РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года г. Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Филатовой О.Е.,
при секретаре судебного заседания Лекаревой О.А.,
с участием представителя истца Пампурова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора г.Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» о возложении обязанности произвести замену фильтров грубой очистки и установить ограждение на насосных станциях,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Октябрьск Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МУП г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» о возложении обязанности произвести замену фильтров грубой очистки и установить ограждение на насосных станциях.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Октябрьск Самарской области проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», в ходе которой установлено, что ответчиком оказываются услуги по подаче питьевой воды населению не отвечающие требованиям качества. Обслуживание системы водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», учредителем которого является администрация г.о.Октябрьск. В адрес руководителя МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» направлено требование от 25.09.2023 о необходимости предоставить сведения об имеющихся недостатках коммунальной инфраструктуры, препятствующих достижению нормативных значений добываемой питьевой воды. В ответ на указанное требование получен ответ, из содержания которого следует, что в целях улучшения качества питьевой воды организации необходимо выполнить мероприятия по замене фильтров грубой очистки на насосных станциях №, №, №, а также установить ограждение на насосной станции №. По факту необходимости проведения вышеуказанных работ в адрес руководителя МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» внесено представление об устранении допущенных нарушений. Из ответа МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» следует, что провести указанные работы не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых денежных средств у организации. Таким образом, бездействие МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», выразившееся в непринятии указанных мер, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г.Октябрьск Самарской области Пампуров А.А. уточнил заявленные требования и просил обязать МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» выполнить указанные в иске работы в срок до 31.12.2024.
Представитель ответчика МУП г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» - Скрипникова П.Д., действующая на основании доверенности от 09.01.2023, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования признает в полном объеме, просит предоставить срок для устранения выявленных нарушений до 31.12.2024 (л.д.45).
Представитель третьего лица администрации г.Октябрьск Самарской области - ФИО5, в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела без её участия, не возражает против исковых требований (л.д.59).
Выслушав представителя истца Пампурова А.А., исследовав письменные доказательства, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения городских округов, согласование инвестиционных программ, заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основными принципами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. При этом положения указанного Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
Так, обеспечение ресурсоснабжающей организацией коммунального комплекса сохранности, модернизации и ремонта инженерных и сетевых коммуникаций, а также иного имущества, необходимо для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов потребителям надлежащего качества.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) (далее по тексту - Правила) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В соответствии с пп. «а» п.31 Правил, юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
На основании п.2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что на основании требования прокурора г.Октябрьск Самарской области от 25.09.2023 (л.д.9) МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» 28.09.2023 предоставило сведения о том, что в целях улучшения качества питьевой воды необходимо выполнить следующие мероприятия: заменить фильтры грубой очистки на насосных станциях №, №, № и установить ограждения на насосной станции № (л.д.10).
09.10.2023 прокурором г.Октябрьск проведена проверка исполнения МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» требований жилищного законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» оказываются услуги по подаче питьевой воды населению не отвечающие требованиям качества, в связи с чем в адрес руководителя МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» было внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.6-7).
08.11.2023 указанное представление было рассмотрено и дан ответ, в котором указано, что в целях улучшения качества питьевой воды необходимо выполнить следующие мероприятия: заменить фильтры грубой очистки на насосных станциях №, №, № и установить ограждения на насосной станции №. Однако провести указанные работы не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых денежных средств у организации (л.д.8).
Непринятие МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» своевременных мер, направленных на замену фильтров грубой очистки воды на насосных станциях и установление ограждения на насосной станции, противоречит требованиям действующего законодательства. Ненадлежащее оказание услуг по подаче населению питьевой воды не отвечающей требованиям качества влечет нарушение прав граждан как потребителей, имеющих право на надлежащее оказание услуг по водоснабжению. Непринятие своевременных мер к замене фильтров грубой очистки воды на насосных станциях и установлению ограждения может повлечь за собой возникновение массовых инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний среди населения и представляет угрозу жизни и здоровью граждан, соответственно, привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.10 Закона №416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статей 294 и 295 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно свидетельствам от 03.06.2005 и от 07.09.2005 муниципальное образование г.о.Октябрьск Самарской области является собственником насосных станций №, №, № (л.д.31, 33-34).
В соответствии с договором от 19.01.2009 МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом г.о.Октябрьск» передало МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» в хозяйственное ведение имущество, в том числе, указанные насосные станции.
Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» имеет право пользоваться и распоряжаться имуществом, передаваемым ему в хозяйственное ведение.
МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» обязано использовать имущество, передаваемое ему в хозяйственное ведение, для осуществления предусмотренной его уставом деятельности с целью удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения Российской Федерации и получения прибыли; обеспечить сохранность передаваемого имущества, его эффективное использование, осуществлять эксплуатацию в соответствии с установленными нормами и правилами, своевременно производить капитальный и текущий ремонты (п. 2.2 договора).
Из вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», пользующееся и распоряжающееся имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, в пределах, установленных действующим законодательством, обязано осуществлять техническое обслуживание и ремонт водопроводных сетей, включая капитальный и текущий.
Анализируя вышеприведенные нормы закона, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в сфере водоснабжения ответчиком не устранены, принимая во внимание, признание иска ответчиком, а также, что указанные насосные станции находятся в хозяйственном ведении МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление», которое несет бремя содержания данных насосных станций, обязано поставлять населению питьевую воду надлежащего качества, а также то, что бездействием ответчика по невыполнению работ, связанных с заменой фильтров грубой очистки на насосных станциях и установлению ограждения на насосной станции, создается реальная угроза безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленного требования истца о возложении на МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» обязанности по устранению выявленных нарушений и приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями законодательства.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая мнение сторон, объем работ, с учётом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда до 31.12.2024. Указанный срок исполнения решения, с учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения решения суда, объема работ необходимых для устранения нарушений является разумным и достаточным для исполнения.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче иска прокурор г.Октябрьск Самарской области был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с МУП г.о.Октябрьск «Жилищное управление» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, что соответствует требованиям п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» (ИНН 6325037090, ОГРН 1056325042542) обязанность в срок до 31.12.2024 произвести замену фильтров грубой очистки воды - на насосной станции №1, расположенной по адресу: Самарская область, г.Октябрьск, ул.Колхозная, насосной станции №3, расположенной по адресу: Самарская область, г.Октябрьск, ул.Шишулина, насосной станции №4, расположенной по адресу: Самарская область, г.Октябрьск, район оврага «Пустынный», а также установить ограждение на насосной станции №4.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г.о.Октябрьск Самарской области «Жилищное управление» (ИНН 6325037090, ОГРН 1056325042542) государственную пошлину в доход бюджета городского округа Октябрьск Самарской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Е. Филатова
Решение в окончательной форме изготовлено 16.02.2024.
Председательствующий судья О.Е. Филатова