Дело № 2-180/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Канск Красноярского края 23 марта 2015 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Беликова С.В.,
при секретаре - Смагиной С.В.,
с участием прокурора - пом. Канского межрайпрокурора Кадач В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Мокрушинского сельсовета Канского района по факту не разработки муниципальных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции незаконным, возложении обязанности по их разработке,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Мокрушинского сельсовета Канского района по факту не разработки муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих:
- Программу (план) противодействия коррупции;
- Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет;
- Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
обязать администрацию Мокрушинского сельсовета разработать и утвердить в установленном законом порядке указанные муниципальные нормативные правовые акты в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения задания прокуратуры края о достаточности нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции проведена проверка в администрации Мокрушинского сельсовета, по результатам которой установлено, что правовая основа реализации антикоррупционных мер на территории Мокрушинского сельсовета в полном объеме не создана. На территории Мокрушинского сельсовета до настоящего времени не разработан муниципальный нормативный правовой акт, утверждающий программу (план) противодействия коррупции. Администрацией муниципального образования не издан муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Полагает, что администрация Мокрушинского сельсовета уклоняется от реализации возложенных законом на органы местного самоуправления полномочий.
Дополнительным заявлением прокурор уточнил требования, просит:
- признать бездействие администрации Мокрушинского сельсовета по факту не разработки муниципального нормативного правового акта, утверждающего Порядок размещения сведений о расходах представленных муниципальными служащими в сети Интернет, незаконным;
- обязать администрацию Мокрушинского сельсовета разработать и утвердить в установленном законом порядке муниципальный нормативный правовой акт, утверждающий Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Уточненные требования мотивировал тем, что поскольку муниципальные служащие составляют штат администрации Мокрушинского сельсовета, работодателем данных муниципальных служащих является Глава Мокрушинского сельсовета, то обязанность по разработке такого порядка согласно действующему законодательству возложена на администрацию Мокрушинского сельсовета. Однако, до настоящего времени Порядок размещения, сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет администрацией Мокрушинского сельсовета не разработан.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительном заявлении. Суду пояснил, что администрация Мокрушинского сельсовета выполнила требования в части разработки и утверждения муниципальных нормативных правовых актов, утверждающих Программу (план) противодействия коррупции и Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Однако до настоящего времени Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет администрацией Мокрушинского сельсовета не разработан.
Представитель заинтересованного лица администрации Мокрушинского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судебной повесткой, о причинах неявки суд не уведомил, что в силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч. 4 Закона).
Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3610 "О противодействии коррупции в Красноярском крае" установлено, что органы местного самоуправления противодействуют коррупции в пределах своих полномочий путем осуществления мер, предусмотренных федеральным законодательством, а также настоящим Законом, иными законами Красноярского края, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Красноярского края, а также нормативными правовыми актами иных органов государственной власти и государственных органов Красноярского края, правовыми актами органов местного самоуправления.
Аналогичная правовая норма закреплена в п. 1 ст. 5 Закона Красноярского края № 8-3610. Пункт 2 ст. 5 Закона края № 8-3610 закрепляет, что органы местного самоуправления могут принимать целевые программы по профилактике и противодействию коррупции, проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, проводить антикоррупционный мониторинг, участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, организовывать информирование граждан о фактах коррупции и о мероприятиях по противодействию коррупции, создавать совещательные органы по противодействию коррупции.
Пунктом 5 ст. 2 Закона Красноярского края от 07.07.2009 № 8-3542 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах" установлено, что представителем нанимателя подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, а также представленные указанными лицами сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей; сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей, главной, ведущей, старшей группы, и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, представленные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Порядок размещения указанных сведений устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Поскольку органами местного самоуправления, издающими муниципальные нормативно правовые акты в соответствии со статьями 34, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являются администрация и Совет депутатов муниципального образования, то обязанность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов возложена на данные органы.
Как следует из материалов дела, исключительная компетенция вопросов местного значения, рассматриваемых представительным органом - Мокрушинским сельским Советом депутатов, определенная ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 22 Устава, не содержит такого вопроса, как издание нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Вместе с тем, согласно п. 1.12 ч. 1 ст. 31 Устава администрация Мокрушинского сельсовета осуществляет иные полномочия, не закрепленные в ст. 31 Устава в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.
После обращения в суд прокурора администрация Мокрушинского сельсовета выполнила требования о разработке и утверждении муниципальных нормативных правовых актов в части. Нормативный правовой акт, утверждающий Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет, на территории Мокрушинского сельсовета на муниципальном уровне при наличии соответствующих полномочий до настоящего момента не разработан.
Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников, материалами дела: актом проверки достаточности и полноты муниципального нормативного правового регулирования вопросов в сфере противодействия коррупции от 26.11.2014; распоряжением от 17.04.2015 № 54-р "Об утверждении плана мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Мокрушинском сельсовете на 2014-2015 г.г."; постановлением администрации Мокрушинского сельсовета от 29.10.2012 № 58-п "Об утверждении положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации Мокрушинского сельсовета"; выдержками из Устава Мокрушинского сельсовета, опубликованными в газете "Ведомости органов местного самоуправления Мокрушинского сельсовета" № 2 от 20.02.2012.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования Мокрушинский сельсовет обязана принять меры к разработке нормативных правовых актов, регулирующих порядок размещения в сети Интернет сведений о расходах муниципальных служащих, чего до настоящего времени не сделано.
В соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Канского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края по факту не разработки муниципального нормативного правового акта, утверждающего Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернет.
Обязать администрацию Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края разработать и утвердить в установленном законом порядке муниципальный нормативный правовой акт, утверждающий Порядок размещения сведений о расходах, представленных муниципальными служащими, в сети Интернетв течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Беликов
Составлено в окончательной
форме 30 марта 2015 года