритет земельного законодательства перед гражданским законодательством в тех случаях, когда объектом гражданских прав выступают земельные участки.
Следовательно, если иное не предусмотрено договором аренды, то в силу ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и собственник, и арендатор земельного участка несут солидарные обязанности по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Судом и материалами дела установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ..., южнее 5 155 км. ВСЖД, площадью № кв.м., с видом разрешенного использования для хозяйственной деятельности, является ФИО1 (л.д.29-32, 38-48).
Из заключения Управления Россельхознадзора по ... и ... № от ** по результатам выездной проверки участка № установлено, следующее:
-выявлены признаки неиспользования указанного участка по целевому назначению, в соответствии с установленным разрешенным использованием, т.е. для сельскохозяйственного производства, на всей площади участка ( 1 208 402 кв.м.), участок залесен на площади 91 га, территория участка с преобладанием травянистой растительности, порослью деревьев и кустарников, закочкаренная, заболоченная составляет около 25 га, на площади 4,5 га – русло ... с прилегающей территорией, заросшей древесно-кустарниковой растительностью, т.е. на всей территории участка отсутствуют признаки сенокошения, выращивания сельскохозяйственных культур, обработки почвы, осуществления животноводства, пчеловодства, иных видов сельскохозяйственного производства;
-выявлены признаки использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства российской Федерации, по критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от ** №: на площади около 3 004 кв.м. по данным лабораторных исследований установлено загрязнение земельного участка химическими веществами 1 и 2 классов опасности (подвижные формы тяжелых металлов (медь, цинк, свинец), бенз(а)пиреном;
-на площади около 7 321 кв.м. в координатах № зафиксирована свалка отходов производства и потребления 1, 4, 5 классов опасности. Свалка отходов многолетняя, часть отходов заросла травянистой растительностью, имеются как отходы складирования в 2021-+2022 годах;
-под свалкой отходов зафиксировано загрязнение почвы тяжелыми металлами (медь, цинк, свинец), бенз(а)пиреном, нитратами, серой на общей площади3 004 кв.м., а именно: под свалкой (отбор в S 3 000 кв.м.) отходов выявлены медь (пдв.ф.) 16,3-13,3 ПДК, цинк (пдв.ф.) 2,3-1,7 ПДК, свинец (пдв.ф.) 8,5-6,3 ПДК, сера (вал. сод-е) 4,3-3,6; с места размещения емкости с нефтесодержащей жидкостью (отбор в S 1 кв.м.) зафиксировано 1,3 ПДК бенз(а)пирена, 4,7 ПДК серы (вал.ф), в образце с месте сжигания отходов (отбор в S 3 кв.м.) зафиксированы превышения по содержанию тяжелых металлов (подвижные формы меди(пдв.ф.) 16,3-13,3 ПДК, цинка (пдв.ф.) 2,3-1,7 ПДК, свинца (пдв.ф.) 8,5-6,3 ПДК, серы (вал. Сод-е) 4,3-3,6 ПДК;
-на указанном участке под свалкой отходов (отбор с 3 000 кв.м.) и вместе размещения карьерной выемки и складирования почвосмеси (на площади 6 кв.м.) зафиксировано ухудшение качественного состояния земель, выразившееся в существенном снижении органического вещества и обменного калия;
- на момент осмотра признаков проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель, охране почв проведению мероприятий по освоению участка, проведению рекультивации земель не зафиксировано, что указывает на признаки нарушений ч. 2, 4, 5, 6 ст. 13, абз. 2,4,7,8 ст. 42 Земельного кодекса российской Федерации (л.д.12-28).
** администрацией Ангарского городского округа в адрес ФИО1 вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства № (л.д.74-77).
Как следует из договора аренды земельных участков от ** заключенного между ФИО1 и обществом с ограниченной ответственностью «Агроснаб» арендодатель передает во временное пользование недвижимое имущество, указанное в п.1.2 настоящее договора, арендатору, а арендатор принимает это имущество и обязуется на условиях, в сроки, в размере и порядке, оговоренных в разделе 3 настоящего договора, выплачивать арендодателю за пользование арендованным имуществом арендную плату.
Согласно п. 1.2 договора арендодатель в соответствии с пунктом 1.1 настоящего договора, передает в пользование арендатору земельный участок, площадью 1208402 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственной деятельности, кадастровый №.
В силу п.2.2.3 договора арендатор обязан за свой счет содержать арендуемое имущество в надлежащем состоянии, обеспечивать его сохранность. Осуществлять мероприятия по охране земельного участка, в том числе меры санитарной, пожарной и экологической безопасности.
Соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных предусмотренных законодательством норма, правил, нормативов. Не производить захламление территории арендуемого земельного участка, а также прилегающей к арендованному имуществу территории отходами производства, металлоломом, древесными отходами и т.д., в случае образования таковых своевременно осуществлять их вывоз на полигон для их утилизации. Не осуществлять водоотведение на соседние земельные участки (п. 2.2.4 договора).
Не допускать загрязнения, деградации и ухудшения плодородия почв на земле. Ответственность за такие действия арендатор несет самостоятельно. За свой счет устранять ущерб, причиненный арендуемому имуществу по вине арендатора либо по вине третьих лиц, прямо или косвенно имеющих отношение к арендатору, в том числе пропущенных на территорию арендуемого имущества арендатором, а также в результате не обеспечения сохранности земельного участка (п.2.2.7) (л.д.85-87).
Данный земельный участок передан ООО «Агроснаб» **, о чем свидетельствует акт приема-передачи (л.д.88).
Ранее ** аналогичный договор был заключён между ФИО2 и ООО «Агроснаб» (л.д.116-118, 119).
После смерти ФИО2 ООО «Агроснаб» обратилось с ** с просьбой о заключении договора земельных участков, в том числе №, к ФИО1(л.д.120).
Из акта сверки взаимных расчетов за период с ноября 2022- сентябрь 2023 по договору аренды земельных участков от ** ФИО1 получено от ООО «Агроснаб» 350 000 рублей (л.д.174,175).
Таким образом, судом установлено, что в договоре аренды земельных участков, в том числе и в отношении земельного участка №, заключенного между ФИО1 и ООО «Агроснаб», разграничены обязанности собственника и арендатора по уборке захламленности земельного участка, в связи с чем, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, в силу закона, должна быть возложена и на арендатора – ООО «Агроснаб».
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
Согласно пунктам 2, 9, 10 Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от ** №, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил обращения с отходами).
В нарушение вышеуказанных норм меры по ликвидации отходов на земельных участках с кадастровым номером 38:26:020510:1001 и 38:26:020510:1002 собственником не приняты. Участки захламлены отходами, которые размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от ** №, вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
Нарушение земельного законодательства, законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления приводит к нарушению предусмотренного ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку ухудшают состояние почвы, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, что может повлиять на здоровье жителей населенного пункта и близлежащих районов ....
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Агроснаб» являются обоснованными и подлежат удовлетворению, с отказом в удовлетворении требований к ФИО1
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора ..., суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на ООО «Агроснаб» обязанности о ликвидации свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:26:000000:2235, на 1 месяц со дня вступления решения в законную силу, который отвечает требованиям разумности и достаточности.
В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков заявлено о добровольном исполнении требований иска, данное обстоятельство подтверждается заключением по результатам осмотра части земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:2235 от ** составленному Управлением Россельхознадзора по ... и ... (л.д.179-180), актом обследования от ** Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, которое проводилось в присутствии помощника Ангарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6, в присутствии представителя ФИО1 – ФИО5 (л.д.181-186).
Между тем, суд считает необходимым при разрешении настоящего спора указать, что решение суда о ликвидации свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 38:26:000000:2235 в течении 1 месяца, со дня вступления решения в законную силу, в исполнение не приводить, в связи с добровольным исполнением данного решения в момент рассмотрения спора по существу.
Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет муниципального района, то есть должна взыскиваться в доход местного бюджета.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Таким образом, с ответчика ООО «Агроснаб» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, в соответствии с п.п.3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░1, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 3801141337) ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░ | ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ |
№ | № |
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 3801141337) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░.