Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-31/2023 (2-436/2022;) ~ М-433/2022 от 09.12.2022

Дело (УИД) №60RS0004-01-2022-001054-74

Производство №2-31/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2023 года                                                   рп.Бежаницы Псковской области

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,

при секретаре Малафеевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искузаместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильев Г.С., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области. В соответствии с положениями ч.3 ст.14 и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13.4Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений», в их системном толковании, вопросы по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями области. При этом, в силу ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, положениям п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, а также Правилам благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039, в соответствии с которыми контейнерные площадки - места накопления твердых коммунальных отходов должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: ..., не оборудовано согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21. Учитывая, что невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное обращение с отходами производства и потребления, заместитель прокурора просит суд обязать Администрацию сельского поселения «Чихачевское» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: ... (широта ..., долгота ...).

В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Родионова Е.А. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в исковым заявлении обстоятельствам, уточнив в соответствии со ст.39 ГПК РФ просительную часть требований, согласно которым просила оборудовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенную по адресу: ... (широта ..., долгота ...), в соответствии с требованиями п.3 СанПиН 2.1.3684-21 путем обустройства твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Представитель ответчика - Глава администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области Дмитриев А.Н. в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также пояснения о том, что согласен с исковыми требованиями.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, и приходит к следующим выводам.

На основании ст.42 Конституции РФ и п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.22 Федерального закона №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).

Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Пунктом 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно положениям ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу ч.4 ст.14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч.1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с положениями ч.1 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 2 ст.8 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Из материалов дела следует, что 01 декабря 2022 года заместителем прокурора Бежаницкого района вынесено решение №... о проведении проверки в отношении Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области на основании задания прокуратуры Псковской области с целью установления наличия или отсутствия нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения «Чихачевское» контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, расположенная по адресу: ..., в нарушение требований ч.1 ст.8 Федерального закона №89-ФЗ, не оборудована согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21, что подтверждается актом проверки от 01 декабря 2022 года.

Из ответа администрации сельского поселения «Чихачевское» №... от 05 декабря 2022 года следует, что финансовых средств для обустройства контейнерных площадок в 2022 году не имеется, вследствие завершения финансирования в текущем году.

Постановлением администрации сельского поселения «Чихачевское» №... от 31 марта 2022 года внесены изменения в реестр и схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных на территории сельского поселения «Чихачевское». Согласно данному реестру определены места расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, по адресу: ... (широта ..., долгота ...), при этом указано, что используемое покрытие под площадкой является песчано-гравийная смесь.

Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и п.2 ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городского поселения» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов являются вопросами местного значения сельского поселения.

Во исполнение ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ и Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ в Уставе муниципального образования «Чихачевское» указано, что к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Таким образом, областное законодательство относит решение вопросов санитарного законодательства к компетенции сельских поселений.

При этом, судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: ..., является не оборудованным твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Исходя из положений названных выше норм закона, в условиях нарушения администрацией сельского поселения «Чихачевское» требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что несоблюдение органом местного самоуправления санитарных правил нарушает права неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенных пунктах данного сельского поселения, на благоприятную окружающую среду.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), устанавливающий санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

С учетом изложенного, уточненное исковое требование заместителя прокурора Бежаницкого района подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Частью 1 ст.132 Конституции РФ определено, что орган местного самоуправления самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.

В связи с чем, суд полагает, что требование заместителя прокурора об установлении срока исполнения решения для ответчика - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.

При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

При этом, в соответствии с ч.1 ст.103ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

На основании ... п.1 ст.333.36Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст.45ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из ... п.1 ст.333.36Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, государственная пошлина с Администрации сельского поселения, которая является исполнительным органом местного самоуправления, как с ответчика, в силу положений п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области (...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать на территории сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области по адресу: ... (широта ..., долгота ...), контейнерную площадку накопления твердых коммунальных отходов, имеющую твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями, предусмотренными п.3 СанПиН 2.1.3684-21.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 19 января 2023 года.

...

...

Судья                                                                                           Е.А.Понедельченко

2-31/2023 (2-436/2022;) ~ М-433/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Бежаницкого района
Ответчики
Администрация сельского поселения "Чихачевское"
Суд
Бежаницкий районный суд Псковской области
Судья
Понедельченко Елизавета Александровна
Дело на странице суда
bezhanicky--psk.sudrf.ru
09.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
19.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее