Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-627/2022 ~ М-637/2022 от 20.07.2022

Мотивированное решение изготовлено: 08 ноября 2022 года.

Дело № 2-627/2022

УИД 27RS0021-01-2022-000986-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Переяславка 07 ноября 2022 года

Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Петровской Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шандыба Е.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора района имени Лазо Истоминой Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора района имени Лазо в интересах Косициной Ольги Валерьевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «РБ района имени Лазо», министерству здравоохранения Хабаровского края, Правительству РФ, Министерству здравоохранения РФ, Правительству Хабаровского края об обязании совершить определенные действия,

установил:

истец-прокурор района имени Лазо обратился в суд с данным иском к КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», Министерству здравоохранения Хабаровского края, указывая, что в прокуратуру обратилась Косицина О.В. с заявлением об оказании помощи во взыскании компенсации за оплату отпуска, компенсации морального вреда. По результатам проверки установлено, что Косицина О.В. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», в силу должностных обязанностей оказывала медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем работнику осуществлялись стимулирующие выплаты. По информации, предоставленной ответчиком, у работодателя имеется задолженность перед Косициной О.В. в размере 4508,61 рублей.

В связи с указанным истец просит обязать КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» выплатить Косициной О.В. задолженность по оплате отпуска в размере 4508,61 рублей в течение 15 дней с момента поступления финансирования; обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края профинансировать выплату задолженности по оплате отпуска перед Косициной О.В. в размере 4508,61 рублей в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» выплатить Косициной О.В. компенсацию морального вреда в размере 200,00 рублей в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи от 25 августа 2022 года в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Правительство РФ, Министерство здравоохранения РФ и Правительство Хабаровского края.

Определением суда от 25 октября 2022 года в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ к производству суда принято заявление истца об увеличении исковых требований, в котором прокурор района имени Лазо Хабаровского края просит суд возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска Косициной О.В. в сумме 4952,61 рублей, взыскать с КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» при поступлении денежных средств от Министерства здравоохранения Хабаровского края задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска Косициной О.В. в сумме 4952,61 рублей, обязать КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» выплатить Косициной О.В. компенсацию морального вреда в размере 200,00 рублей в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Лицо, в интересах которого подан иск, Косицина О.В. извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

Ответчик Министерство здравоохранения Хабаровского края, соответчики Правительство Хабаровского края, Министерство здравоохранения РФ, правительство РФ, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Министерство здравоохранения РФ представило заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие его представителя.

Представитель ответчика КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» Задорожная Д.О. по телефону ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия. Ранее в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснила, что не является причинителем вреда работнику, в связи с чем требования истца о взыскании с учреждения компенсации морального вреда незаконны.

При таких обстоятельствах, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку препятствий к этому не имеется.

Представитель истца – помощник прокурора района имени Лазо Истомина Г.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.

От ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик исковые требование не признает, считает их незаконными и необоснованными, указывая, что в период с апреля по октябрь 2020 года осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Решение о государственной поддержке медицинских и иных работников медицинских организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в виде дополнительных выплат стимулирующего характера было принято Правительством РФ в 2020 году, а не работодателем или Министерством. Источником финансирования указанных стимулирующих выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направленные из резервного фонда Правительства РФ в бюджеты субъектов РФ. Выделенные РФ средства носили строго целевой характер и не могли использоваться работодателем по своему усмотрению. Системой оплаты труда краевых государственных учреждений, подведомственных Министерству, указанные стимулирующие выплаты предусмотрены не были. В трудовых договорах, заключенных с работниками учреждений, подведомственных Министерству, данные выплаты отсутствуют. Источником финансового обеспечения данных стимулирующих выплат были определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, соответственно, расходы на оплату отпускных в части стимулирующих выплат, включенных в расчет среднего заработка, должны осуществляться также за счет средств федерального бюджета. Выплата отпускных в части стимулирующих выплат за счет других источников финансирования (средств обязательного медицинского страхования, приносящей доход деятельности, краевого бюджета) будет являться нецелевым расходованием средств по этим источникам. В 2020 году средства федерального бюджета для осуществления расходов на оплату отпускных в части стимулирующих выплат выделялись субъектам РФ, в том числе Хабаровскому краю. Все федеральные средства, выделенные краю в 2020 году, распределены между подведомственными учреждениями и израсходованы на выплату отпускных работникам, которым были предоставлены отпуска в 2020 году. Постановлением Правительства РФ от 07 июля 2021 года № 1124 утверждены Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами РФ расходов на указанные цели. В соответствии с Правилами субъектам РФ, в том числе Хабаровскому краю, выделены дополнительные средства для осуществления расходов на оплату отпускных в части стимулирующих выплат в 2021 году из федерального бюджета. Размер иного межбюджетного трансферта составил 124 929 400 рублей при потребности в 228 600 000 рублей. За счет данных средств была погашена задолженность перед работниками, которым предоставлены отпуска до апреля – мая 2021 года. Министерство здравоохранения Хабаровского края ежемесячно направляет в Министерство здравоохранения РФ информацию о дополнительной потребности Хабаровского края в средствах для осуществления оплаты отпусков в части стимулирующих выплат. Таким образом, Министерством предприняты все исчерпывающие меры для получения средств федерального бюджета для оплаты отпускных в части стимулирующих выплат. Кроме того, прокурор, заявляя требования к Министерству об обязании профинансировать выплату задолженности по оплате отпуска перед медицинским работником, не обосновал его. Истцом не указано, какими нормами права предусмотрена такая обязанность Министерства.

Согласно отзыву на исковое заявление соответчика Правительства Хабаровского края, выплаты стимулирующего характера для оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, установлены Правительством РФ, следовательно, данные меры поддержки подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета в полном объеме. Полученные федеральные средства доведены до учреждений здравоохранения. Вины в не предоставлении отпускных по стимулирующим выплатам в действиях Министерства здравоохранения края и районной больницы не содержится. Министерством здравоохранения РФ и Правительством Хабаровского края заключено соглашение о предоставлении в 2021 году иного межбюджетного трансферта, в рамках которого краю выделено 124929400 рублей, в то время как потребность составляет 228600000 рублей. Полученная сумма распределена Министерством здравоохранения края между учреждениями здравоохранения на соответствующие цели. Учреждениями здравоохранения полученные денежные средства выплачены медицинским работникам. Кроме того, поскольку Министерством здравоохранения РФ не выполнены установленные законодательством обязательства по предоставлению иных межбюджетных трансфертов в объеме, покрывающем потребность субъекта РФ в выплатах отпускных по стимулирующим выплатам медицинским работникам, отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда ввиду отсутствия вины районной больницы и Министерства здравоохранения края. В этой связи полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.

Соответчик Министерство здравоохранения РФ в своем отзыве на исковое заявление выразил несогласие с исковыми требованиями, полагал их не подлежащими удовлетворению. Указал, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Соглашений между Минздравом России и гражданином, в интересах которого подано исковое заявление, о выполнении трудовой функции за плату в интересах, под управлением и контролем Минздрава России не заключалось, трудовых отношений не возникало, как и, соответственно, обязанности по оплате отпусков, в связи с чем Минздрав РФ участником спорных материальных правоотношений не является. Истцом в обоснование заявленных требований не представлено доказательств того, что нарушение прав лица, в интересах которого подан иск, обусловлено незаконными действиями Минздрава России. Ссылаясь на нормы действующего бюджетного законодательства, указал, что решение вопросов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта РФ относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Определение размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и является их расходным обязательством, исполнение которого недопустимо за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, то есть федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлен особый порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ, в соответствии с которым бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, предусмотренные в составе федерального бюджета, используются по решению Правительства РФ. В этой связи истцом, требующим обязать Минздрав России произвести финансирование расходов Хабаровского края, избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку исходя из принципа разделения властей, судебные акты судов общей юрисдикции не могут подменять собой решения органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда полномочия на принятие таких решений предусмотрены федеральным законом. Принятие решения об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ, принимаемом в специальном порядке. Минздравом России в установленном Бюджетным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ порядке в 2020 и 2021 годах предоставлены Минздраву Хабаровского края иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, в полном объеме. Таким образом, Минздрав России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Выслушав представителей сторон, изучив отзывы на исковое заявление ответчика и соответчиков, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением в интересах Косициной О.В. в связи с нарушением ее прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений.

Так, из заявления Косициной О.В., поданного ей прокурору района имени Лазо Хабаровского края, следует, что она является сотрудником КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо». Ей произведено начисление отпускных, однако выплаты осуществлены не в полном объеме в соответствии с требованиями постановлений Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484, от 02 апреля 2020 года № 415, постановления Правительства Хабаровского края от 24 апреля 2020 года № 172-пр. Просит обратиться в суд с иском в защиту ее интересов о взыскании недополученных сумм заработной платы, а также компенсации морального вреда в размере 200,00 рублей.

Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ года к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ года, Косицина О.В. работает в КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» в должности санитарки структурного подразделения инфекционный госпиталь, 2 пост (отделение АиР с палатами реанимации и интенсивной терапии).

Пунктом 2.3.3 дополнительного соглашения установлено право работника на получение, а пунктом 3.2.4 дополнительного соглашения установлена соответствующая обязанность работодателя на выплату своевременно и в полном объеме заработной платы в соответствии с трудовым договором.

В силу пункта 3.2.7 дополнительного соглашения работодатель обязан исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.

В соответствии с пунктом 8.1. дополнительного соглашения работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств и обязательств, установленных законодательством РФ, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.

Согласно статье 114 Трудового кодекса РФ, работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Статьей 139 Трудового кодекса РФ определено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Судом установлено, что в период с апреля по октябрь 2020 года на основании постановлений Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 415, от 12 апреля 2020 года № 484 медицинским работникам КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, устанавливались выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам.

Данные выплаты в силу закона учитывались при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска, в том числе работнику Веремейчик Е.А., отнесенной к категории работников, которым установлены Правительством РФ стимулирующие выплаты за особые условия труда.

Согласно расчетному листку Косициной О.В. за сентябрь 2021 года, а также справке, выданной Косициной О.В. КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», в сентябре 2021 года данному работнику были начислены отпускные в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года – 25 календарных дней в сумме 4952,61 рублей. Данная сумма начислена, но не выплачена, так как в данном источнике отсутствует финансирование.

Таким образом, в ходе рассмотрение дела установлено, что у ответчика КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» имеется задолженность перед работником Косициной О.В. по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 4952,61 рублей. Данный факт подтверждается как письменными материалами дела, так и пояснениями представителя ответчика, признавшего в судебном заседании исковые требования в этой части.

КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» является бюджетным учреждением субъекта РФ. В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Устава КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», учредителем учреждения является Хабаровский край. Органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является Министерство здравоохранения Хабаровского края. Учреждение находится в ведомственном подчинении учредителя.

Подпунктом 14 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июля 2007 года № 149-пр, установлено, что Министерство здравоохранения Хабаровского края осуществляет в сфере здравоохранения в числе прочих функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и подведомственных ему организаций.

Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вопросы материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Поскольку образовавшаяся перед Косициной О.В. задолженность относится к полагающимся ей как работнику краевого бюджетного учреждения выплатам, данная задолженность может быть погашена работодателем после поступления соответствующих сумм от главного распорядителя бюджетных средств, которым в данном случае выступает Министерство здравоохранения Хабаровского края. В противном случае действия КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо Хабаровского края» по оплате задолженности за счет иных источников финансирования могут привести к нецелевому использованию поступающих учреждению денежных средств.

Таким образом, требования прокурора в интересах Косициной О.В. о выплате задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 4952,61 рублей при поступлении денежных средств от Министерства здравоохранения Хабаровского края подлежат удовлетворению. При этом надлежит указать, что задолженность образовалась в связи с начислением Косициной О.В. в 2020 году выплат стимулирующего характера за участие в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Такое указание позволит исключить вероятность нарушения принципа исполнимости решения суда.

Разрешая требования истца о компенсации морального вреда работнику, суд руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу статьи 3 Трудового кодекса РФ, лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Определяя размер такой компенсации, суд не может действовать произвольно. При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовые прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

При разрешении настоящего спора установлено, что на протяжении длительного времени, а именно с августа 2021 года КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» не оплатило Косициной О.В. ежегодный оплачиваемый отпуск в полном объеме, то есть не исполнило возложенную на него как на работодателя статьями 22, 114 Трудового кодекса РФ обязанность.

К доводам представителя ответчика Задорожной Д.О. о незаконности требований истца в этой части в связи с отсутствием вины работодателя в нарушении трудового законодательства суд относится критически, поскольку сторонами трудовых отношений в силу закона является работник и работодатель. Право работника на получение своевременно и в полном объеме причитающихся сумм не может ставиться в зависимость от наличия финансового обеспечения работодателя. Отсутствие в организации денежных средств не является уважительной причиной неисполнения взятых на себя обязательств перед работником и не влечет отсрочку их исполнения.

Таким образом, в данном случае причины невыплаты причитающихся работнику сумм не свидетельствуют об отсутствии вины работодателя, однако подлежат учету при определении степени вины учреждения и, соответственно, размера компенсации морального вреда.

Суд при решении вопроса о размере компенсации морального вреда также учитывает значимость для Косициной О.В. права на справедливую оплату труда.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленный прокурором размер компенсации обоснованным и соответствующим требованиям разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника, характеру и глубине нравственных страданий и переживаний работника, объему нарушений, степени вины работодателя.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в этом решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требование о компенсации морального вреда работнику не относится к категории требований, предполагающих возможность установить срок для исполнения. Решение суда о взыскании компенсации морального вреда подлежит исполнению по общим нормам права, регулирующим порядок и сроки исполнения судебных актов.

При указанных обстоятельствах, с ответчика КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо Хабаровского края» в пользу Косициной О.В. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 200,00 рублей. Однако требование прокурора об установлении срока исполнения решения суда не подлежит удовлетворению.

Прокурор, обращаясь в суд с данным иском в защиту трудовых прав Косициной О.В. просит возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска, обосновывая требования тем, что данный орган является главным распорядителем средств бюджета, на него возложена Бюджетным кодексом РФ ответственность по финансированию имеющихся у бюджетного учреждения обязательств.

Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, должно быть указано, в чем конкретно заключаются его интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Предметом настоящего спора является нарушение трудовых прав Косициной О.В. как работника КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», связанных с задержкой причитающихся ей выплат, что свидетельствует о наличии индивидуального трудового спора.

В силу статьи 381 Трудового кодекса РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, а индивидуальный трудовой спор представляет собой разногласия между указанными сторонами трудовых отношений.

Прокурор, обращаясь в интересах Косициной О.В. в нарушение норм процессуального права, не указал, какое право данного гражданина нарушено Министерством здравоохранения Хабаровского края, какие нормы закона, возлагающие определенные обязательства перед Косициной О.В. как работником, не исполнены данным ответчиком.

Заявленное прокурором требование о возложении обязанностей на Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансирование полагающихся работнику выплат не направлены непосредственно на защиту прав Косициной О.В. и по существу свидетельствует о выходе за пределы предусмотренных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочий, направленных на защиту прав и законных интересов определенных категорий граждан.

Кроме того, общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ установлены Бюджетным кодексом РФ.

В статье 1 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что данным кодексом регулируются отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга.

Заявляя требование о финансовом обеспечении выплат работнику, прокурор в иске указывает, что данные суммы образовались в связи с установлением постановлениями Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 451 и от 12 апреля 2020 года № 484 стимулирующих выплат медицинским работникам в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Источником финансирования данных выплат были определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направленные из резервного фонда Правительства РФ, соответственно, и расходы на оплату отпускных в части стимулирующих выплат, включенных в расчет среднего заработка, должны осуществляться за счет средств федерального бюджета путем предоставления иного межбюджетного трансферта.

В силу статьи 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Как установлено пунктом 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ, в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

Пунктом 5 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (пункт 6 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ).

Так, постановлением Правительства РФ от 08 июля 2020 года № 998 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.

В рамках данных правил Правительством РФ в 2020 и 2021 году издавались распоряжения о выделении из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на вышеуказанные цели.

Таким образом, порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, которые указаны прокурором в качестве источника финансирования спорных выплат, установлен действующим бюджетным законодательством, а порядок выделения конкретных выплат – Правительством РФ.

Прокурор в обоснование иска также указывает, что на Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность по формированию потребности в финансировании указанных выплат, однако доказательств неисполнения Министерством данной обязанности суду не представлено. По своему содержанию требования прокурора о финансовом обеспечении расходов являются требованиями о соблюдении Министерством здравоохранения Хабаровского края бюджетного законодательства, то есть возложенной на него законом обязанности.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлены способы защиты права, которые лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать в целях восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

Таким образом, истцом, требующим обязать Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо», избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку исходя из принципа разделения властей, установленного статьей 10 Конституции РФ, судебные акты не могут подменять решения органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда полномочия на принятие таких решений предусмотрены федеральным законом.

При указанных обстоятельствах, требование истца в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Хабаровского края произвести финансовое обеспечение расходов КГБУЗ «Районная больница района имени Лазо» для погашения задолженности по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска перед Косициной О.В. не подлежат удовлетворению.

По тем же причинам суд не вправе своим решением возложить данную обязанность на Правительство РФ и Министерство здравоохранения РФ, в связи с чем для удовлетворения требований истца в этой части к указанным соответчикам также не имеется оснований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах Косициной Ольги Валерьевны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Районная больница района имени Лазо» Министерства здравоохранения Хабаровского края о взыскании задолженности по оплате отпуска, возложении обязанности по выплате компенсации морального вреда, к Министерству здравоохранения Хабаровского края, Правительству Хабаровского края, Министерству здравоохранения Российской Федерации о возложении обязанности произвести финансовое обеспечение расходов на погашение задолженности по оплате отпуска – удовлетворить в части.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница района имени Лазо» Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1152720000047, ИНН 2713018406) в пользу Косициной Ольги Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , задолженность по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска медицинскому работнику, непосредственно участвующему в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, которому производились выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, в размере 4952 (четыре тысячи девятьсот пятьдесят два) рубля 61 копейку после поступления денежных средств от главного распорядителя и получателя средств бюджета - Министерства здравоохранения Хабаровского края.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница района имени Лазо» Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Косициной Ольги Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 200 (двухсот) рублей 00 копеек.

В удовлетворении остальной части требований истцу – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Петровская

2-627/2022 ~ М-637/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор района имени Лазо
Косицина Ольга Валерьевна
Ответчики
Министерство зравоохранения Хабаровского края
Министерство здравоохранения Российской Федерации
КГБУЗ "РБ района имени Лазо"
Правительство Хабаровского края
Правительсьтво Российской Федерации
Суд
Суд района имени Лазо Хабаровского края
Судья
Петровская Елена Владимировна
Дело на странице суда
lazo--hbr.sudrf.ru
20.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2022Передача материалов судье
21.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Подготовка дела (собеседование)
03.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Подготовка дела (собеседование)
15.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
08.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.01.2023Дело оформлено
17.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее