Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-718/2022 ~ М-266/2022 от 09.02.2022

.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2022 года                                    город Новокуйбышевск

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Строганковой Е.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдокимовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 718/2022 (УИД-<№>) по иску администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области к Бутылкину В. А. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании снести их,

УСТАНОВИЛ:

Истец администрация г.о. Новокуйбышевск обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Бутылкину В.А., в котором просил признать самовольной постройкой автозаправочный комплекс, состоящий из нестационарного торгового объекта и контейнера, со встроенными точными колонками, которые расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, по адресу: <Адрес>, которые (земельные участки) принадлежат Бутылкину В.А.; обязать Бутылкина В.А. снести за свой счет указанные самовольные постройки в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель истца администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области – Лескина Л.А., действующая на основании доверенности, не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Бутылкин В.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – административно-контрольная комиссия администрации г.о.Новокуйбышевск, Управление Росреестра по Самарской области, СДТ Заводское не явились, заявлений, ходатайств не представлено.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив основания заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с положениями ст.ст. 40 ЗК РФ, 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с вышеприведенными правовыми актами собственник земельного участка имеет право осуществлять строительство на занимаемом им земельном участке при одновременном соблюдении следующих условий: соблюдение принципа разрешенного использования земельного участка; соблюдение градостроительных и строительных норм и правил; ведение строительства при наличии разрешительной документации, бесспорно подтверждающей то обстоятельство, что указанным лицом с участием компетентных органов технически разрешены вопросы, направленные на обеспечение соблюдения прав граждан и других лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в результате возведения самовольных построек.

         Согласно установленному Земельным кодексом Российской Федерации принципу деления земель по целевому назначению на категории правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42).

Статья 7 названного Кодекса закрепляет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1); при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

Регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных и других организаций (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 2317- О).

Для достижения этой цели статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4). Обеспечивая гармоничное сочетание принципов земельного и градостроительного законодательства, федеральный законодатель раскрывает в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и др.), и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает также, что в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в градостроительном регламенте в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков (часть 6 статьи 30), среди которых могут быть основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Предоставление же разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в установленном законом порядке; в случае отказа в предоставлении такого разрешения собственник земельного участка (физическое или юридическое лицо) вправе оспорить его в суде (части 6 и 7 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Совокупный анализ перечисленных законоположений свидетельствует о том, что собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о виде или видах его разрешенного использования согласно статье 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в числе других сведений о земельном участке как объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в качестве дополнительных сведений (части 1 и 5). Одновременно эта же статья устанавливает, что к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления; сведения, которые содержатся в других государственных или муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, отнесенных частью 2 названной статьи к основным сведениям об объекте недвижимости); сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 данного Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).

На основании статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений о земельном участке как объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных данным Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных данным Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или Обременение объекта недвижимости.

Правоприменительное толкование установленного Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации правового режима использования земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием во взаимосвязи с обозначенными положениями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" не исключает такой интерпретации гарантированного собственнику (правообладателю) права самостоятельного выбора в дополнение к основному виду разрешенного использования земельного участка вспомогательного вида его разрешенного использования, при которой в интересах обеспечения достоверности сведений об осуществляемых собственником (правообладателем) разрешенных видах использования земельного участка сделанный им выбор должен в уведомительном порядке отражаться в Едином государственном реестре недвижимости.

Обоснование такого подхода судебная практика находит в правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года). В нем в целях установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов было акцентировано внимание на том, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды его разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления и изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка должно производиться на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем, возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика.

По смыслу ст. 222 ГК РФ, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина лица в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ.

Из материалов дела следует, что ответчику принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <Адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Дата> <№>, о чем в едином государственном реестре прав сделана запись о регистрации <№> от <Дата>; <№>, расположенный по адресу: <Адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <Дата> <№>, о чем в едином государственном реестре прав сделана запись регистрации <№> от <Дата>; <№>, расположенный по адресу: <Адрес>, вид разрешенного использования земельных участков: для размещение объектов делового назначения; для размещения объектов торговли, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: от <Дата> <№>, о чем в едином государственном реестре прав сделана запись регистрации <№> от <Дата>.

11.01.2022 из управления АКР в адрес администрации г.о. Новокуйбышевск для принятия мер в рамках компетенции направлены материалы проведенной проверки муниципального земельного контроля в отношении вышеуказанных земельных участков, которые используются Бутылкиным В.А. В соответствии с актами планового осмотра вышеуказанных земельных участков от 03.02.2021г <№>,<№>, которые проведены (осмотры) управлением административно-контрольной работы администрации г. о. Новокуйбышевск установлено следующее: на обследуемых земельных участках, находится нестационарный торговый объект, обшитый профлистом белого цвета, с вывеской «АЗС АИ-95 ДТ ГОСТ». Рядом, через дорогу расположен контейнер, обшитый профлистом белого цвета со втройными заправочными колонками, на одной из которых имеется надпись «АИ», на другой «ДТ». Провести замеры земельного участка не представилось возможным в связи с отсутствием ограждения.

В соответствии с актом проверки органом муниципального контроля <№> от 25.03.2021г., произведенным по адресу: <Адрес> – установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№> принадлежат Бутылкину В.А., что подтверждается выписками из ЕГРН.

При выезде на место 25.03.2021 г. произведен визуальный осмотр и установлено, что проверяемый земельный участок используется совместно с земельными участками с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>. Указанные земельные участки используются как единый, не имеют ограждений, в связи с чем замеры земельного участка произвести не удалось. Таким образом, ответчик использует земельный участок не в соответствии с его видом разрешенного использования, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Бутылкин В.А. проинформирован о выезде 08.10.2021 для проведения контрольных мероприятий на земельных участках. В соответствии с актом проверки органом муниципального контроля <№> от 08.10.2021г. по адресу: <Адрес>, Бутылкину В.А. выдано предписание об устранении нарушения использования земельного участка <№> от 25.03.2021г. в срок до 27.09.2021г.

08.10.2021г. в ходе проведения проверки исполнения ранее выданного предписания установлено, что земельный участок используется ответчиком в прежних границах, каких-либо правоустанавливающих документов на занимаемый участок не представлено, мер по устранению выявленных нарушений не принято.

21.10.2021г. в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового суда от 12.11.2021г. Бутылкин В.А. признан виновным по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

21.05.2021г. Новокуйбышевским отделом Управления Росреестра по Самарской области вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Бутылкина В.А. в связи с отсутствием состава правонарушения. В рамках рассмотрения материалов дела об административном правонарушении <№> от 29.03.2021 года, предусмотренного чч.1. ст.8.8 КоАП РФ в отношении Бутылкина В.А., Управлением Росреестра по Самарской области установлено, что согласно информации Департамента капитального строитльства и архитектуры администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 11.05.2021 года <№> земельные участки местоположением: <Адрес> расположены в территориальной зоне П-3 – зона производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности, в соответствии с Правилами землепользования и затройки г.о. Новокуйбышевск, утврежденными Решением Думы г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 19.06.2008 №490 (в редакции №112 от 24.09.2020г.). В соответствии с ПЗЗ в вышеуказанной зоне основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрен такой вид деятельности, как размещение автозаправочных станций (объект придорожного сервиса 4.9.1).

Принимая во внимание, что земельные участки, принадлежащие Бутылкину В.А. используются для видов деятельности, предумотренных видами разрешенного использования, указанными в ПЗЗ в качестве основных или вспомогательных (при условии использования земельного участка также по основному виду разрешенного использования) для территориальной зоны, в которой расположены такие земельные участки, сведения о которых не внесены, данное обстоятельство не является основанием для признания построек, возведенных ответчиком на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках, самовольными и подлежащими сносу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований администрации г.о. Новокуйбышевск Самарской области к Бутылкину В. А. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками и обязании снести их,– отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2022 года.

Судья                                  Е.И.Строганкова

2-718/2022 ~ М-266/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Ответчики
Бутылкин Василий Анатольевич
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
администрация г.о. Новокуйбышевск
Суд
Новокуйбышевский городской суд Самарской области
Судья
Строганкова Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
novokuibyshevsky--sam.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2022Передача материалов судье
09.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022Дело оформлено
06.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее