Дело № 2-3823/2022
УИД 66RS0007-01-2022-004086-78
Мотивированное решение составлено 14 июля 2022 года КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 07 июля 2022 года
Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Решетниченко И.Г. при секретаре Павловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к Кузнецовой Елене Юрьевне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга обратилось к КузнецовойЕ.Ю. с иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 118.498 рублей.
В заявлении указано, что с ДД.ММ.ГГГГ КузнецоваЕ.Ю. являлась получателем субсидии на жилое помещение и коммунальные услуги. В рамках своих полномочий Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга направлен межведомственный запрос в ИФНС России для получения сведений о доходах получателя субсидии и членов его семьи. В ответе на запрос сообщено, что сведения о доходах супруга Кузнецовой Е.Ю. - КузнецоваА.Л. за период с ДД.ММ.ГГГГ в базе данных инспекции отсутствуют.
Такие обстоятельства расценены Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга как предоставление КузнецовойЕ.Ю. заведомо недостоверных сведений о доходах, на основании которых был определен размер субсидии.
В связи с этим Управлением ЖКХ Администрации г.Екатеринбурга приняты решения о прекращении предоставления субсидии КузнецовойЕ.Ю. За период ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Е.Ю. выплачены денежные средства в сумме 164.304 рублей 41коп. С учетом правомерно начисленной субсидии на сумму 25.814рублей 99коп., сумма субсидии, выплаченной ответчику в отсутствие правовых оснований, составляет 138.489рублей 42коп., что является ее неосновательным обогащением.
Кроме того, КузнецовойЕ.Ю. по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена субсидия за период ДД.ММ.ГГГГ в размере 19.991рублей 42коп. Указанная сумма субсидии была удержана в счет погашения образовавшейся задолженности.
Таким образом, общая сумма неосновательного обогащения, подлежащая возврату, составляет 118.498 рублей.
В судебном заседании представитель истца Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга Дубровина А.К. иск поддержала.
Ответчик КузнецоваЕ.Ю. иск не признала, заявила о пропуске срока исковой давности.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Главы Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга.
На основании Закона Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Правила), уполномоченный орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии на основании поступившего в уполномоченный орган от гражданина заявления о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и необходимых документов (сведений), предусмотренных п. 8, п. 8 (1) Правил.
Пунктом 7 указанных Правил установлено, что решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
В силу п. 8 Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Согласно п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В соответствии с п. 42 Правил, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Согласно п. 42(1) Правил, уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.
Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
В п. 60 Правил предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе, представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии.
Судом установлено, что на основании заявлений КузнецовойЕ.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ ей Управлением жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга были назначены субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктами 32, 33 вышеуказанных Правил предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за ДД.ММ.ГГГГ месяцев. Отсчет указанного ДД.ММ.ГГГГ до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
а) супругом (супругой);
б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Статьей 2 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», установлено, что учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
В рамках полномочий, предусмотренных ст. 3 указанного Федерального Закона РФ, Управлением истребованы сведения о доходах Кузнецовой Е.Ю. и членов его семьи.
Согласно ответу ИФНС России сведения о доходах ее супруга КузнецоваА.Л. за период с ДД.ММ.ГГГГ базе данных инспекции отсутствуют.
Таким образом, довод Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о предоставлении КузнецовойЕ.Ю. недостоверных сведений о доходах своего супруга, является обоснованными.
Доказательств иного суду не представлено.
Обсуждая заявление Кузнецовой Е.Ю. о пропуске срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ст. 199 Гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 42(1) Правил, уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.
Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что течение срока исковой давности начинается не только в момент, когда лицо достоверно узнало о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком, но и в момент, когда такое лицо должно было узнать о таких обстоятельствах (при неукоснительном выполнении требований п. 42(1) Правил – при принятии решения о предоставлении субсидии), что должно быть оценено в совокупности с принципами разумности и добросовестности действий участников спорных правоотношений.
Настоящее исковое заявление предъявлено Управлением жилищного и коммунального хозяйства ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что с заявлениями о предоставлении субсидии за оспариваемые истцом периоды КузнецоваЕ.Ю. обращалась в ДД.ММ.ГГГГ, решения о назначении субсидий приняты также в ДД.ММ.ГГГГ, именно с этих моментов у истца имелась возможность проверки достоверности предоставленных сведений.
Таким образом, по требованиям о взыскании сумм выплаченной субсидии за жилое помещение и коммунальные услуги за период с марта ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищного и коммунального хозяйства пропущен срок исковой давности, так как истец обратился в суд с иском в ДД.ММ.ГГГГ то есть спустя более <данные изъяты> после окончания предоставления субсидии ответчику.
Поскольку судом установлен факт пропуска истцом срока исковой давности, в удовлетворении иска Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга к КузнецовойЕ.Ю. о взыскании неосновательного обогащения надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (ОГРН №, ИНН №) к Кузнецовой Елене Юрьевне (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданина РФ № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес>, код подразделения №) о взыскании неосновательного обогащения – отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Председательствующий (подпись)
Копия верна. Судья