Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2189/2024 ~ М-1579/2024 от 02.04.2024

Дело №2а-2189/2024

73RS0001-01-2024-002408-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2024 года                                                                                                  г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Анциферовой Н.Л.,

при секретаре Бондарь А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального управления Федеральной службы судебных приставов России Чеджемовой Ольге Ивановне, Главному межрегиональному (специализированное) управлению Федеральной службы судебных приставов России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Иск мотивирован тем, что 05.03.2024 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Чеждемовой О.И. рассмотрены материалы исполнительного производства № от 02.02.2024, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительный лист № от 06.12.2023, выданный органом: Ленинский районный суд г. Ульяновска по делу № вступившем в законную силу 31.10.2023, предмет исполнения:     обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Вершинину М.Ю. благоустроенным специализированным жилым помещением на территории МО «город Ульяновск». По итогам рассмотрения было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора с Министерства в размере 50 000 руб.

Министерство не согласно с постановлением судебного пристава, считает его вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Также считает, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права Министерства, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) в соответствии со Списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

На территории Ульяновской области полномочия по формированию Списка возложены на Министерство социального развития Ульяновской области.

26.11.2018 Вершинина М.Ю. включена в Список с правом предоставления жилого помещения.

10.12.2018 Вершинина М.Ю. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск».

В настоящее время номер Вершининой М.Ю. в реестре на предоставление жилья в МО «город Ульяновск» - 1064.

В целях обеспечения жильём детей-сирот на приобретение жилых помещений в областном бюджете (с учётом софинансирования из федерального бюджета) на 2022 год были предусмотрены денежные средства в размере 370,8 млн.руб., что позволило окончить 165 исполнительных производств, возбужденных на основании вступивших в законную силу решений судов о возложении на Министерство обязанности обеспечить детей-сирот жилыми помещениями.

На 2023 год в областном бюджете (с учётом софинансирования из федерального бюджета) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот были предусмотрены денежные средства в размере 486,19 млн.руб., что позволило окончить 212 исполнительных производств, возбужденных на основании вступивших в законную силу решений судов о возложении на Министерство обязанности обеспечить детей-сирот жилыми помещениями.

Объём выделенного на 2022 и 2023 годы финансирования, вступившие законную силу судебные акты, подлежащие обязательному и немедленному исполнению, а также количество детей-сирот, числившихся в реестре на предоставление жилых помещений до истца, не позволили Министерству обеспечить Вершинину М.Ю. жилым помещением в 2022, 2023 годах.

В настоящее время на исполнении в Межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особых производств УФССП России по Ульяновской области на стадии исполнения находится 156 исполнительных производств по принудительному исполнению судебных решений по возложению на Министерство обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Квартиры в государственную собственность Ульяновской области приобретаются в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ на основании конкурентных закупочных процедур.

На приобретение 156 квартир в целях исполнения всех неисполненных судебных решений необходимы бюджетные средства в размере около 400 млн.руб.

В 2024 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот выделено 328,3 млн. руб. (из них 250,186 млн. - средства областного бюджета Ульяновской области, 78,113 млн. руб. - софинансирование федерального бюджета).

Доведённое до Министерства финансирование, направленное для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, не подлежит расходам исключительно для исполнения судебных решений обязательных к исполнению, так как может повлечь нарушение прав иных лиц состоящих в списке детей-сирот и подлежащих обеспечению, у которых отсутствует решения суда. Предоставление преимущества гражданам в отношении которых имеются решения судов о возложении на Министерство обязанности предоставить жилые помещения специализированного государственного фонда может вызвать общую социальную напряжённость граждан указанной категории.

Таким образом, в целях минимизации рисков возникновения социальной напряженности Министерством принимаются исчерпывающие меры для соблюдения баланса распределения лимитов бюджетных средств Ульяновской области при исполнении судебных решений.

В том числе в целях ликвидации образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято распоряжение от 13.10.2023 №    483-пр «Об утверждении Программы ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями на территории Ульяновской области, образовавшейся по состоянию на 1 января 2023 года, до 2030 года» в рамках указанного распоряжения, Министерством принимаются исчерпывающие меры к сокращению образовавшейся задолженности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, которая образовалась с 2013 года.

Таким образом, с учётом фактически доведенных до Министерства и Учреждения бюджетных лимитов, а также с учётом потенциала рынка недвижимости в Ульяновской области по итогам 2024 года планируется исполнить все неисполненные судебные решения.

Министерство является исполнительным органом Ульяновской области и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

При этом с учётом очередности Вершининой М.Ю. на предоставление жилого помещения, а также с учётом доведённых лимитов финансирования на 2024 год, у Министерства отсутствовала реальная возможность обеспечить Вершинину М.Ю. жилым помещением в 2023 году.

Полагает, что по исполнительному производству № от 02.02.2024 о возложении на Министерство обязанности обеспечить Вершинину М.Ю. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», принимаются исчерпывающие меры.

Вместе с тем у Министерства имеется реальная возможность обеспечить Вершинину М.Ю. жилым помещением только в 2024 финансовом году в срок с 09.01.2024 до 31.12.2024, после того как до Министерства будут доведены лимиты финансирования на 2024 год в полном объёме.

Реальная возможность исполнения решения суда у Министерства отсутствовала. Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Просит освободить Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 05.03.2024 по исполнительному производству № от 02.02.2024.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Чеджменова О.И. в судебное заседание не явилась, извещалась.

Представитель административного ответчика Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явился, извещался.

Заинтересованное лицо Вершина М.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из исполнительного производства, 02.02.2024 врио начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство № в отношении Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области.

Из п.п.2, 3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением указанного постановления в установленный срок было вынесено постановление судебного пристава-исполнителя от 05.03.2024 о взыскании исполнительного сбора с администрации г. Ульяновска в размере 50 000 руб.

22.03.2024 Министерству ЖКХ и строительства Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.

Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что административный истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, не является организацией, которая самостоятельно может исполнить решение суда, не заключив государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу о том, что не обеспечение Вершининой М.Ю. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения административного истца от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 02.02.2024.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.06.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2189/2024 ~ М-1579/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области
Ответчики
СПИ СОСП по Ульяновской области Чеджемова О.И.
Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП России
Другие
Вершинина М.Ю.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Анциферова Н. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
03.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Регистрация административного искового заявления
04.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее