ДЕЛО № 2-2048/2023
УИД 92RS0004-01-2023-001742-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2023 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 20 июля 2023 года.
Полный текст решения составлен 25 июля 2023 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
с участием представителя истца Качмар Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2048/2023 по иску Шаркевич Л.Г. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, Государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Шаркевич Л.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту городского хозяйства города Севастополя, ГБУ города Севастополя "Городская служба жилищного фонда", в котором просила признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> кадастровый № на условиях договора социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что истцу предоставлена для проживания комната № по адресу: <адрес>. На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, включено в Реестр собственности города Севастополя. На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления для обеспечения сохранности и обслуживания за ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда». Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении сведений об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, включенном в Реестр собственности города Севастополя под №, к учету принята площадь объекта недвижимого имущества - <данные изъяты> кв.м. Истец пользуется указанной комнатой, несет бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг. Обратившись в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение, получила отказ, поскольку истцом не представлена надлежащим образом заверенная копия ордера на жилое помещение или выписка из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения, также установлено, что жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, полное наименование объекта учета реестра собственности «помещение (комната) общежития», договор социального найма не может быть заключен в отношении жилого помещения в общежитии. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец Шаркевич Л.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Качмар Г.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, дав пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков Департамента капитального строительства города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя, ГБУ города Севастополя "Городская служба жилищного фонда" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шаркевич Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. На имя Шаркевич Л.Г. открыт лицевой счет по оплате коммунальных услуг, последняя несет бремя содержания имущества, оплачивает коммунальные платежи.
Также установлено, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - комната № по <адрес>, включено в Реестр собственности города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления для обеспечения сохранности и обслуживания за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя "Городская служба жилищного фонда".
На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении сведений об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, включенном в Реестр собственности города Севастополя под реестровым № распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя», приняв к учету площадь объекта <данные изъяты> кв.м.
Из сведений, содержащихся в ЕГРН, объект недвижимого имущества -комната № по <адрес> поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №, площадь объекта <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с пунктом 2.10. и подпунктом 3.1.2.6. Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что функции по реализации государственной жилищной политики на территории города Севастополя, в том числе, по заключению договора найма жилищного фонда города Севастополя, возложены на Департамент капитального строительства города Севастополя.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, либо восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При это никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Ввиду того, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, утратило статус общежития, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие часть жилого помещения, также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной нормы права следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Данная позиция отражена в определениях Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 марта 2020 года по делу № 88-6951/2020, от 28 сентября 2021 года по делу № 88 -23736/2021.
При этом, отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Обстоятельства того, что истец проживает в спорном жилом помещении, подтверждено, в том числе, показаниями свидетеля ФИО, допрошенной в судебном заседании. Оснований не доверять показаниям свидетеля, у суда не имеется, поскольку свидетель не заинтересован в исходе дела, показания свидетеля не противоречивы, последовательны, согласуются с другими доказательствами.
Согласно статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации показания свидетелей являются одним из видов доказательств по делу. В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии статьей 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины; правоотношения по пользованию этими жилыми помещениями, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (жилье социального найма).
Спорное жилое помещение, предоставленное истцу для проживания до марта 2014 года, не подлежит включению в специализированный жилищный фонд города Севастополя, а правоотношения по пользованию истцом этими жилым помещением, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации (жилье социального найма).
Истец обращалась к ответчикам с заявлением об исключении как дома, так и комнаты, из числа общежитий.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства города Севастополя, преобразование нежилого здания (за исключением садового дома) в многоквартирный дом может быть осуществлено в рамках процедуры реконструкции объекта капитального строительства, предусматривающей изменение параметров такого объекта, регламентированной статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С целью выработки единой позиции в отношении изменения статуса общежитий проведено рабочее совещание, по результатам которого Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правового статуса общежитий на территории города Севастополя, в том числе, путем их признания многоквартирными жилыми домами. Принимая во внимание сложность реализации указанного механизма преобразования зданий общежитий в многоквартирные дома, требующего значительных финансовых затрат, и учитывая наличие многочисленных перепланировок и переустройств, самовольно выполненных гражданами, а также тот факт, что в общежитиях имеется значительное количество помещений, в отношении которых зарегистрировано право частной собственности, в связи с чем, город Севастополь не является собственником зданий общежитий в целом, массовое изменение статуса общежитий в настоящее время не представляется возможным.
Из ответов соответствующих органов исполнительной власти следует, что соблюдение требований статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исключения жилых помещений по <адрес> из специализированного жилищного фонда города Севастополя невозможно по причинам, которые не зависят как от воли истца, так и ответчиков.
При этом, суд учитывает, что принятие, либо непринятие тех или иных управленческих решений, не может препятствовать гражданам в реализации прав нанимателя жилого помещения, которое в силу статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя», подлежит отнесению к жилому фонду социального найма.
По мнению суда, обстоятельство того, что часть комнат в указанном здании приватизировано и находится в частной собственности граждан, само по себе свидетельствует о невозможности квалификации здания как общежития, ввиду чего, суд находит обоснованными доводы истца о том, что наименование здания в качестве «общежития» без включения его в специализированный жилой фонд, не могут являться препятствием для заключения договора социального найма.
Суд также учитывает, что отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 5-КГ13-41.
Поскольку факт принятия решения о передаче здания общежития в собственность города Севастополя предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, принимая во внимание, что в настоящее время, сведения о занимаемом Шаркевич Л.Г. жилом помещении внесены в Реестр собственности города Севастополя без указания на отнесение к специализированному фонду, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шаркевич Л.Г. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Шаркевич Л.Г. удовлетворить.
Признать за Шаркевич Л.Г. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан