Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-557/2021 от 24.11.2021

Судья Мишина О.Н.             Дело № 21-557/2021

(Дело№ 12-86/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2021 года в городе Сыктывкаре жалобу представителя публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» в лице производственного отделения «Южные электрические сети» филиала публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» в Республике Коми Кузьмина Евгения Владимировича на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 14 июля 2021 года № 182 и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад»,

установил:

постановлением начальника отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Осипова А.И. от 14 июля 2021 года № 182 ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее - ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Оспаривая постановление должностного лица административного органа, представитель ПАО «Россети Северо-Запад» Денерт Э.А. обратился в Княжпогостский районный суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которой решением судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 14 июля 2021 года оставлено без изменения, жалоба ПАО «Россети Северо-Запад» - без удовлетворения.

Выражая несогласие с состоявшимися по делу постановлением и решением, защитник ПАО «МРСК Северо-Запада» Кузьмин Е.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, в которой просит об их отмене в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, прекращении производства по делу, вынесении в отношении Общества устного замечания, либо о снижении размера административного штрафа до минимального его размера. В обоснование своих доводов защитник Общества ссылается на отсутствие события административного правонарушения, поскольку в 2020 и 2021 годах Общество не осуществляло рубку древесно-кустарниковой растительности. Кроме того, указано на следующие нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении: в нарушение требований федерального законодательства внеплановая выездная проверка, не согласованная с прокуратурой, проведена без уведомления юридического лица; административное наказание назначено с учетом отягчающих обстоятельств, оценка наличия которых не произведена судом; административный штраф назначен Обществу без соблюдения принципов соразмерности, справедливости и индивидуализации ответственности. Также защитник ПАО «Россети Северо-Запад» просит суд применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на малозначительность вмененного административного правонарушения.

В возражениях доводам жалобы представитель административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Азаренкова М.Н. выразила несогласие с доводами жалобы, полагает вину Общества во вменяемом правонарушении доказанной совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а вынесенные по делу акты – законными и обоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобу ПАО «Россети Северо-Запад» - без удовлетворения. Одновременно возражения содержат ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие участия представителя Министерства.

Участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.

Поверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, возражения на нее, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 16, часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 10 июля 2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в пункте 8 которых определено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10, ст. 1220); б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

В пункте 17 указанных Правил установлено, что граждане, юридические лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон») сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Пунктами 1, 45 указанных Правил установлено, что данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 данных Правил.

В соответствии с пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

Постановлением Правительства Республики Коми от 29 апреля 2021 года № 220 на территории Республики Коми с 30 апреля 2021 год установлено начало противопожарного сезона. 15 сентября 2021 года пожароопасный сезон на территории Республики Коми окончен (постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2021 года № 437).

Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей районного суда, в соответствии с планом-графиком проведения патрулирования лесов по Государственному учреждению Республики Коми «Железнодорожное лесничество» на май 2021 года, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 апреля 2021 года № 27, 19 мая 2021 года проведено патрулирование территории лесного фонда, расположенного в квартале 19 выделах 33, 35, 37, 38, 40, 41, 46 Княжпогостского участкового лесничества ГУ «Железнодорожное лесничество», в ходе которого выявлены нарушения лесного законодательства, а именно не произведена укладка порубочных остатков, прилегающих к стене леса, длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания.

В связи с выявленными нарушениями требований правил пожарной безопасности в лесах в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» (ПАО «Россети Северо-Запад») 28 июня 2021 года Государственным учреждением Республики Коми «Железнодорожное лесничество» составлен протокол № 19 об административном правонарушении, согласно которому Обществу вменено нарушение пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, а в последующем начальником отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осиповым А.И. вынесено обжалуемое постановление от 14 июля 2021 года № 182.

Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28 июня 2021 года № 19; свидетельством о регистрации права от 03 сентября 2014 года серии АБ № ...; приказом ГУ РК «Железнодорожное лесничество» № 27 от 30 апреля 2021 года о проведении патрулирования; фотоматериалами; актом патрулирования № 2 от 19 мая 2021 года, а также иными доказательствами.

Вышеприведенные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья районного суда исходил из того, что обстоятельствами дела подтверждается нарушение ПАО «Россети Северо-Запад» Правил пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судьи являются верными, оснований не согласиться с ними не имеется.

Доводы жалобы в части нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении в отношении общества внеплановой проверки признаются несостоятельными, поскольку, патрулирование названного лесного участка осуществлено административным органом в соответствии с утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 апреля 2021 года № 27 планом-графиком, и является самостоятельным мероприятием по государственному контролю.

Так, в силу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в числе прочего, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Положения части 2 статьи 13.2 названного федерального закона не содержат запрета на возбуждение должностным лицом, выявившим факт административного правонарушения, дела об административном правонарушении.

Указанная выше норма предусматривает право должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, принимать меры по пресечению таких нарушений, а также доводить в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, обнаружив факт, свидетельствующий не только о нарушении обязательных требований, а достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо, в компетенцию которого входит возбуждение дела об административном правонарушении, вправе вынести необходимое процессуальное решение по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе возбудить дело.

Указанное согласуется с пунктами 78, 81 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Приказ Минприроды России от 12 апреля 2016 года № 233 в соответствии с которыми в целях пресечения и предотвращения нарушений лесного законодательства должностными лицами уполномоченных органов проводятся мероприятия по контролю в лесах (патрулирования и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков).

При выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, акт патрулирования территории лесного фонда № 2 от 19 мая 2021 года обоснованно признан судьей районного суда относимым и допустимым доказательством, оцененным по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положенным в основу обжалуемого решения.

Не являются основанием для отмены решения доводы жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт правонарушения, поскольку опровергаются совокупностью имеющихся доказательств, в частности актом патрулирования и фотоматериалами.

Ссылка в жалобе на наличие оснований для признания вмененного административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также несостоятельна.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью потенциальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Вместе с тем, исходя из характера описанного правонарушения и конкретных обстоятельств настоящего дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным не имеется, так как его действия, выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, создают непосредственную угрозу отношениям, возникающим в области охраны окружающей среды и экологической системе леса, обеспечение пожарной безопасности в лесах является одной из важнейших функций государства.

При этом фактическое отсутствие негативных последствий в данном случае не свидетельствует об отсутствии угрозы их наступления. Содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу, не исключает обстоятельства совершения правонарушения на момент его выявления.

Порядок привлечения общества к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюден.

Право общества на защиту при производстве по делу не нарушено.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляющий один год, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы об отсутствии доказательств повторности и, как следствие, отсутствия отягчающих вину Общества обстоятельств совершенного деяния, опровергаются представленными в материалы дела постановлениями о привлечении ПАО «МРСК Северо-Запада» (ПАО «Россети Северо-Запад») к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 6 октября 2020 года № 691, от 8 октября 2020 года № 710, от 15 октября 2020 года № 742, от 20 октября 2020 года № 758 и от 24 ноября 2020 года № 804, вступившими в законную силу.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от 14 июля 2021 года № 182 и решение судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 27 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» Кузьмина Евгения Владимировича - без удовлетворения.

Судья                 Е.В. Щенникова

21-557/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ПАО "МРСК Северо-Запада"
Другие
Кузьмин Е.В.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Щенникова Е. В.
Статьи

ст. 8.32 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
25.11.2021Материалы переданы в производство судье
01.12.2021Судебное заседание
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее