Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-138/2022 (2-1920/2021;) ~ М-1518/2021 от 20.10.2021

Дело № 2а-138 (2022)

<...>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2022 года г. Брянск

Фокинский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Устинова К.А.,

при помощнике судьи Крыловой Е.А.,

с участием истца Николаева Д.В.,

представителя ответчиков УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Плюгиной О.Ю.,

представителя ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области Дудкиной О.П.,

ответчика начальника филиала «Больница»

ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Синих А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаева Д.В. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Синих А.В. о компенсации морального вреда,

установил:

Николаев Д.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с <дата> по <дата> отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области. Условия содержания в исправительном учреждении в период его нахождения там являлись бесчеловечными, подвергающими жизнь и здоровье опасности, унижающими человеческое достоинство. С <дата> истец <...>, однако данный препарат предоставлялся ему не в полном объеме, с истекшими сроками годности, в связи с чем ухудшалось его самочувствие, и он был вынужден просить <...> у других осужденных. Кроме того, пища в столовой учреждения не отвечала требованиям диеты, которая установлена истцу в связи с <...>, в связи с чем он испытывал ежедневные боли в области <...>. Также в учреждении были антисанитарные условия. Просил суд признать бездействие ИК-2, выразившееся в нарушении условий содержания в период с <дата> по <дата> незаконными, взыскать с Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере <...>.

Истец Николаев Д.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представители ответчиков Плюгина О.Н. и Дудкина О.П., ответчик Синих А.В. возражали против исковых требований, ссылаясь на то, что осужденные, в том числе истец, содержатся в надлежащих условиях, им оказывается необходимая медицинская помощь, они обеспечиваются лекарственными препаратами в достаточном количестве, за период отбытия истцом наказания ФКУ ИК-2 нарушений в отношении него не допущено.

Согласно ч.1 ст.16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Николаев Д.В. с <дата> по <дата> Николаев Д.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области.

В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к основным обязанностям осужденных относит, в том числе, соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, и устанавливает, что неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания данного вида наказания (режим).

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4); определяет режим в исправительных учреждениях, как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; делегирует полномочия утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82).

В соответствии с частью 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1); порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).

Право на охрану здоровья граждан, в том числе отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации, а условия содержания таких лиц должны обеспечивать реализацию ими данного права.

Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 (далее - Порядок).

В соответствие с пунктом 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана. (пункт 9 Порядка).

Согласно пункту 31 Порядка в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза.

Пунктом 32 Порядка предусмотрено, что медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 123, 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение.

Согласно пункту 28 Порядка при обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены СИЗО указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками СИЗО в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой.

Таким образом, медицинская помощь оказывается, в том числе лицам, осужденным к лишению свободы, при условии нуждаемости в ней и наличии на то показаний.

Само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация.

Из медкарты Николаева Д.В., исследованной в судебном заседании, следует, что <...>.

Согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 30 апреля 2013 года №13-2/10/2-3113 «О применении стандартов и порядка оказания медицинской помощи» стандарт медицинской помощи включает в себя показатели частоты и применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, а также иные показатели, учитывающие особенности конкретного заболевания (состояния). При этом превышение усредненных показателей допускается при условии наличия медицинских показаний с учетом индивидуальных особенностей пациента, особенностей течения заболевания, по назначению лечащего врача.

Согласно требованиям п.3.1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 года №110 «О порядке назначения выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов, лечебного питания» лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики, фельдшером, исходя из тяжести и характера заболевания.

В судебном заседании ответчик Синих А.В. пояснил, что <...>

Также истцу фельдшером филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 была выдана справка о необходимости являться в медсанчасть к указанному времени для получения лекарственных препаратов, что не оспаривал в судебном заседании истец.

Рассматривая довод истца о применении к нему препаратов с истекшим сроком годности, то суд приходит к выводу, что данный довод не нашел своего подтверждения в судебном заседании. Ответчиками представлена суду требование-накладная от <дата> об отпуске филиалу «Больница» лекарственных препаратов <...>, из которой следует, что филиал обеспечивался в необходимом объеме лекарственными препаратами <...>, исходя из потребности в нем осужденных. Как пояснил в судебном заседании ответчик начальник филиала «Больница» Синих А.В., лекарственные препараты <...> раствор для внутривенного и подкожного введения в шприц-ручке 3 мл сроком годности до <дата> и <...> раствор для подкожного введения шприц-ручка 3 мл сроком годности до <дата> в <дата> в карантинную зону не помещались, передача для дальнейшей утилизации не осуществлялась, так как препараты были использованы до истечения срока годности.

Таким образом, доводы истца о нарушении его прав на получение в полном объеме специализированной медицинской помощи свое подтверждение в ходе разрешения спора на основании оценки представленных в дело доказательств в их совокупности не нашло. Представленные истцом фотографии шприцов-ручек со стертой на нем информацией объективно не подтверждает, что данный шприц-ручка был выдан ему сотрудниками филиала «Больница» при его освобождении.

Рассматривая исковые требования в части ненадлежащих условий содержания, суд приходит к следующему.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц. Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее - органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции РФ). Лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам КАС РФ действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 КАС РФ).

Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.Согласно статье 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

При этом, нельзя рассматривать условия содержания под стражей, в частности в исправительном учреждении, обеспеченные в соответствии с требованиями закона как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы прежде всего требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя, и не носят цели нарушить гражданские и иные права.

Из материалов дела следует, что в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области в период с <дата> по <дата> неоднократно проводились сотрудниками филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России надзорные мероприятия за соблюдением требований санитарного законодательства в учреждении, в частности проведены три плановых и пять внеплановых проверок.

В отряде , где отбывал наказание истец, санитарное состояние удовлетворительное, норма жилой площади в расчете на одного осужденного составляет не менее двух квадратных метров, что соответствует п.1 ст.99 УИК РФ.

Отряд ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, оборудован мебелью согласно требованиям приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Санитарное оборудование отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, представлено чашей Генуа с краном для слива нечистот, находится в технически исправном и удовлетворительном санитарном состоянии. В соответствии с п.9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а также в соответствии с п.1.1, 3.2, 3.3 Приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года №276 «Об утверждении инструкции о технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы» наличие либо отсутствие «коленоотсекателя», а именно, гидрозатвора в чаше Генуа санитарно-эпидемиологическими требованиями не нормируется.

Водоснабжение, отопление, канализование отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области централизованное.

Водоснабжение осуществляется без перебоев из городской водопроводной сети в соответствие с заключенными контрактами на осуществление водоснабжения и водоотведения с МУП «Брянский городской водоканал».

Удаление нечистот с объектов ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, включая отряд , осуществляется в централизованную городскую систему канализации. За оспариваемый период аварий канализационных сетей не зарегистрировано.

Освещение помещений отряда смешенного типа. Естественное освещение осуществляется посредством оконных проемов, источником искусственного освещения являются люминесцентные лампы, что соответствует требованиям п.19.4 СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», п.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». Источники искусственного освещения имеют защищенную арматуру, находятся в исправном состоянии.

Помещения отряда оснащены системой отопления, работа которой определяется графиком отопительного сезона. По результатам замеров показатели температуры и влажности в камерах отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области соответствовали требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В соответствие с СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №308 от 20 октября 2017 года окна камерных помещений отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области имеют открывающиеся фрамуги, которые обеспечивают естественную вентиляцию в камерах. В соответствии с п.4.7 раздела IV СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» вентиляция камер ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области осуществляется посредствам вентиляционных шахт строения-здания ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 15 апреля 2020 года №185 «О введении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мер, направленных на недопущение и возникновение и распространение новой коронавирусной инфекции» с 15 апреля 20210 года до особого распоряжения еженедельно по пятницам проводится санитарный день с проведением текущей дезинфекции по типу заключительной дезинфекции во всех помещениях ИК-2 с применением дезинфицирующих средств, рекомендованных к использованию, что также подтверждается соответствующими актами. Дератизация на объектах ФКУ Ик-2 проводится силами учреждения ежеквартально, что также подтверждается соответствующими актами.

Согласно Порядка организации питания, утв. Приказом ФСИН от 02 сентября 2016 года № 696, осужденным, подозреваемым и обвиняемым, продукты, положенные по нормам питания, утвержденным в установленном порядке, выдаются в виде готовой горячей пищи (п. 4). На основании заявлений осужденных к лишению свободы на время их нахождения в комнатах длительных свиданий (без посещения столовой учреждения УИС), а также при краткосрочных и длительных выездах за пределы учреждений УИС продукты для них не выписываются (п. 5). Режим питания осужденных, определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время (п.41). Разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения (п. 42). В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня (п. 43). Требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов (п. 48). Изменения, вносимые в утвержденную раскладку продуктов, производятся только с разрешения начальника учреждения УИС, в следующих случаях: при выходе из строя технологического оборудования продовольственной службы, находящегося в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; в случаях аварийных ситуаций, в результате чего были отключены электроэнергия, газ, подача пара и другие причины, влияющие на работу технологического оборудования в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; в других исключительных случаях по рапорту должностного лица, ответственного за организацию питания в учреждении УИС (п. 49). Замена продуктов, предусмотренных нормами питания, на консервированные (консервы мясные, рыбные, молочные) осуществляется в соответствии с утвержденными нормами замены, должна соответствовать пункту 53 настоящего Порядка, и производится в установленных Порядком случаях (п. 68). Замена продуктов осуществляется по рапорту начальнику учреждения УИС (п. 70).

Названным порядком запрещена необоснованная замена одних продуктов питания на другие, при их наличии на продовольственных складах учреждения. Индивидуальное приготовление пищи осужденным с учетом их вероисповедания, приведенными нормативными правовыми актами, регламентирующими питание осужденных, не предусмотрено.

Спецконтингент, содержащийся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, получает трехразовое питание, которое по всем нормам довольствия готовится в соответствие с требованиями приказа ФСИН России от 02 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» с учетом калорийности и разнообразия блюд. Закладка продуктов питания в котел производится в присутствие дежурного помощника начальника колонии в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», а также приказа Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Контроль качества приготовления пищи осуществляется дежурным помощником начальника колонии и медицинским работником, о чем делаются записи в бракеражном журнале, а именно: готовая пища проходит апробацию медицинским работником филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, с разрешения дежурного помощника начальника колонии к выдаче допускается только качественно приготовленная пища, по органолептическим показателям соответствующая заявленным наименованиям готовых блюд.

Специалистами бактериологической лаборатории филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России ежеквартально в рамках выполнения программы производственного контроля производится отбор проб приготовленной пищи на соответствие по микробиологическим показателям требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, применительно к действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд считает, что административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, объективно опровергающие доводы истца о нарушении его прав в спорные периоды, в том числе в условиях, унижающих человеческое достоинство, оснований не доверять им не имеется.

Также суд принимает во внимание, что истец обеспечивался индивидуальным рационом питания, ему было обеспечено содержание в камере, обеспеченной сантехническим оборудованием для отправления естественных потребностей, умывания, и никто не освобождал осужденного от необходимости следить и поддерживать их нормальное состояние и чистоту, а также при условии того, что объективных доказательств того, что истец в спорный период с жалобами и просьбами к администрации учреждения по вышеуказанным вопросам, не обращался, в том числе о плохом самочувствии не заявлял, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового заявления о признании бездействий ответчиков незаконными.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из приведенных норм права, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что обязательными условиями наступления ответственности государства за причинение вреда в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации являются: противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <...> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной <...>, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют об отсутствии необходимой совокупности элементов, предусмотренных статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, порождающей обязательства по возмещению вреда.

Доводы истца сами по себе не свидетельствуют о наличии оснований для компенсации морального вреда.

Так как совокупность условий, предусмотренная гражданским законодательством, необходимая для возложения обязанности по компенсации морального вреда, не была установлена, то оснований для применения к сложившимся правоотношениям положений статьей 151, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскания в пользу истца компенсации морального вреда у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Николаева Д.В. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, начальнику филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Синих А.В. о компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Фокинский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 марта 2022 года.

Председательствующий К.А.Устинов

2-138/2022 (2-1920/2021;) ~ М-1518/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Николаев Дмитрий Владимирович
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России
Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России
ФКУ ИК №2 УФСИН по Брянской областии
Начальник филиала больницы ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России Синих А.В.
Суд
Фокинский районный суд г. Брянска
Судья
Устинов Константин Анатольевич
Дело на сайте суда
fokinsky--brj.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2021Передача материалов судье
21.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Подготовка дела (собеседование)
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022Дело оформлено
17.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее