Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-697/2021 от 07.06.2021

12-697/2021

Р Е Ш Е Н И Е

7 июля 2021 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8

Судья Всеволожского городского суда <адрес> ФИО2,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление /Д государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды <адрес> по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлениемзаместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Д от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ ФИО1 назначен административный штраф в размере 3500 рублей.

Суказанным постановлением ФИО1 не согласилась, в жалобе просит постановление отменить, производство по дело прекратить, указывает на нарушения норм материального и процессуального права.

В судебное заседаниеФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не заявила.

Судья, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к выводу об отмене постановления и прекращения дела по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ /Д по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.2. КоАП РФ в отношении ФИО1, установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут в ходе рейдовой проверки от ДД.ММ.ГГГГ на территории земельного участка с кад. расположенного по адресу: <адрес>, Колтушское сельское поселение, вблизи <адрес> (согласно данным с официального сайта «Публичная кадастровая карта» - http://pkk5.rosreestr.ru), в точке с координатами: 59.974525, 30.675711 (согласно данным поисково - информационного сервиса «Яндекс карты»), зафиксировано складирование отходов производства и потребления навалом непосредственно на почве, без специального искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия. Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра.

На земельном участке также произведена отсыпка территории отходами грунта с включениями отходов боя бетонных изделий, отходов лома кирпичной кладки, отходов древесины, отходов полиэтиленовой пленки. Площадь спланированной территории, по визуальному наблюдению, составляет около 3000 кв. м. Высота отсыпки, по отношении к прилегающей не отсыпанной территории, составляет от 0.5 до 1 м. Объем складированных и использованных для планировки территории отходов, визуально определить не представляется возможным. На момент осмотра какая-либо деятельность на земельном участке не осуществлялась, работники отсутствовали.

Согласно данным полученным с официального сайта «Публичная кадастровая карта» (http://pkk5.rosreestr.ru), работы по планировке территории отходами и складирование отходов на почве произведены на земельном участке с кад. , имеющем категорию: земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, собственником земельного участка с кад. Номером 47:09:0114001:1364 является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> экспертному заключению -Э-19 от ДД.ММ.ГГГГ исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления по адресу <адрес>, Колтушское сельское поселение, вблизи д. Старая Пустошь, зем. Участок с кад. /:09: 0114001:1364, составило 41510827 руб.

Согласно данным выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кад. имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования для дачного строительства. Площадь земельного участка составляет 4445 кв. м. Собственник земельного участка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ гр.

Таким образом, установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:09:0114001:1364 не предназначен для проведения указанных выше работ, а именно накопление, складирование, размещение отходов производства и потребления (планировка, отсыпка и т.п.) на территории не предусмотрены.

Требования к складированию отходов производства и потребления в нарушение положений федерального законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства ФИО1 не соблюдаются, а именно: площадка для накопления отходов на земельном участке с кадастровым номером 47:09:0114001:1364 не оборудована, отходы накапливаются навалом без специального водонепроницаемого, химически стойкого покрытия.

В нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами-, ФИО1 не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; - обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению; Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов,

Статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 5, п. 7 ст. 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Кроме того в соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 22 указанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены Требования к местам (площадкам) накопления отходов. Так, согласно ч. 1 указанной статьи установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 3.” Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.ДД.ММ.ГГГГ- 03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках, где отходы хранятся без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

-                     временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке:

-                     поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д);

-                     поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;

-                     по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

-                     поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

-                     По мнению должностного лица, указанные требования ФИО1 не соблюдаются.

-                     Действия ФИО1 квалифицированы по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.15. КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В силу ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно сведениям паспорта заявителя ФИО1 адресом ее местажительства и регистрации является адрес - <адрес>, корпус 4,<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом государственного экологического надзора <адрес> направлено уведомление (извещение) от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (на ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут) на имя ФИО1 по адресу <адрес>.

Вся почтовая корреспонденция, в том числе вышеуказанное уведомление (извещение), направлялась административным органом по адресу <адрес>

Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:

-уведомление (извещение) от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления протокола об административном правонарушении с отметкой об адресе отправления на имя ФИО1 (л.д. 88 - 90);

-                     копией кассового чека от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92);

-                     списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92);

-                     почтовым конвертом с отметкой об адресе отправления на имя ФИО1, возвратившегося в административный орган (л.д. 94).

Объект (частный жилой дом) с адресом <адрес>, корпус 4, <адрес> и объект <адрес> являются разными объектами недвижимости и находятся в разных местах населенного пункта.

Поскольку заявитель ФИО1 не проживает и не проживала по адресу <адрес>, то по этой причине не получила соответствующее уведомление (извещение) административного органа от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте составления в отношении нее административного протокола, а также уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом надзорным органом нарушен порядок извещения заявителя ФИО1, все извещения, определения, уведомления по делу об административном правонарушении направлены не по адресу ееместожительства и регистрации (вместо <адрес> корпуса 4 корреспонденция направлена на <адрес>), что противоречит требованиям ст. 25.15 КоАП РФ.

Таким образом, должностным лицом надзорного органа протокол об административном правонарушении вынесен в нарушение требований, установленных ст. 25.15., 28.2. КоАП РФ, что является существенным нарушением норм административного законодательства.

Аналогичным образом, в адрес ФИО1 в нарушение требований ст. ст. 25.15., 28.2. КоАП РФ направлено определение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении времени места рассмотрения дела, которое направлено по неверному адресу, а именно по адресу <адрес>.

Несоблюдение требований КоАП РФ, обеспечивающих создание стороне надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела, повлекло существенное нарушение права ФИО1 на защиту, что недопустимо.

Поскольку нарушены требования ст. 25.15 КоАП РФ, следовательно ФИО1 лишена была возможности для реализации своего права на защиту, в том числе давать объяснения, представлять доказательства относительно вменяемого административного правонарушения, пользоваться услугами защитника, а также иными правами.

В силу ч. 1 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч. 2 ст. 26.5 КоАП РФ).

Так, в материалах дела имеется протокол от ДД.ММ.ГГГГ /Д взятия проб и образцов. Согласно содержанию данного протокола осуществлен отбор пробы с поверхности земельного участка (л.д. 48 - 49).

Согласно протоколам испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ .0.19 следует, что проба отобрана с участка местности, имеющего географические координаты (широта) 59°58"29"N (долгота) 30°40"35"Е (л.д. 84, 86).

Вместе с тем, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ /Д взятия проб и образцов отсутствует информация о том, что проба изымалась непосредственно с участка местности, имеющего географические координаты (широта) 59°58"29"N (долгота) 30°40"35"Е (л.д. 84, 86).

Таким образом, в рамках взятия проб и образцов ДД.ММ.ГГГГ производилось определение координат непосредственного отбора с использованием технического средства (измерительного прибора).

По смыслу ч. 1 ст. 28.6. КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

При этом, в силу ч. 2. 28.6. КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Однако, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ /Д взятия проб и образцов отсутствуют сведения о том каким специальным техническим средством (устройством) производилось определение географических координат, с какой погрешность, и имеет ли данное средство измерения свидетельство о метрологической поверке.

Как следует из ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Таким образом, указанные в протоколах испытательной лаборатории ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ .0.19 географические координаты, не могут служить основанием установления конкретного места отбора проб, произведенного должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такая информация не отражена в самом протоколе отбора проб и образцов.

Указанные нарушения процессуальных требвоаний являются существенными, они не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление подлежит отмене, дело-прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено..

С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление/Д от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды <адрес> по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, дело об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья:

12-697/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Соколова Татьяна Юрьевна
Суд
Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья
Войнова Светлана Петровна
Статьи

ст.8.2 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
vsevgorsud--lo.sudrf.ru
07.06.2021Материалы переданы в производство судье
08.06.2021Истребованы материалы
23.06.2021Поступили истребованные материалы
07.07.2021Судебное заседание
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее