Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-932/2023 ~ М-526/2023 от 09.03.2023

УИД 57RS0026-01-2022-002671-49                                   

Дело №2-932/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2023 года                                                                                         г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Лядновой Э.В.,

при секретаре Макаровой К.А.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области - Гусевой А.В.,

представителя ответчика администрации Орловского муниципального округа Орловской области - Маракшина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к администрации Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее по тексту Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к администрации Орловского муниципального округа Орловской области (далее Администрация) о понуждении к совершению действий.

Исковые требования обоснованы тем, что в Роспотребнадзор поступают многочисленные обращения Смирнова Е.Ю. по вопросу периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), содержания контейнерных площадок и прилегающей к ним территории с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области.

С целью рассмотрения информации, изложенной в обращении Смирнова Е.Ю., было проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерных площадок, расположенных на территории с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области, по результатам которого установлены нарушения обязательных требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объекта питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактически мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21):

- контейнерная площадка, расположенная по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Приозерная, д. 28, не имеет твердого покрытия, ограждения, на грунт установлены деформированые контейнеры, с дырами и щелями, что не соответствует требованиям п. 3, п. 9 СанПиН 2.1.3684-21;

- контейнерная площадка, расположенная по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Приозерная, д. 2, не имеет ограждения с 3-х сторон, установлены деформированные контейнеры, с дырами щелями, на прилегающей территории на грунте размещены обрезки деревьев, покрышки автомобильных шин отработанных, что не соответствует требованиям п. 3, п. 9, п. 17 СанПиН 2.1.3684-21;

- контейнерная площадка, расположенная по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Медицинская, д. 3, не имеет ограждения с 3-х сторон, для накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) установлены деформированные контейнеры, с дырами и щелями, контейнерная площадка и прилегающая территория замусорена ТКО, что не соответствует требованиям п. 3, п. 9, п. 8 СанПиН 2.1.3684-21;

- контейнерная площадка, расположенная по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Новая, д. 16 замусорена ТКО, контейнер установлен вне контейнерной площадки, на прилегающей территории на грунте размещены обрезки деревьев, покрышки автомобильных шин отработанных, что не соответствует требованиям п. 8 СанПиН 2.1.3684-21;

- контейнерные площадки, расположенные по адресам: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Городская, д.93; ул. 8 Марта между д. 4, д.6, д. 18, д.20 и д. 22 замусорены ТКО, для накопления ТКО установлены деформированные контейнеры, с дырами и щелями; на прилегающей территории на грунте размещены обрезки деревьев, покрышки автомобильных отработанных, что не соответствует требованиям п. 8, п.9, СанПиН 2.1.3684-21;

- на контейнерной площадке, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, пер. Школьный, д. 3, установлены деформированные контейнеры, с дырами и щелями, что не соответствует требованиям п. 9 СанПиН 2.1.3684-21;

- контейнерная площадка, расположенная по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Тихая замусорена ТКО, на прилегающей территории на грунте размещены ритуальные венки, демонтированные надгробья, фрагменты мебели, мешки с коммунальными отходами, что не соответствует требованиям п. 8, п. 17 СанПиН 2.1.3684-21.

Собственником указанных выше контейнерных площадок является Орловский муниципальный округ. Администрация Орловского муниципального округа является лицом, ответственным за содержание территории с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области и контейнерных площадок для жителей с. Лаврово, обязана принимать меры по соблюдению действующего законодательства, то есть надлежащим образом организовывать и содержать места накопления твердых коммунальных отходов, однако обязанности исполняются ненадлежащим образом. Невыполнение ответчиком требований закона нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Роспотребнадзор просил суд обязать Администрацию в двухмесячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение законодательства, а именно:

- организовать создание и содержание дополнительных контейнерных площадок с установкой 43 дополнительных мусоросборников по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово в соответствии с установленными нормативами накопления в соответствии с требованиями п. п. 3, 6 СанПиН 2.1.3684;

- восстановить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерной площадке, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Приозерная, д. 28, в соответствии с требованиями п. З СанПиН 2.1.3684;

- восстановить ограждение на контейнерных площадках, расположенным адресам: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Медицинская, д. 3; ул. Приозерная, д. 2, д. 28 в соответствии с требованиями п. З СанПиН 2.1.3684;

- заменить поврежденные контейнеры на контейнерных площадках, расположенных по адресам: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. 8 Марта между д. 4, д.6, д. 18, д.20 и д. 22; ул. Медицинская, д. 3; ул. Городская, д.93; пер. Школьный, д.З;. Приозерная, д.2, д. 28 в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684;

- ликвидировать несанкционированные свалки отходов, представленных обрезками деревьев, покрышками автомобильных шин отработанных, ритуальными венками, демонтированными надгробьями, фрагментами мебели, мешками с ТКО по адресам: с. Лаврово, ул. 8 Марта между д. 4, д.6, д. 18, д.20 и д. 22; ул. Городская, д.93; ул. Тихая; ул. Приозерная, д.2; ул. Новая, д.16 в соответствии с требованиями п. 17 СанПиН 2.1.3684;

- принять меры к соблюдению требований государственных санитарных правил и нормативов в части содержания контейнерных площадок: уборки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации контейнерных площадок, промывке контейнеров, расположенных в с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области в соответствии с требованиями п. 8 СанПиН 2.1.3684-21.

В судебном заседании представитель истца Гусева А.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила первый пункт заявленных требований, просила организовать создание и содержание дополнительных контейнерных площадок с установкой 34 дополнительных мусоросборников по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово в соответствии с установленными нормативами накопления в соответствии с требованиями п. п. 3, 6 СанПиН 2.1.3684, в остальном первоначально заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Маракшин А.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования частично, поскольку согласно полученному ответу, необходима установка 31 дополнительного мусоросборника по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово в соответствии с установленными нормативами накопления, а также установить срок выполнения необходимых работ - до конца 2023 года.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми определены порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно п. 2 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Раздел II Правил предусматривает порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В силу п. 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

П. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских к сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту СанПиН 2.1.3684-21) закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

П. 8 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением №1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

В соответствии с п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

П.10 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского муниципального округа, утвержденному постановлением администрации Орловского муниципального округа от 14.02.2022 № 320, для жителей с. Лаврово Орловского муниципального округа определены места (площадки) накопления ТКО по адресам: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. 8 Марта между д. 4, д.6, д. 18, д.20 и д. 22; ул. Медицинская, д. 3; ул. Городская, д.93; пер. Школьный, д.З; ул. Тихая; ул. Приозерная, д.2, д. 28; ул. Новая, д. 16 собственником которых является Орловский муниципальный округ.

Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» № 58-100-ГЗ-О-578-25.01.2023 от 01.02.2023, для жителей с. Лаврово установлено 29 контейнеров по 0,75 куб.м., чем не исполняется требования п.4, СанПиН 2.1.3684-21 по удаленности контейнерных площадок до жилых домов не более 100 метров, п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 по нормативам накопления.

Согласно расчетам потребности в контейнерах для сбора ТКО в с. Лаврово Орловского района Орловской области необходимо 72 контейнера при вывозе ТКО с периодичностью не более 3 суток (срок временного накопления несортированных ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 4 °С и ниже).

Приведенные факты представителем ответчика не оспаривались.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией Орловского муниципального округа Орловской области, на территории с. Лаврово места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки) определены согласно реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского муниципального округа Орловской области, утвержденного Постановлением администрации Орловского муниципального округа Орловской области № 320 от 17.02.2022 по следующим адресам:

- с. Лаврово, ул. 8 Марта, д. 4-6, 18-20 - 6 контейнеров объемом по 0,75 куб. м., 5 контейнеров объемом 1,0 куб.м. для раздельного накопления ТКО;

- с. Лаврово, ул. Медицинская, д. 3 - 5 контейнеров объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Степная, д. 4 - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Приозерная, д. 2 - 3 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Городская, д. 93 - 3 контейнера объемом по 0,75 куб. м.,

- с. Лаврово, ул. Колхозная, д. 1 - 3 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Школьная, д. 3 - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м,

- с. Лаврово, ул. Тихая - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Рабочая, д. 8 - 2 контейнера объемом по 1,0 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Городская, д. 34 - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Приозерная, д. 2 - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Новая д. 16 - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Молодежная, д. 7 - 2 контейнера объемом по 0,75 куб.м.,

- с. Лаврово, ул. Спортивная, д. 19 - 2 контейнера объемом 1,0 куб.м. для раздельного накопления ТКО.

Согласно ответам ООО «УК «Зеленая Роща», начисления и оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО в с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области осуществляются по следующим улицам: Приозерная, Медицинская, Городская, Новая и пер. Школьный.

По ул. Тихая в с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области начисления не производятся.

В населенном пункте Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области оборудованы контейнерные площадки: ул. Медицинская в районе д. 3, ул. Степная в районе д. 4, ул. 8 Марта, между домами 4,6,18,20 и 2022, ул. Городская в районе д. 45, ул. Городская в районе д. 95, пер. Школьный в районе д. 3.

Места бестарного (мешкового) сбора твердых коммунальных отходов в с. Лаврово определены на ул. Веселая, ул. Городская, ул. Приозерная, ул. Спортивная, ул. Новая, ул. Садовая, ул. Колхозная, ул. Степная, ул. Плевая, ул. Деревенская, ул. Молодежная.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области не оборудованы в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, и об обоснованности настоящего искового заявления, поскольку приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантированного статьи 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования о создании и содержании дополнительных контейнерных площадок, восстановлении ограждения, твердого покрытия, замене поврежденных контейнеров на контейнерных площадках, а также проведении мероприятий по ликвидации не санкционированных свалок подлежат удовлетворению.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок, в течение которого ответчику надлежит совершить возлагаемые на него действия, суд учитывает пояснения представителя ответчика, указавшего на то, что требуемые Роспотребнадзором действия при условии удовлетворения иска не могут быть выполнены в 2-месячный срок, в связи с чем, суд полагает необходимым установить для исполнения решения срок до 31.12.2023.

Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, что предусмотрено положениями ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Орловской области к Администрации Орловского муниципального округа Орловской области удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Орловского муниципального округа Орловской области в срок до 31.12.2023 включительно устранить нарушения санитарного законодательства в с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области, а именно:

- организовать создание и содержание дополнительных контейнерных площадок с установкой 31 дополнительных мусоросборников по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово в соответствии с установленными нормативами накопления в соответствии с требованиями п. п. 3, 6 СанПиН 2.1.3684;

- восстановить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном отведения талых и дождевых сточных вод на контейнерной площадке, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Приозерная, д. 28, в соответствии с требованиями п. З СанПиН 2.1.3684;

- восстановить ограждение на контейнерных площадках, расположенным адресам: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. Медицинская, д. 3; ул. Приозерная, д. 2, д. 28 в соответствии с требованиями п. З СанПиН 2.1.3684;

- заменить поврежденные контейнеры на контейнерных площадках, расположенных по адресам: Орловская область, Орловский муниципальный округ, с. Лаврово, ул. 8 Марта между д. 4, д.6, д. 18, д.20 и д. 22; ул. Медицинская, д. 3; ул. Городская, д.93; пер. Школьный, д.З;. Приозерная, д.2, д. 28 в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684;

- ликвидировать несанкционированные свалки отходов, представленных обрезками деревьев, покрышками автомобильных шин отработанных, ритуальными венками, демонтированными надгробьями, фрагментами мебели, мешками с ТКО по адресам: с. Лаврово, ул. 8 Марта между д. 4, д.6, д. 18, д.20 и д. 22; ул. Городская, д.93; ул. Тихая; ул. Приозерная, д.2; ул. Новая, д.16 в соответствии с требованиями п. 17 СанПиН 2.1.3684;

- принять меры к соблюдению требований государственных санитарных правил и нормативов в части содержания контейнерных площадок: уборки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации контейнерных площадок, промывке контейнеров, расположенных в с. Лаврово Орловского муниципального округа Орловской области в соответствии с требованиями п. 8 СанПиН 2.1.3684-21.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до 04.07.2023.

Судья

Э.В. Ляднова

2-932/2023 ~ М-526/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Ответчики
Администрация Орловского муниципального округа Орловской области
Другие
ООО "Управляющая компания "Зеленая Роща"
Знаменское территориальное управление администрации Орловского муниципального округа Орловской области
Суд
Орловский районный суд Орловcкой области
Судья
Ляднова Э.В.
Дело на сайте суда
orlovsky--orl.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
15.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
27.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Дело оформлено
02.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее