Дело № 2-1250/2023
Заочное решение
именем Российской Федерации
13 июля 2023 года <адрес>
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
с участием помощника Татарского природоохранного межрайонного прокурора Камалова А.А.,
представителя третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Буриной Л.В.,
при секретаре Нигматулиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу «Девелоперская корпорация «Антей» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с заявлением к ответчику о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях и неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод в д. <адрес> <адрес>, незаконным, обязании ответчика до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по строительству в д. <адрес> <адрес> новых канализационных очистных сооружений или реконструкции существующих очистных сооружений в соответствии с проектной документацией и требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии.
Свои доводы прокурор мотивирует тем, что проведенной проверкой установлено, что АО «ДКА» эксплуатирует 2 комплекса канализационных очистных сооружений в д. <адрес> Республики Татарстан без разрешений на ввод их в эксплуатацию и без соответствующих документов, подтверждающих экологическую безопасность данных объектов. Кроме того, в настоящее время очистные сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и не справляются с объемом поступления сточных вод, что приводит к негативному воздействию на водные биологические ресурсы. АО «ДКА», являясь собственником вышеуказанных комплексов канализационных очистных сооружений в д. <адрес> Республики Татарстан, не принимает меры по приведению системы водоотведения в состояние, гарантирующее нормативную очистку хозяйственно-бытовых сточных вод.
В судебном заседании помощник Татарского природоохранного межрайонного прокурора Камалов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
Представитель третьего лица – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Бурина Л.В. также просила удовлетворить заявление прокурора.
Представители ответчика – АО «ДКА», третьих лиц – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, ООО «УК «Светлый», ООО РСО «ЭКО», Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, и суд с согласия явившихся лиц счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 февраля 2002 года № 7-ФЗ).
Статья 3 названного Федерального закона предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлен запрет при эксплуатации водохозяйственной системы на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 38 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Как установлено в судебном заседании, по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, установлено, что в д. Куюки Пестречинского муниципального района Республики Татарстан подтвержден факт сброса сточных вод на рельеф местности. Данное обстоятельство подтверждается заключением выездного обследования №а от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколам лабораторных исследований №№ 684, 685, 714, 715, 716, 717 от 29 сентября и ДД.ММ.ГГГГ в месте скопления сточной воды в овраге с мусором у <адрес> <адрес>, в месте истекания из канализационного колодца в овраг рядом с БОС <адрес>, на границе воды и берега водоема, находящегося в овраге с мусором у <адрес> <адрес> у <адрес> в 50 метрах от водоема, расположенного в овраге с мусором у <адрес> <адрес>, в русле протекания сточной воды, истекающей из канализационного колодца в овраг <адрес>, в 100 метрах от места истекания сточной воды из канализационного колодца в овраг <адрес> обнаружены, в том числе ХПК, аммоний ион, нитриты, нитраты, хлориды, сульфаты, нефтепродукты, фосфат ион, фенол, железо, марганец, азот нитритный, органическое вещество .
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «ДКА» в д. <адрес> Республики Татарстан эксплуатируются 2 комплекса канализационных очистных сооружений без разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. В целях предотвращения попадания неочищенных сточных вод на рельеф местности (овраг) сотрудниками АО «ДКА» вырыт котлован общей площадью 169 м2 на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования Исполнительному комитету Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешил АО «ДКА» строительство в <адрес> Пестречинского муниципального района Республики Татарстан комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешил АО «ДКА» ввод в эксплуатацию <адрес> Пестречинского муниципального района Республики Татарстан комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут.
Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешил АО «ДКА» строительство в <адрес> Пестречинского муниципального района Республики Татарстан комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут.
Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешил АО «ДКА» строительство в <адрес> Пестречинского муниципального района Республики Татарстан комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут.
Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешил АО «ДКА» реконструкцию в <адрес> Пестречинского муниципального района Республики Татарстан комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут. до производительности 1 100 м?/сут.
Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан разрешил АО «ДКА» реконструкцию в <адрес> Пестречинского муниципального района Республики Татарстан комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 до производительности 4 900 м?/сут.
Постановлением Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ АО «ДКА» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в связи с эксплуатацией в д. <адрес> Республики Татарстан в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут.
Постановлением Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ АО «ДКА» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в связи с эксплуатацией в д. <адрес> Республики Татарстан в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию комплекса канализационных очистных сооружений КОС ЭКО-Р-600 производительностью 600 м?/сут.
Принимая во внимание установленные по результатам проверок факты нарушений со стороны ответчика АО «ДКА» норм действующего законодательства, выразившихся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях и неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод в д. <адрес> Республики Татарстан, учитывая, что выявленные нарушения ведут к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в д. <адрес>, негативно влияют на состояние природной среды, создают реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, требования Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поэтому с ответчика также подлежит взысканию в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу «Девелоперская корпорация «Антей» (ИНН 5029087035) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Акционерного общества «Девелоперская корпорация «Антей», выразившееся в непринятии мер к нормативной очистке сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях и неисполнении требований федерального законодательства в части организации надлежащего водоотведения и очистки сточных вод в д. <адрес> <адрес>.
Обязать Акционерное общество «Девелоперская корпорация «Антей» до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по строительству в д. <адрес> <адрес> новых канализационных очистных сооружений или реконструкции существующих очистных сооружений в соответствии с проектной документацией и требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обеспечив их эксплуатацию в исправном состоянии.
Взыскать с Акционерного общества «Девелоперская корпорация «Антей» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: