№ 12-6/2023
РЕШЕНИЕ
с. КазанскоеКазанского районаТюменской области | 13 декабря 2023 года |
Судья Казанского районного суда Тюменской области Вьюхова Н.В.,
рассмотрев жалобу Блинова Александра Владимировича на постановление № 72052324400015700004, вынесенное и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области Холманских Г.Н. 25 сентября 2023 года, которым должностное лицо – генеральный директор ЗАО «Казанская рыба» Блинов Александр Владимирович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданин Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации №, выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
установил:
Блинов А.В. обратился в суд с жалобой на постановление должностного лица ФНС России, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. С указанным постановлением автор жалобы не согласен по следующим основаниям:
Полагает, что в соответствии со ст. 21, 136 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не вправе отказать работнику в выплате заработной платы наличными, тем более, что перевод заработной платы работника в кредитную организацию возможен лишь в случае наличия такого требования в заявлении работника. Указанного заявления работник не предоставил и сообщил, что счета в кредитных организациях, открытых на его имя отсутствуют. Полагает, что невозможность получать зарплату в кассе, обусловленная для нерезидента содержанием Закона № 173-ФЗ, представляет собой ограничение его прав по сравнению с другими работниками, которые на основании ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации могут по договоренности с работодателем выбирать между наличным и безналичным способами выплаты заработной платы. Специальные правила для отдельных категорий работников, если они влекут за собой ограничение их прав, в соответствии со ст. 252 Трудового кодекса Российской Федерации могут устанавливаться исключительно нормами Трудового кодекса Российской Федерации либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Поэтому положения валютного законодательства об обязательном использовании для совершения платежа счета, открытого нерезиденту в уполномоченном банке, могли бы считаться специальной нормой, подлежащей применению вместо общей нормы ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, если бы самим Трудовым кодексом Российской Федерации была предусмотрена возможность установления иным федеральным законом особых требований к осуществлению расчетов в рамках трудовых отношений с некоторыми категориями трудящихся. Поскольку законодатель такой оговорки не сделал, необходимо констатировать, что положения Закона № 173-ФЗ противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации в той части, в которой они ограничивают право работников - нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы. В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации в случае противоречий между Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудового кодекса Российской Федерации.
Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, а открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена.
Поэтому Блинов А.В. не согласен с доводами должностного лица о том, что выплата заработной платы нерезиденту должна производится через банковский счет открытый работодателем. Работодатель-резидент в соответствии с действующим законодательством также не наделен правами и обязанностями по открытию счетов для выплаты заработной платы нерезидентам, в связи с чем считает, что выплата заработной платы наличными денежными средствами не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Доводы административного органа о том, что должностное лицо не предприняло никаких мер по соблюдению требований валютного законодательства по зачислению заработной платы на открытый в банке нерезидентом счет, считает несостоятельными и несоответствующими действительности, в виду того что, при трудоустройстве указывалось на необходимость открытия специального счета в банке и предоставлении реквизитов в целях выплаты заработной платы через банковский счет, но работник изъявил желание получать заработную плату наличными в кассе организации, о чем работодателю было представлено соответствующее заявление. Таким образом, объективные причины невозможности выплаты заработной платы нерезиденту в соответствии с валютным законодательством были выражены в отсутствии у работодателя сведений об открытых банковских счетах работника, а также исключительно в его волеизъявлении о способе выплаты заработной платы.
Считает, что налоговым органом при вынесении постановления не должным образом произведена оценка всех обстоятельств позволяющих считать данное правонарушение малозначительным.
Исходя из несоразмерности вины проступка, не представляющего существенной угрозы общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и предусмотренного за него наказания, полагает, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Также заявитель не согласен с тем, что при назначении административного наказания отсутствовали основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ, поскольку в постановлении о назначении административного наказания в качестве смягчающих обстоятельств указано, что административные правонарушения, выразившиеся в нарушении порядка расчетов, установленного валютным законодательством, совершены впервые.
Кроме того, с июля 2023 года заработная плата иностранному работнику С. перечисляется на открытый им счет в банке, что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание, что выплата обусловлена соблюдением обществом трудовых прав работника считает, что мнение административного органа о наличии во вменяемом правонарушении угрозы причинения вреда безопасности государства является ошибочным, доказательств, свидетельствующих о наличии имущественного ущерба или угрозы его возникновения в материалах дела не представлено, в связи с чем полагает, что в случае установления в результате рассмотрения настоящей жалобы вины общества, имеются основания для замены штрафа на предупреждение.
Просит данное постановление отменить, производство прекратить.
Заявитель Блинов А.В., будучи своевременно и надлежащим образом уведомлённым о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, жалобу и изложенные в ней доводы поддерживает.
Оспариваемое постановление было вынесено должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области, однако в данное время произведена реорганизация налогового органа путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 6 по Тюменской области.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, будучи своевременно и надлежащим образом уведомлённой о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении судебного разбирательства не заявляла, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица.
Суд, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам:
Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Согласно п. 8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Постановлением № 72052324400015700004 от 25 сентября 2023 года, вынесенным и.о начальника Межрайонной ИФНС России №12 по Тюменской области Холманских Г.Н., должностное лицо – генеральный директор ЗАО «Казанская рыба» Блинов А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 44-59 том 3).
Оценивая данное постановление и доводы жалобы, судья районного суда исходит из следующего:
В соответствии со ст. 29.10. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным, мотивированным и обоснованным.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно обжалуемому постановлению, должностное лицо – генеральный директор ЗАО «Казанская рыба Блинов А.В. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом юридического лица, допустил нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, а именно:
Между - ЗАО «Казанская рыба» «Работодатель» (Россия), в лице генерального директора Блинова Александра Владимировича и гражданином Республики Узбекистан С., (паспорт иностранного гражданина №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Генеральным консульством <адрес>) - «Работник», заключен трудовой договор б/н от 24.05.2021 (далее – трудовой договор). Трудовой договор заключен на неопределенный срок. Согласно пп. 5.5 п.5 трудового договора б/н от 24.05.2021 выплата заработной платы производится Работнику в валюте Российской Федерации путем выдачи наличных денежных средств из кассы Работодателя или в безналичной денежной форме путем перечисления на расчетный счет Работника.
1). 30.09.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 155 от 30.09.2021 выплачена заработная плата за сентябрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***:
2). 15.10.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 159 от 15.10.2021 выплачена заработная плата за сентябрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
3). 29.10.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 169 от 29.10.2021 выплачена заработная плата за октябрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***: Общая сумма за октябрь 2021 года составила ***.
4). 15.11.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 171 от 15.11.2021 выплачена заработная плата за октябрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
5). 30.11.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 176 от 30.11.2021 выплачена заработная плата за ноябрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***
6). 15.12.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 182 от 15.12.2021 выплачена заработная плата за ноябрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
7). 30.12.2021 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 186 от 30.12.2021 выплачена заработная плата за декабрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
8). 14.01.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 2 от 14.01.2022 выплачена заработная плата за декабрь 2021 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
9). 31.01.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому 4 ордеру № 13 от 31.01.2022 выплачена заработная плата за январь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
10). 15.02.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 18 от 15.02.2022 выплачена заработная плата за январь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***: Общая сумма за январь 2022 года составила ***.
11). 28.02.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 26 от 28.02.2022 выплачена заработная плата за февраль 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
12). 15.03.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 32 от 15.03.2022 выплачена заработная плата за февраль 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
13). 31.03.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 44 от 31.03.2022 выплачена заработная плата за март 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***: Общая сумма за март 2022 года составила ***.
14). 15.04.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 49 от 15.04.2022 выплачена заработная плата за март 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
15). 29.04.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 57 от 29.04.2022 выплачена заработная плата за апрель 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
16). 13.05.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 64 от 13.05.2022 выплачена заработная плата за апрель 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***).
17) 31.05.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 72 от 31.05.2022 выплачена заработная плата за май 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
18). 15.06.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 78 от 15.06.2022 выплачена заработная плата за май 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
19). 30.06.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 90 от 30.06.2022 выплачена заработная плата за июнь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
20). 15.07.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому 7 ордеру № 97 от 15.07.2022 выплачена заработная плата за июнь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
21). 29.07.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 111 от 29.07.2022 выплачена заработная плата за июль 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
22). 15.08.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 117 от 15.08.2022 выплачена заработная плата за июль 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
23). 19.08.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 121 от 19.08.2022 выплачена заработная плата за август 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
24). 31.08.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 126 от 31.08.2022 выплачена заработная плата за август 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
25). 15.09.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 134 от 15.09.2022 выплачена заработная плата за август 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
26). 30.09.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 149 от 30.09.2022 выплачена заработная плата за сентябрь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
27). 14.10.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 158 от 14.10.2022 выплачена заработная плата за сентябрь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
28). 31.10.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 173 от 31.10.2022 выплачена заработная плата за октябрь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
29). 15.11.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 182 от 15.11.2022 выплачена заработная плата за октябрь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
30). 15.12.2022 из кассы ЗАО «Казанская рыба» по расходному кассовому ордеру № 208 от 15.12.2022 выплачена заработная плата за ноябрь 2022 года наличными денежными средствами С. в сумме ***.
Согласно представленным ЗАО «Казанская рыба» информации и документам, С. в период 2021 - 2022 г.г. находился в Российской Федерации в статусе нерезидента, проживая по временному разрешению.
Таким образом, осуществляя в указанный выше период (30.09.2021; 15.10.2021; 29.10.2021; 15.11.2021; 30.11.2021; 15.12.2021; 30.12.2021; 14.01.2022; 31.01.2022; 15.02.2022; 28.02.2022; 15.03.2022; 31.03.2022; 15.04.2022; 29.04.2022; 13.05.2022; 31.05.2022; 15.06.2022; 30.06.2022; 15.07.2022; 29.07.2022; 15.08.2022; 19.08.2022; 31.08.2022; 15.09.2022; 30.09.2022; 14.10.2022; 31.10.2022; 15.11.2022; 15.12.2022) выплату заработной платы наличными денежными средствами (всего в сумме ***) нерезиденту С., минуя банковские счета в уполномоченных банках, Блинов Александр Владимирович нарушил порядок расчетов, установленный ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ, то есть 15.12.2022 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении:
- копиями протоколов от 12 сентября 2023 года № 72052324400015700002 (л.д. 29-43 том 1), № 72052324400025200002 (л.д. 53-58 том 1), № 72052324400033400002 (л.д. 68-73 том 1), № 72052324400049800002 (л.д. 83-88 том 1), № 72052324400055900002 (л.д. 98-103 том 1), № 72052324400063700002 (л.д. 113-118 том 1), № 72052324400077100002 (л.д. 128-133 том 1), № 72052324400086200002 (л.д. 143-148 том 1), № 72052324400098200002 (л.д. 158-163 том 1), № 72052324400010900002 (л.д. 173-178 том 1), № 72052324400110900002 (л.д. 188-193 том 1), № 72052324400128100002 (л.д. 203-208 том 1), № 72052324400130300002 (л.д. 218-223 том 1), № 72052324400140900002 (л.д. 233-238 том 1), № 72052324400155600002 (л.д. 2-7 том 2), № 72052324400166900002 (л.д. 17-22 том 2), № 72052324400172100002 (л.д. 32-37 том 2), № 72052324400183700002 (л.д. 47-52 том 2), № 72052324400193300002 (л.д. 62-67 том 2), № 72052324400209300002 (л.д. 77-82 том 2), № 72052324400210800002 (л.д. 92-97 том 2), № 72052324400228300002 (л.д. 107-112 том 2), № 72052324400235900002 (л.д. 122-127 том 2), № 72052324400247900002 (л.д. 137-142 том 2), № 72052324400259100002 (л.д. 152-157 том 2), № 72052324400267100002 (л.д. 167-172 том 2), № 72052324400278100002 (л.д. 182-187 том 2), № 72052324400282300002 (л.д. 197-202 том 2), № 72052324400299200002 (л.д. 211-216 том 2), № 72052324400300600002 (л.д. 226-232 том 2), из которых следует, что протоколы составлены в отсутствие Блинова А.В., поскольку он, будучи своевременно и надлежащим образом уведомлённым о дате, времени и месте составления протоколов, просил составить протоколы в его отсутствие (л.д. 239 том 2);
- копией паспорта гражданина Республики Узбекистан № С., со сроком действия до 29 июня 2025 года, из которого следует, что С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Узбекистан, ему выдан разрешение на временное проживание на срок до 13 апреля 2025 года (л.д. 13 том 3);
копиями трудового договора б/н от 24.05.2021, дополнительных соглашений к трудовому договору б/н от 24.05.2021 № 1 от 30.12.2021, № 2 от 30.12.2022, приказа о приеме работника на работу № 15 от 24.05.2021, которыми в их совокупности подтверждается факт трудовых правоотношений между ЗАО «Казанская рыба» с одной стороны и С. с другой стороны в период с 24 мая 2021 года (л.д. 8-12 том 3);
копиями расходных кассовых ордеров № 155 от 30.09.2021; № 159 от 15.10.2021; № 169 от 29.10.2021; № 171 от 15.11.2021; № 176 от 30.11.2021; № 182 от 15.12.2021; № 186 от 30.12.2021; № 2 от 14.01.2022; № 13 от 31.01.2022; № 18 от 15.02.2022; № 26 от 28.02.2022; № 32 от 15.03.2022; № 44 от 31.03.2022; № 49 от 15.04.2022; № 57 от 29.04.2022; № 64 от 13.05.2022; № 72 от 31.05.2022; № 78 от 15.06.2022; № 90 от 3006.2022; № 97 от 15.07.2022; № 111 от 29.07.2022; № 117 от 15.08.2022; № 121 от 19.08.2022; № 126 от 31.08.2022; № 134 от 15.09.2022; № 149 от 30.09.2022; № 158 от 14.10.2022; № 173 от 31.10.2022; № 182 от 15.11.2022; № 208 от 15.12.2022 (л.д. 14-43 том 3), из которых следует, что заработная плата С. выплачивалась наличными денежными средствами в кассе предприятия.
В соответствии с пп. «б», «в» п.6, пп. «а» п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; резидентами - физические лица являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- нерезиденты – физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.пп. «а» и «б» п.6 настоящей части.
Таким образом, в рамках законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, юридическое лицо ЗАО «Казанская рыба», в котором Блинов А.В. замещает должность генерального директора, является резидентом, а иностранный гражданин – работник данного общества С., временно пребывающий на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, имеет статус нерезидента.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3 к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На основании ч.2 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона №173-Ф3, согласно которой, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона №173-Ф3. Перечень этих случаев является исчерпывающим.
При этом возможность осуществления валютной операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов, валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, в том числе, при выдаче заработной платы, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая операция не входит.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выплата заработной платы работнику - иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункта 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-Ф3, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае в силу требований части 2 статьи 14 Федерального закона №173-Ф3 расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исследованными материалами достоверно подтверждается факт допущенного нарушения законодательства в области валютного регулирования генеральным директором ЗАО «Казанская рыба» Блиновым А.В., осуществляющим общее руководство обществом и несущего ответственность за нарушение законодательства, а именно: выдача в 2021-2022 года иностранному гражданину-нерезиденту С. заработной платы наличными денежными средствами.
При изложенных обстоятельствах, вывод должностного лица о наличии события правонарушения и вины должностного лица юридического лица в его совершении суд признает законным и обоснованным, действия должностного лица Блинова А.В. налоговым органом квалифицированы правильно.
Оценивая доводы жалобы о том, что на нерезидентов обязанность по открытию счета в уполномоченной кредитной организации не возложена и необходимость перечисления заработной платы на счет в уполномоченной банковской организации нарушает трудовые права С., суд исходит из следующего:
С. является иностранным гражданином.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что реализация норм трудового права в отношении иностранных граждан должна осуществляться в совокупности норм Трудового кодекса Российской Федерации с другими нормативными правовыми актами, регламентирующими поведение иностранных граждан на территории Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона №173-Ф3.
В случае выплаты резидентом физическому лицу-нерезиденту заработной платы в валюте Российской Федерации, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства. Локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
При этом, нормы Федерального закона №173-Ф3 не противоречат нормам Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку нормами Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность выплаты заработной платы путем перечисления на счет, открытый в банке (кредитной организации).
Таким образом, из совокупности указанных норм (Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона №173-Ф3) следует, что заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Данное обстоятельство не нарушает трудовых прав и законных интересов работников-нерезидентов на получение заработной платы. При этом, положения ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации не освобождают юридическое лицо (должностное лицо) от ответственности за неисполнение требований валютного законодательства.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости от 25 марта 2019 года в соответствии с частью третьей статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации работник вправе указать в своем заявлении кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, или заменить такую кредитную организацию. Работодателям необходимо принимать меры по обеспечению этого права работников. При заключении трудового договора целесообразно предлагать работнику сообщить реквизиты банковского счета, на который он хотел бы переводить свою заработную плату. Если работник не сообщил работодателю реквизиты банковского счета при заключении трудового договора, не запрещено предлагать ему другие банки для перечисления заработной платы. Работодатель вправе оказывать содействие работнику по передаче личной информации в выбранный им банк для открытия банковского счета для последующего зачисления заработной платы. Не допускается навязывать работнику конкретные банки, в том числе под угрозой расторжения трудового договора или иных неблагоприятных последствий.
Однако материалы дела не содержат доказательств тому, что Блинов А.В., действуя добросовестно, с необходимой степенью осмотрительности, предпринял исчерпывающие меры с целью соблюдения требований валютного законодательства по зачислению заработной платы на открытые счета в банках нерезиденту С., доказательств направления генеральным директором ЗАО «Казанская рыба» Блиновым А.В. предложений, требований нерезиденту С. о необходимости открытия счетов в банках не представлено. Сам по себе факт наличия заявления С. о наличии у него желания получать заработную плату в кассе организации, не свидетельствует о том, что Блиновым А.В. предприняты все необходимые меры для соблюдения требований валютного законодательства.
Оценивая доводы жалобы о возможности признания данного правонарушения малозначительным, суд исходит из следующего:
В соответствии с преамбулой Федерального закона № 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Федеральный закон № 173-ФЗ, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единство внешней и внутренней политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции от 23 декабря 2021 года) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 53) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности данного случая.
Суд находит убедительными доводы налогового органа о том, что нарушение валютного законодательства Российской Федерации представляет собой особую общественную опасность, поскольку посягает на экономическую безопасность государства.
В связи с вышеизложенным, совершенное Блиновым А.В. административное правонарушение не является малозначительным.
Настоящее постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание в виде административного штрафа назначено Блинову А.В. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и иных имеющих юридическое значение обстоятельств. Оснований для применения статьей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, в жалобе не содержится, оснований для отмены или изменения указанного постановления не установлено.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого постановления, также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление № 72052324400015700004/96, вынесенное и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области Холманских Г.Н. 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Блинова Александра Владимировича, являющегося генеральным директором ЗАО «Казанская рыба», оставить без изменения, жалобу Блинова А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения путем подачи жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
Судья /подпись/ Вьюхова Н.В.
Подлинник решения подшит в дело № 12-6/2023 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.