УИД: 16RS0050-01-2019-007025-78
Дело № 2-5147/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2019 года город Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Ю.В. Еремченко,
при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Г. Садыковой,
с участием представителя истца Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – ФИО5, ответчика Д.В. Булыгина,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к Булыгину Д.В. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее по тексту МЗИО РТ, истец) обратилось в суд с иском к Булыгину Д.В. (далее по тексту Д.В. Булыгин, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, в обоснование иска указав, что Д.В. Булыгину принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №:№ по адресу: <адрес>, а именно: нежилое помещение с кадастровым номером №собственность от ДД.ММ.ГГГГ); нежилое помещение с кадастровым номером № (собственность от ДД.ММ.ГГГГ); нежилое помещение с кадастровым номером № (собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ); нежилое помещение с кадастровым номером № (собственность от ДД.ММ.ГГГГ); нежилое помещение с кадастровым номером № (собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Земельный участок принадлежит на праве собственности <адрес> (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако между МЗИО РТ и Д.В. Булыгиным договор аренды земельного участка не заключался. Таким образом, по мнению истца, ответчик без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрел и сберег принадлежащее истцу имущество, поэтому в силу положений ст. 1102 и 1104 ГК РФ ответчик обязан возвратить неосновательное обогащение в натуре. Ответчиком оплата за пользование земельным участком не производилась, в связи с чем, у Д.В. Булыгина образовалась задолженность перед бюджетом в виде неосновательного обогащения за пользование вышеуказанным земельным участком, которая за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 130 839 рублей 10 копеек.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с Д.В. Булыгина сумму задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за пользование земельным участком в виде неосновательного обогащения в размере 130 839 рублей 10 копеек, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 10 464 рублей 56 копеек.
Представитель истца МЗИО РТ - ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.
Ответчик Д.В. Булыгин с иском согласился частично, просил суд применить последствия пропуска истцом срока исковой давности к периоду начисления суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, требования истца, заявленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признал.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Судом установлено, что Д.В. Булыгин является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами № площадь 55,8кв.м (собственность от ДД.ММ.ГГГГ), № площадью 44,9 кв.м (собственность от ДД.ММ.ГГГГ), 16:50:010311:265 площадью 21,3 кв.м (собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), № площадью 19,1 кв.м (собственность от ДД.ММ.ГГГГ), № площадью 5,52 кв.м (собственность от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), расположенных на земельном участке с кадастровым номером № адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Совокупность указанных помещений, принадлежащих Д.В. Булыгину, расположенных в административном здании, составляет 146,62 кв.м.
Земельный участок, на котором расположено административное здание, принадлежит на праве собственности <адрес> (№ от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.40) вид разрешенного использования – под административный комплекс.
Согласно ч.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Учитывая, что Д.В. Булыгин не относится к установленным в законе субъектам налогообложения, он обязан уплачивать за пользование земельным участком арендную плату.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 74 «Об арендной плате за землю» утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
Данным Положением установлено, что размер годовой арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается по формуле: А = Рс х Кф, где:А - размер годовой арендной платы за земельный участок;
Рс - размер ставки земельного налога;
Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид использования земельного участка, указанный в приложении к Положению.
Согласно Постановление КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 86
«О внесении изменений в Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 74 «Об арендной плате за землю» к земельному участку с видом использования «под административные здания, помещения и офисы» применяется поправочный коэффициент 2.
Общая площадь всех правообладателей помещений в здании составляет 3 123,38 кв.м. Соотношение площадей объектов, принадлежащих Д.В. Булыгину, к общей площади помещений в здании составляет 4,69 % (площадь помещений Д.В. Булыгина / общую площадь помещений в здании х 100).
Площадь участка, занимаемая административным зданием равна 1 830,43 кв.м. Таким образом, площадь участка, занимаемая Д.В. Булыгиным, рассчитывается следующим образом: площадь участка, занимаемая административным зданием х соотношение площадей объектов, принадлежащих Д.В. Булыгину к общей площади помещений в здании (%), что составляет 85,92 кв.м.
Поскольку Д.В. Булыгин самовольно занимал земельный участок площадью 85,92 кв.м из состава муниципальных земель в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без правоустанавливающих документов, суд находит требования истца в части взыскания суммы неосновательного обогащения в размере арендной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика, суд исходит из следующего порядка расчета: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику ежемесячно начисляется сумма в размере 1 743,75 рублей (13 836,75 рублей - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по <адрес>» х 0,88% - согласно Решению Представительного органа муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2-3 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О земельном налоге» х площадь земельного участка, занимаемую Д.В. Булыгиным, кв.м.) х 2 - поправочный коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка в соответствии с Постановлением КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 «Об арендной плате за землю» / 12).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику ежемесячно начисляется сумма в размере 2 310,53 рублей (12 410,82 руб. - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013г. № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г Казани» х 1,3% - согласно Решению Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 5-26 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О земельном налоге» х площадь земельного участка, занимаемого Д.В. Булыгиным, кв.м.) х 2 - поправочный коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка в соответствии с Постановлением КМ РТ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 «Об арендной плате за землю» / 12).
Таким образом, расчет представленный истцом, судом признается верным, арифметически обоснованным, сумма неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 130 839 рублей 10 копеек.
Между тем, определяя период начисления суммы неосновательного обогащения, суд учитывает, что ответчиком Д.В. Булыгиным в ходе судебного разбирательства заявлено о применении последствий пропуска истцом исковой давности к периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая спор в указанной части, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из материалов дела следует, что исковое заявление МЗИО РТ направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, согласно почтовому штемпелю об отправке (л.д.75), а требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами заявлены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, требования МЗИО РТ в части взыскания неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Таким образом, с ответчика Д.В. Булыгина в пользу истца подлежит взысканию неосновательное обогащение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 34 938 рублей 69 копеек, в указанной части ответчик иск признал.
Относительно требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 1107 Гражданского кодека Российской Федерации, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Учитывая, что платный порядок пользования землей прямо установлен Законом (ст.65 Земельного кодекса РФ), ответчик, пользуясь занимаемым земельным участком, должен был знать о неосновательности обогащения, в связи с чем, на сумму неосновательного обогащения, в силу положений приведенной нормы подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами. Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения составляют за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 303 рублей 32 копеек и подлежат взысканию с Д.В. Булыгина в пользу истца.
Согласно ч.1, 2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков возможна лишь при наличии следующих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. На лице, заявляющем требование о возмещении внедоговорного вреда, лежит обязанность доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 28 495 рублей 89 копеек, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет муниципального образования города Казани Республики Татарстан государственную пошлину в размере 1 437,26 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к Булыгину Д.В. о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Взыскать с Булыгина Д.В. в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан неосновательное обогащение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 938,69 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 303,32 рубля, всего 41 242,02 рубля.
Взыскать с Булыгина Д.В. в соответствующий бюджет муниципального образования города Казани Республики Татарстан государственную пошлину в размере 1 437,26 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Ю.В. Еремченко