Дело № 2-1207/2024
УИД75RS0025-01-2024-001486-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Мигуновой С.Б., при секретаре Поповой И.П., с участием помощника прокурора Читинского района Бурдуковой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Патриной Е. Н. к Кузьминой И. Н. в лице законного представителя Гориной С. С. о признании утратившей право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец Патрина Е.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями, ссылаясь на то, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По состоянию на 25 марта 2024 года в указанном жилом помещении со 02 февраля 2017 года зарегистрирована ответчик Кузьмина И.Н., которая является дочерью внука истца. В течение длительного периода времени с истцом проживал внук Кузьмин Н.П., которого истец воспитывала с трехлетнего возраста. С 2016 года внук истицы стал проживать в ее доме с Гориной С.С., которой впоследствии, как ребенку-сироте, государство предоставило <адрес>. В 2018 году Горина С.С. сменила место жительства, добровольно переехав в свою квартиру вместе с дочерью Кузьминой И.С. и Кузьминым Н.П., вывезла из дома все свои вещи и с тех пор в доме не проживает, обязательств по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняет. В 2019 году Кузьмин Н.П. также получил от государства квартиру в <адрес>, переехал в нее на постоянное место жительства, а в 2021 году зарегистрировал брак с Кузьминой Н.А., прекратив отношения с Гориной С.С. Истец указывает, что Кузьмина И.Н. членом ее семьи как собственника жилого помещения не является, оснований для сохранения права проживания не имеет, ее местом жительства является место жительства ее матери. Указывая, что наличие регистрации ответчика создает препятствия при продаже дома, истец просит суд признать несовершеннолетнего ответчика Кузьмину И.Н. утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а также обязать Отделение по вопросам миграции отдела МВД России по Читинскому району снять ответчика Кузьмину И.Н. с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании истец Патрина Е.Н. свои исковые требования поддержала, пояснила, что в свое время Кузьмина И.Н. была зарегистрирована в ее доме по месту жительства своего отца Кузьмина Н.П., однако после этого Горина С.С. и Кузьмин Н.П. расстались, у Кузьмина Н.П. сложилась новая семья. Несмотря на это, имея собственное жилье, Горина С.С. отказывается добровольно снять свою дочь с регистрационного учета, требует от нее за это деньги, при этом общаться с правнучкой ей запрещает, семейные отношения между ними прекращены.
Ответчик Горина С.С., действующая в интересах несовершеннолетней Кузьминой И.Н. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу проживания, получение такой корреспонденции не обеспечила, в связи с чем она возвращена в суд по причине истечения срока хранения на отделении почтовой связи. Ранее, будучи уведомленной о предыдущем судебном заседании, в суд также не являлась, по телефону сообщила о своем несогласии с иском.
Рассмотрев дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие законного представителя ответчика, а также в отсутствие представителя третьего лица ОВМ ОМВД России по Читинскому району, заслушав истца, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, с учетом заключения прокурора Бурдуковой Э.Р., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных прав осуществляется судом, путем восстановления положения, существующего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения, иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещение по основаниям, предусмотренным Жилищного кодекса РФ, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им) если данный гражданин в срок, установленный собственником жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно разъяснений, данных судам в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из системного толкования перечисленных норм следует, что право несовершеннолетних детей производно от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права, в том числе на вселение в жилое помещение и проживание в нем.
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, возникающего независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение. Само по себе проживание ребенка и его родителей в жилом помещении, не являющемся местом жительства, которое определено ребенку соглашением родителей, не может служить основанием для признания его не приобретшим права пользования тем жилым помещением. Юридически значимым обстоятельством, в данном случае, является установление факта приобретение несовершеннолетними право пользования каким-либо иным жилым помещением.
Как следует из материалов дела, Патрина Е.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Такое право собственности возникло у Патриной Е.Н. на основании решения Читинского районного суда от 03 декабря 2021 года. Как видно из копии решения суда 12 апреля 2019 года между Патриной Е.Н. с одной стороны и Гориной С.С., действующей за себя и от имени своих несовершеннолетних детей Кузьминой И.Н. и Кузьмина Б.Н., с другой, был заключен договора купли-продажи жилого дома и земельного участка по вышеуказанному адресу с привлечением средств материнского капитала. При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что договор был заключен под влиянием обмана либо заблуждения относительно природы сделки, с нарушением целевого характера средств материнского капитала, в связи с чем признал такой договор недействительным, прекратив права собственности Гориной С.С. и ее детей в отношении недвижимого имущества и признав на него право собственности Патриной Е.Н.
Также установлено, что в соответствии со справкой ОМВД России по Читинскому району от 01 июля 2024 года по адресу: <адрес> зарегистрированы Кузьмина И.Н. со 02 февраля 2017 года; Жилин Н.В. с 18 февраля 2005 года; Патрин В.И. с 11 декабря 1998 года; Патрина Е.Н. с 11 сентября 1998 года.
Из материалов дела следует, что родителями несовершеннолетней Кузьминой И.Н. являются Кузьмин Н.П. и Горина С.С. Зарегистрирована в указанном в иске жилом помещении Кузьмина И.Н. была в силу проживания в нем своего отца Кузьмина Н.П. При этом установлено, что в настоящее время Кузьмин Н.И. и Горина С.С. совместно не проживают, Кузьмин Н.П. 23 сентября 2021 года зарегистрировал брак с Вертипраховой (Кузьминой) Н.В. Согласно договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 03 июня 2019 года, Кузьмину Н.П. для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства нанимателя и членов его семьи предоставлено жилое помещение в <адрес>. Согласно справке Администрации сельского поселения «Смоленское» Кузьмин Н.П., его супруга Кузьмина Н.В. и двое несовершеннолетних детей Вертипрахов Д.А. и Кузьмин Д.Н. зарегистрированы в жилом помещении по вышеуказанному адресу.
Из показаний допрошенного в суде свидетеля Кузьминой Н.В. следует, что она является супругой Кузьмина Н.П., вместе со своими детьми они проживают в квартире, предоставленной ее супругу как ребенку-сироте. У ее супруга есть также дети совместные с Гориной С.С., при этом той также предоставлено жилье как ребенку-сироте неподалеку от них, где они фактически проживают с 2018 года, при этом при расставании Кузьмин Н.П. и Горина С.С. согласовали, что дети будут проживать с матерью, а Кузьмин Н.А. будет помогать в их содержании.
Согласно полученной по запросу суда копии договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 31 августа 2018 года Гориной С.С. для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства нанимателя и членов его семьи предоставлено жилое помещение в <адрес>.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчик не проживает в спорном жилом помещении, не несет расходов по его содержанию, и не один из законных представителей несовершеннолетней Кузьминой И.Н. в принадлежащем истцу жилом помещении не зарегистрирован, каждый из них обеспечен жильем в рамках договоров найма жилого помещения, где вправе зарегистрировать своего ребенка по месту жительства, суд приходит к выводу о том, что истец вправе требовать признания несовершеннолетней Кузьминой И.Н. утратившей право пользования принадлежащим истцу жилым помещением. Напротив, состояние родства и регистрация по спорному адресу при отсутствии семейных отношений не может служить достаточным основанием для вывода о том, что Кузьмина И.Н. является членом семьи собственника квартиры, а, следовательно, имеет право пользования таким жилым помещением. При отсутствии доказательств наличия соглашения с собственником жилого помещения о порядке пользования указанного жилого помещения, суд приходит к выводу о признании Кузьминой И.Н. утратившей право пользования жилым помещением.
Разрешая требования истца об обязании Отделения по вопросам миграции ОМВД России по Читинскому району снять Кузьмину И.Н. с регистрационного учета, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения этих требований отсутствуют. При этом суд учитывает, что в соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае, в том числе, выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. При таких обстоятельствах вступившее в законную силу решение суда о признании Кузьминой И.Н. утратившей право пользования жилым помещением является основанием для снятия ее с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Патриной Е. Н. удовлетворить частично.
Признать Кузьмину И. Н., <данные изъяты> утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В остальной части в удовлетворении требований – отказать.
Решение является основанием для снятия Кузьминой И. Н. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья С.Б. Мигунова
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2024 года.