Дело № 2-996/2023 74RS0029-01-2023-000896-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд города Магнитогорска Челябинской области, в составе:
председательствующего Шапошниковой О.В.,
при секретаре Минцизбаевой Е. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева СГ к АО КБ «Пойдем», АО «Альфа-Банк» об исключении из наследственной массы страховой выплаты, признании недействительным свидетельства о праве на наследство
У С Т А Н О В И Л :
Болдырев С.Г. обратился в суд с иском, с учетом уточнений исковых требований (л.д.106) к АО КБ «Пойдем», АО «Альфа-Банк» об исключении из наследственной массы страховой выплаты, признании недействительным свидетельства о праве на наследстве, указав в обоснование иска, что является наследником после смерти супруги Б, умершей ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом Хорошиловой Ф.Ш. ему выдано свидетельство о праве на наследство на 1/2 долю квартиры, а также выдано свидетельство о праве на наследство на страховую выплату по договору дополнительного страхования от несчастных случаев на производстве. Считает, что страховая выплата не входит в состав наследства, право на получение страховой выплаты у него возникло как у выгодоприобретателя по договору страхования в связи со смертью застрахованного лица. Указывает, что о наличии свидетельства о праве на наследство узнал при рассмотрении дела о взыскании задолженности по долгам его супруги Б в пользу АО КБ «Пойдем, считает, что свидетельство о праве на наследство выдано необоснованно.
Истец Болдырев С.Г. при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил для участия в деле представителя.
Представитель истца Михеева О.М., действующая на основании доверенности от 03.02.2023, в судебном заседании поддержала исковые требования Болдырева С.Г., пояснила, что Болдырев С.Г. в силу подавленного состояния после гибели супруги, в связи с юридической неграмотностью. Обратился с заявлением о принятии наследства, в котором указал, что в состав наследственного имущества входит страховая выплата по договору страхования от несчастных случаях на производстве. Считает, что нотариус должна была проверить входит ли выплата в состав наследства и не должна была выдавать свидетельство о праве на наследство, страховая выплата не входит в наследственную массу, так как выплачивается на основании договора страхования, Б при жизни не имела право на получение денежных средств. Также пояснила, что Болдырев С.Г. узнал о последствиях выдачи свидетельства о праве на наследство при рассмотрении дела по иску АО КБ «Пойдем» о взыскании задолженности по долгам наследодателя, стоимость наследственного имущества определена судом с учетом страховой выплаты. Просила удовлетворить исковые требования Болдырева С.Г.
Представители ответчиков АО КБ «Пойдем», АО «Альфа-Банк» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимали, причину неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили.
Третье лицо нотариус нотариального округа Магнитогорского городского округа Челябинской области Хорошилова Ф.Ш. в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимала, направила для участия в деле представителя
Представитель нотариуса Хорошиловой Ф.Ш.Замалиева Э.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях(л.д.32,108), пояснила, что Болдырев С.Г. обратился с заявлением о принятии наследства после смерти супруги, в заявлении указал в составе наследственного имущества страховую выплату в СК «Согласие», после чего обращался с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, получил свидетельство о праве на наследство 11 августа 2022 г., отсутствуют основания для признания недействительным свидетельства о праве на наследство. Также ссылалась на то, что Болдырев С.Г. пропустил срок для оспаривания нотариального действия, нотариус действовал в соответствии с требованиями закона. нотариальные действия совершал по заявлению истца. Кроме того, считает, что страховая выплата, на которую выдано нотариальное свидетельство, является наследством, исходя из обстоятельств травмы наследодателя, условий договора страхования и требований закона. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Болдырева С.Г.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Болдырева С.Г. подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела судом установлено, что Болдырев С.Г. является наследником первой очереди по закону после смерти супруги Б, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ввиду отказа в его пользу дочерей наследодателя и матери наследодателя. 29 июня 2022 г. Болдырев С.Г. обратился к нотариусу нотариального округа Магнитогорского городского округа Челябинской области Хорошиловой Ф.Ш. с заявлением о принятии наследства после смерти супруги по всем основаниям (л.д.65), в заявлении указано, что наследственное имущество в том числе – страховая выплата в СК «Согласие». 11 августа 2022 г. Болдыреву С.Г. выдано свидетельство о праве на наследство, состоящее из страховой суммы на случай смерти в результате несчастного случая по договору страхования от несчастных случаев № НСБЮ в размере 1717956,28 рублей, находящейся в ООО СК «Согласие» (л.д. 43,88).
Также при рассмотрении дела установлено, что у Болдыревой И.В. на момент смерти имелась задолженность по кредитных договорам перед АО КБ «Пойдем» и АО «Альфа-Банк», что подтверждается материалами наследственного дела, достоверных сведений о наличии кредитной задолженности перед иными лицами суду сторонами не представлено. Решением Правобережного районного суда г.Магнитогорска от 24 января 2023 г. с Болдырева С.Г. взыскана задолженность Б по кредитному договору в размере 232890,34 рублей в пределах стоимости наследственного имущества. Как следует из пояснений представителя истца Болдырев С.Г. узнал о юридических последствиях включения страховой выплаты в состав наследственного имущества при получении копии решения суда, до указанного времени в силу юридической неграмотности не понимал, что размер и стоимость наследственного имущества влияет на размер ответственности по долгам наследодателя, после чего обратился в суд с настоящим иском.
Согласно условиям договора страхования работников ООО «ОСК» от несчастных случаев и профессиональных заболеваний №НСБЮ, заключенного 22 ноября 2021 г. между ООО СК «Согласие» и ООО «ОСК» Страховщик обязуется осуществить страховые выплаты при наступлении страховых случаев, объектами страхования являются жизнь, здоровье застрахованных, страховым случаем по договору страхования является, в том числе, смерть застрахованного в результате несчастного случая на производстве (л.д.121). ООО СК «согласие» признало смерть Б страховым случаем, на основании заявления Болдырева С.Г. и представленных документов (л.д.191-194) истцу было выплачено страховое возмещений в сумме 1717956.28 рублей.
При разрешении исковых требований Болдырева С.Г. суд исходит из следующего:
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Статьей 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно абзацу 2 статьи 1112 ГК РФ, суммы страховых выплат не входят в состав наследства, и соответственно, в свидетельство о праве на наследство, включены быть не могут.
Согласно ст. 1112 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в п. 70 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 9 от 29.05.2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании" выплата страховых сумм на случай смерти не входит в состав наследства: если трудовым или гражданско-правовым договором, заключенным с наследодателем, предусмотрена выплата денежной компенсации указанным в таком договоре лицам (предоставление компенсации в иной форме) в случае его смерти, названная компенсация в состав наследства не входит.
Гражданский кодекс РФ определил наследство как принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК). Наследство представляет собой единство прав (актива) и долгов (пассива), принадлежащих наследодателю на день открытия наследства. В указанной статье особо подчеркивается, что не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В состав наследства могут входить лишь те права и обязанности, носителем которых при жизни был сам наследодатель. Если же права и обязанности возникают в результате смерти наследодателя, то эти права и обязанности по наследству не переходят. Соответственно, не может входить в состав наследства страховая сумма по случаю смерти наследодателя, поскольку право на получение данной суммы возникает у наследников в связи со смертью наследодателя.
В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваем) и другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В соответствии с п. 2 ст. 934 ГК РФ, договор личного страхования считается заключенным и пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Кроме того, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть восьмая статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела денежные средства в размере страховой суммы 1717956.28 рублей были выплачены Болдыреву С.Г. при наступления страхового случая в виде несчастного случая на производстве, в результате которого наступила смерть Б, денежные средства были выплачены истцу в соответствии с условиями договора, наследодатель Б при жизни не имела права на получение указанных денежных средств, в связи с чем право на получение страхового возмещения не могло перейти к наследникам Б в порядке универсального правопреемства.
Исходя из указанных установленных обстоятельств, а также учитывая разъяснения, изложенные в пункте 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", где указано, что если трудовым или гражданско-правовым договором, заключенным с наследодателем, предусмотрена выплата денежной компенсации указанным в таком договоре лицам (предоставление компенсации в иной форме) в случае его смерти, названная компенсация в состав наследства не входит, суд считает, что страховая выплата в состав наследства после смерти Б включена необоснованно, требования истца об исключении страховой суммы из наследственной массы подлежат удовлетворению.
Суд не может принять во внимание доводы представителя нотариуса Хорошиловой Ф.Ш. о том, что свидетельство о праве на наследство на указанную страховую выплату было выдано по заявлению самого Болдырева С.Г., полагает, что для разрешения исковых требований юридическое значение имеет не факт обращения истца с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, а правовая природа имущества, наличие установленных законом оснований для выдачи свидетельства о праве на наследственное имущество.
Поскольку в ходе судебного разбирательства на основании представленных суду доказательств установлено, что страховая выплата ООО СК «Согласие» не входила в состав наследства, открывшегося после смерти Б, суд считает, что подлежат удовлетворению требования о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, выданного нотариусом Хорошиловой Ф.Ш. 11 августа 2022 г. в отношении страховой суммы по договору страхования с ООО СК «Согласие», поскольку данное свидетельство было выдано в отношении имущества, не входящего в наследственную массу после смерти Б
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Болдырева СГ к АО КБ «Пойдем», АО «Альфа-Банк» об исключении из наследственной массы страховой выплаты, признании недействительным свидетельства о праве на наследство – удовлетворить.
Исключить из состава наследства после смерти Б, умершей ДД.ММ.ГГГГ, страховую выплату ООО СК «Согласие» по договору страхования № в размере 1717956.28 рублей.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство выданное Болдыреву СГ нотариусом нотариального округа Магнитогорского городского округа Челябинской области Хорошиловой Ф.Ш. 11 августа 2022 г., на страховую выплату ООО СК «Согласие» по договору страхования № в размере 1717956.28 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2023 г.