Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-377/2022 (3а-2466/2021;) ~ М-2361/2021 от 21.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Мешковой Е.В.

с участием прокурора Валюткиной С.Ш.

представителя административного истца по доверенности Алексеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-377/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества «Почта России» о признании недействующим нормативного правового акта в части,

У с т а н о в и л :

акционерное общество «Почта России» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункты , , , Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечня включены нежилые здания, в которых располагаются нежилые помещения, принадлежащие административному истцу на праве собственности и используемые им в качестве отделений почтовой связи. Указанные нежилые здания не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не предусматривают размещение в нем офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Алексеева А.А. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самаркой области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование «торговый центр», объекты недвижимости с кадастровым номером , , расположены на земельных участках с видами разрешенного использования: «административное здание», «административные здания в соответствии с территориальной зоной Ж-4», «для дальнейшей эксплуатации административного здания».

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ № 2014 от 19 октября 2020 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

В указанный Перечень включены нежилое здание с кадастровым номером под пунктом , нежилое здание с кадастровым номером под пунктом , нежилое здание с кадастровым номером под пунктом , нежилое здание с кадастровым номером под пунктом .

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (часть 6 статьи 378.2 НК РФ).

Из материалов дела следует, что в нежилом здании с кадастровым номером располагаются принадлежащие акционерному обществу «Почта России» на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером площадью 77,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 321,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами , имеют наименование и назначение - нежилое помещение.

По сведениям технического паспорта по состоянию на 21 декабря 2009 года в нежилом помещении с кадастровым номером располагаются тамбуры, кладовая, коридоры, подсобные, санузлы; в нежилом помещении с кадастровым номером –подсобные, кабинеты, тамбуры, коридоры, санузлы, отделение связи, операционный зал, телеграф, аппаратная, кассы.

В нежилом здании с кадастровым номером расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером площадью 27,8 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, Автозаводский район, ул. Свердлова, 28; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 46,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 207,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами , , имеют наименование и назначение - нежилое помещение.

В нежилом здании с кадастровым номером (с 9.03.2021 кадастровый номер изменен на кадастровый номер ) располагается принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером площадью 181,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

По выписке Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером имеет наименование и назначение -нежилое помещение, по техническому паспорту по состоянию на 21.12.2009 года предназначено для умывальной, туалета, кабинетов, операторской, подсобных.

В нежилом здании с кадастровым номером располагается принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером площадью 359,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости назначение и наименование этого помещения- нежилое, по техническому паспорту по состоянию на 15.03.2011 года в нем расположены сортировочная, кладовая, операционный зал, кабины, кабинеты, помещения, архив, коридоры, туалеты, комната приема пищи, раздевалка, умывальные.

Термин «кабинет» не тождественен термину «офис».

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение нежилое, наименование - торговый центр; нежилое здание с кадастровым номером , , имеют назначение- нежилое, наименование – хозблок.

В реестровых делах отсутствуют технические планы в отношении нежилых зданий с кадастровыми номерами , , , .

Мероприятия по определению вида фактического использования нежилых зданий на даты утверждения Перечня административным ответчиком не проводились.

Основанием для включения в Перечень нежилого здания с кадастровым номером является наименование этого здания -«торговый центр».

Однако, одного только наименования здания при отсутствии сведений о том, что более 20 % помещений в нем занимают торговые или офисные объекты, недостаточно для признания нежилого здания административно-офисным или торговым объектом.

Нежилые здания с кадастровыми номерами , , включены в Перечень в соответствии с видами их разрешенного использования: нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером , видом разрешенного использования которого является «административное здание».

Нежилое здание кадастровым номером расположено на земельном участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования: административные здания в соответствии с территориальной зоной Ж4», нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания.

Однако, виды разрешенного использования земельных участков не подразумевают расположение на них объектов офисного, торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами с кадастровым номером , , , необоснованно включено в Перечень на 2021 год, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2021 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования акционерного общества «Почта России» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом –нежилого здания с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 3 марта 2022 года.

3а-377/2022 (3а-2466/2021;) ~ М-2361/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
АО "Почта России" в лице УФПС Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
21.12.2021Регистрация административного искового заявления
22.12.2021Передача материалов судье
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2022Судебное заседание
29.03.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.03.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.03.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
11.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее