Дело №
УИД: 91RS0№-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2022 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым о сохранении квартиры в реконструированном виде, признании права собственности на реконструированную квартиру, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым о сохранении квартиры в реконструированном виде, признании права собственности на реконструированную квартиру.
В обоснование исковых требований указано, что на основании решения Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № семье ФИО10 (после брака ФИО3) ФИО6, ФИО4, ФИО1, ФИО2 было выдано Свидетельство о собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> - по 1/4 доле за каждым. Согласно техническому паспорту на квартиру, она расположена на 1-м этаже 5-ти этажного дома и состоит из 3-х комнат жилой площадью 41,0 кв.м., общей площадью 60,5 кв.м.: 1 комната - 13,8 кв.м., 2 комната - 17,1 кв.м., 3 комната - 10,1 в.м., кухня - 6,6 кв.м., туалет - 1,1 кв.м., ванная комната - 2,2 кв.м., коридор - 6,5 кв.м. Квартира была оборудована балконом (террасой) площадью 0,9, 0,8 кв.м., лоджией площадью 1,4 кв.м. Договором дарения 1/4 доли квартиры ФИО4 подарил ФИО1 принадлежащую ему долю в квартире, в результате чего она стала собственником 1/2 доли квартиры. Ранее решением Исполкома Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 было дано согласие на выполнение проектных работ по устройству балкона первого этажа к <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес>. Решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 дано согласие на проведение работ по перепланировке жилого помещения указанной квартиры. Решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 дано согласие на проведение работ по удлинению балкона, не выходя за оси балконов близлежащих квартир. При переходе в состав Российской Федерации квартира приобрела кадастровый №, площадь квартиры за минусом балконов и лоджии зафиксирована 57,4 кв.м. С целью улучшения жилищных условий семьи в указанной квартире истцами проведены работы по реконструкции, перепланировке и переустройству: увеличены балконы, в квартире проведена перепланировка, оборудован отдельный вход в балкон квартиры. Переоборудование (перепланировка) квартиры проведено без получения разрешительных документов, за исключением вышеперечисленных решений. Как указывают истцы, несмотря на то, что перепланировка и переустройство с изменением границ помещений квартиры были произведены без соблюдения требований действующего законодательства, ничьи права при этом нарушены не были, о чем прилагают акт соседей по дому. Поскольку произведённая истцами в квартире и в целом в доме реконструкция повлекла изменение их площадей как общей, так и жилой, полагают, что квартиру в нынешнем состоянии следует признать новой вещью. Постановлением Административной комиссии по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 была привлечена к ответственности в административном порядке за размещение навеса и элемента входной группы (дверного проема) без согласования с Администрацией <адрес>. По вопросу ввода в эксплуатацию реконструированной и перепланированной квартиры истцы обратились в Администрацию <адрес> Республики Крым, однако администрацией города им отказано в виду отсутствия действующего регламента и порядка согласования реконструкций объектов капитального строительства. В связи изложенным истцы обратились в суд с настоящим иском, в котором просят сохранить <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> в реконструированном, перепланированном, переустроенном виде, признать за истицами право долевой собственности на квартиру в следующих долях - ФИО3 – ? доля, ФИО1 – ? доля, ФИО2 – ? доля.
Истцы в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, от их представителя ФИО9, действующей на основании ордера, в судебное заседание поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, в материалы дела представлено ходатайство с просьбой рассматривать дело в его отсутствие.
Согласно положениям статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, обозрев материалы инвентарного дела №, регистрационного дела №, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со статьями 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которых следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как усматривается из материалов дела, на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> принадлежала ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2 по 1/4 доле каждому (л.д.12-13).
Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира расположена на 1-м этаже 5-ти этажного дома и состояла из 3-х комнат жилой площадью 41,0 кв.м., общей площадью 60,5 кв.м.: 1 комната - 13,8 кв.м., 2 комната - 17,1 кв.м., 3 комната - 10,1 в.м., кухня - 6,6 кв.м., туалет - 1,1 кв.м., ванная комната - 2,2 кв.м., коридор - 6,5 кв.м. Квартира была оборудована балконом (террасой) площадью 0,9, 0,8 кв.м., лоджией площадью 1,4 кв.м. (л.д.21-22).
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 было дано согласие на выполнение проектных работ по устройству балкона первого этажа к <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> (л.д.18).
Решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 дано согласие на проведение работ по перепланировке жилого помещения указанной квартиры. При этом ФИО4 необходимо было представить в исполнительный комитет проектную документацию, согласованную в установленном порядке согласно действующего законодательства (л.д.19).
Решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 дано согласие на проведение работ по удлинению балкона, не выходя за оси балконов вышележащих квартир. При этом ФИО4 необходимо было представить в исполнительный комитет проектную документацию, согласованную в установленном порядке согласно действующего законодательства (л.д.20).
На основании договора дарения 1/4 доли квартиры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стала собственником 1/2 доли квартиры (л.д.15). При этом, в сведения об основных характеристика объекта недвижимости указана площадь <адрес>,4 кв.м.
При этом судом установлено, что постановлением Административной комиссии муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 привлечена к ответственности в административном порядке за размещение навеса и элемента входной группы (дверного проема) без согласования с Администрацией <адрес> и подвергнута штрафу в размере 2 000 руб. (л.д.30).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройствоереустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Для проверки доводов истцов по ходатайству их представителя по делу было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
Согласно выводам строительно-технической экспертизы №э от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнений ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-86, 110-111), в <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> выполнены следующие ремонтно-строительные работы по перепланировке: к помещению кухни достроен балкон; в помещении кухни демонтирован подоконный блок; к балкону III достроена лестница, устроена входная металлическая дверь; между помещением № и лоджией I демонтирована перегородка; между лоджией I и балконом II установлена перегородка с дверным блоком; демонтирована перегородка между санузлом и ванной комнаты; устроен совмещенный санузел.
По мнению эксперта, учитывая характер выполненных строительно-технических работ, произведенные работы являются в соответствии с частью 2 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировкой, работы связаны с изменением конфигурации квартиры, требующие внесения изменения в технический паспорт.
<адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> до перепланировки составляла 57,4 кв.м., без учета балконов и лоджии, в том числе: коридор площадью 6,5 кв.м.; три жилых комнаты площадью 17,1 кв.м.,13,8 кв.м., 10,1 кв.м.; кухня площадью 6,6 кв.м.; санузел площадью 1,1 кв.м., ванная площадью 2,2 кв.м., два балкона площадью 0,9 кв.м., 0,8 кв.м.; лоджия площадью 1,4 кв.м.
После выполненной перепланировки <адрес> включает: коридор площадью 6,5 кв.м.; кухню площадью 6,6 кв.м.; две жилых комнаты площадью 17,1 кв.м.,13,8 кв.м., жилую комнату № после перепланировки размерами в плане 2,68x4,65 м, площадью 12,5 кв.м.; совмещенный санузел площадью 3,4 кв.м., два балкона площадью 0,9 кв.м., 6,6 кв.м, (размерами в плане 2,34x2,83 м скоэффициентом 1,0 как для остекленного), достроенный балкон к помещению кухни размерам в плане 0,83x3,0 м, площадью 2,5 м. <адрес> помещений <адрес> после перепланировки без учета балконов и лоджий составляет 59,9 кв.м.
По мнению эксперта, выполненная перепланировка <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес> соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам в реконструированном виде, и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан. Перепланировка (переустройство) квартиры не нарушила целостность конструкции многоквартирного <адрес> в пгт. Орджоникидзе <адрес>.
Давая оценку представленному суду экспертному заключению, суд приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Многоквартирный дом содержит в элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
На основании части 2 статьи 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из приведенного определения демонтаж любой ограждающей конструкции (стены, перегородки и т.п.), входящей в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, является реконструкцией.
На основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с приведенным определением постройка признается самовольной при наличии хотя бы одного из следующих условий (признаков): возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей; отсутствие необходимого разрешения на строительство/реконструкцию; существенное нарушение при возведении объекта специально установленных норм и правил.
При реконструкции помещений многоквартирного жилого дома получение разрешений на такую реконструкцию является обязательным.
Согласно частям 3,4 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, решения о реконструкции, переустройстве и (или) перепланировке помещения многоквартирного дома, связанные с изменением состава общего имущества, принимаются на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений.
При этом для проведения реконструкции, влекущей за собой уменьшение состава общего имущества, необходимо согласие всех 100% собственников помещений многоквартирного дома.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществление любой реконструкции, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.
Демонтаж или реконструкция ряда элементов общего имущества собственников помещений неправомерны даже при наличии согласия на указанные работы всех 100% собственников помещений многоквартирного дома, если обязательность наличия таких элементов установлена нормативным правовым актом. Собственники помещений не имеют права принимать решений и давать согласия на проведение действий, которые приводят к нарушению действующих положений законов или иных нормативных правовых актов.
Согласно подпунктам "в" и "г" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются: в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Таким образом, любые стены и иные ограждающие конструкции (перегородки, перекрытия), как несущие, так и ненесущие, являющиеся частями помещений из состава общего имущества или наружными ограждающими конструкциями, входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Демонтаж любой строительной конструкции, предусмотренной проектной документацией на многоквартирный дом и входящей в состав общего имущества собственников помещений дома, является уменьшением состава общего имущества, влекущим за собой уменьшение количества физических объектов, материалов, входящих в состав общего имущества, а также снижающим уборочную площадь.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что для осуществления работ по изменению параметров объекта капитального строительства - многоквартирного дома в виде возведения пристроек к нему, имеющее внутреннее сообщение с основным зданием, требуется получение согласия всех собственников помещений в данном многоквартирном доме, а в произведенных изменениях объекта капитального строительства - многоквартирного дома наличествуют признаки реконструкции многоквартирного дома.
Из материалов дела усматривается, что истцами фактически произведена реконструкция помещения многоквартирного дома, для которой в силу статьи 14, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо разрешение.
Такое разрешение на реконструкцию истцами получено не было, для его получения с предусмотренным статьей 51 Градостроительного кодекса РФ пакетом документов в уполномоченный орган истцы не обращались.
Строительство пристроек к многоквартирному дому и устройство входов в эти пристройки путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома за счет обустройства проемов в наружной стене, являющейся ограждающей конструкцией, влечет изменение имущества, находящегося в силу закона в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, вследствие строительства пристроек занята территория общедомового имущества – земельного участка, что изменяет режим использования придомовой территории.
Согласно положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, входят в состав общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 4, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статья 51 ГрК РФ).
Приведенные нормы права указывают на обязанность застройщика производить строительство (реконструкцию) объекта недвижимости только при получении разрешения, в установленном законом порядке.
В силу пунктов 1.7.2, 1.7.3 постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", перепланировка, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, ухудшению условий эксплуатации здания, а также условий проживания граждан, не допускается.
Кроме того, в силу положений пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, самовольная установка балконов не допускается.
Согласно статье 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или к муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; деформации недопустимой величины строительных конструкций; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания.
Конструкции, для удовлетворения требованиям по безопасности, должны иметь такие начальные характеристики, которые обоснованы расчетами, результатами исследований и иными способами, чтобы с надлежащей степенью надежности при различных расчетных воздействиях в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений, были исключены разрушения любого характера или нарушения эксплуатационной пригодности, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.
Согласно п. 11.4.6 "СП 63.13330.2012. Свод правил. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003" конструкции следует содержать таким образом, чтобы они выполняли свое назначение, предусмотренное в проекте, за весь установленный срок службы здания или сооружения. Необходимо соблюдать режим эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений, исключающий снижение их несущей способности, эксплуатационной пригодности и долговечности вследствие грубых нарушений формируемых условий эксплуатации (перегрузка конструкций, несоблюдение сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, повышение агрессивности среды и т.п.).
С учетом изложенного, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда требования к состоянию строительных конструкций в процессе эксплуатации здания, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, являются императивными и не могут быть преодолены путем представления доказательств. (Аналогичная позиция изложена в Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-4234/2021-(88-31597/2020).
Как установлено судом, фактически истцами проведены работы, которые являются реконструкцией жилого дома, согласие всех собственников помещений жилого дома истцами не получено, пристройка балкона к помещению кухни, обустройство лестницы к балкону и входной металлический двери, осуществлены без получения соответствующего разрешения на земельном участке, не отведенном под его строительство, ее сохранение нарушает права всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, согласие которых не получено.
Кроме того, суду не представлено доказательств наличия согласия Администрации <адрес> Республики Крым на изменение фасада многоквартирного жилого, как и доказательств согласия муниципального органа на отчуждение истцам земельного участка, который занят самовольным обустройством балкона и лестницы.
Обращение в органы местного самоуправления и последовавший отказ в легализации осуществленной реконструкции сами по себе не могут являться основанием для сохранения жилого помещения в реконструированном виде.
В результате произведенных строительных работ к общей площади квартиры присоединена часть общего земельного участка, находящегося под многоквартирным жилым домом.
Таким образом, при осуществлении истцами работ по самовольной реконструкции, переоборудованию и переустройству принадлежащей им квартиры изменилась её площадь, изменился объект права собственности (и квартира, и многоквартирный дом), который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью.
Протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, иных надлежащих, бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие согласия всех собственников спорного многоквартирного дома на осуществление ответчиками указанной реконструкции суду не представлено, а представленные истцами согласия некоторых жильцов дома, являющихся соседями истцов, не позволяет установить выражение воли всех собственников спорного многоквартирного дома
При указанных обстоятельствах, судом не принимаются во внимание выводы строительно-технической экспертизы №э от ДД.ММ.ГГГГ относительно того, что выполненная в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Орджоникидзе, <адрес>, перепланировка (переустройство) соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушила целостность конструкций многоквартирного жилого дома.
Что касается доводов истцов, о том, что при нахождении Республики Крым под юрисдикцией государства Украины решениями Исполнительного комитета Орджоникидзевского поселкового совета им было дано разрешение на устройство балкона первого этажа и на проведение работ по перепланировке жилого помещения, то суд не может принять их во внимание, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального Конституционного закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым со дня её принятия в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, кроме того, согласно указанным решениям ФИО4 необходимо было представить в исполнительный комитет проектную документацию, согласованную в установленном та тот период порядке, тогда как в материалы дела такая проектная документация не представлена.
Таким образом, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание вышеуказанные нормы действующего законодательства, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Полный тест решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.А. Бойко