Судья: Андреева Е.А. адм. дело N 33а-1043/2024) 33а-14732/2023
УИД 63RS0007-01-2023-000023-39
№ 2а-800/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Мыльниковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Яковлевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 5 июля 2023 г.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., объяснения представителя администрации муниципального района Волжский Самарской области ФИО4 поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административных истцов ФИО5, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
ФИО8 и ФИО7 обратились в Волжский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области», администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указано, что 6 сентября 2022 г. административные истцы обратились в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., государственная собственность на который не разграничена, как молодой семье.
Постановлением администрации муниципального района Волжский № от 29 сентября 2022 г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Основанием для отказа послужил подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15,подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории инженерного объекта – котельная, а также формирование испрашиваемого участка приведет к нерациональному использованию земель.
Решением Волжского районного суда Самарской области 5 июля 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено, постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области № от 29 сентября 2022 г. «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» - признано незаконным.
На Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления ФИО8, ФИО7 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного 06 сентября 2022 г. за № (т.1 л.д. 234-238).
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской области выражает несогласие с решением суда, просит отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в административном иске (т.2 л.д. 1-3, 7,8).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 6 сентября 2022 г. ФИО8 и ФИО7 обратились в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании представления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д.57).
Постановлением администрации муниципального района Волжский № от 29 сентября 2022 г. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 1428 кв.м. расположен на территории инженерного объекта – котельная, а также формирование земельного участка приведет к нерациональному использованию земель.
Разрешая спор и признавая оспариваемое распоряжение незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение № от 29 сентября 2022 г. по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж1, которая согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Черноречье подразумевает такой вид разрешенного использования, как индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.
Из выписки из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности муниципального района Волжский Самарской области на нежилое здание котельной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29 сентября 2022 г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования коммунальное обслуживание площадью <данные изъяты> кв.м.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ передан в безвозмездное пользование Администрацией муниципального района Волжский Самарской области МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области. Заявление о предоставлении земельного участка было подано в администрацию МБУ «УГЖКХ» Волжского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ комиссией МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» составлен акт по итогам визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером №, в котором отражено, что земельный участок не огорожен, с западной стороны расположено капитальное строение. К акту приложены фотоматериалы.
Из заключения кадастрового инженера ФИО6 следует, что образуемый земельный участок был сформирован в виде правильного прямоугольника, местоположение образуемого земельного участка на момент составления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не нарушал линии застройки кадастрового планирования территории, не пересекал границы муниципальных образований, что не приводило к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, которая согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Черноречье подразумевает такой вид разрешенного использования, как индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, что в свою очередь также свидетельствует о рациональности предполагаемого последующего использования земельного участка по назначению.
Согласно геодезических измерений, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, а также при нанесении координат характерных точек границ образуемого земельного участка на картографическую основу Единого государственного реестра недвижимости, установлено, что в районе спорной территории, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района Волжский Самарской была осуществлена постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., назначение: «Коммунальное обслуживание» по адресу: <адрес>, местоположение объекта отображено в Приложении N 3 к заключению. Здание котельной расположено в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, представляет собой одноэтажное кирпичное здание, не используется, находится в аварийном состоянии, эксплуатация не производится.
Образуемый земельный участок расположен в 18-20 метрах от здания котельной. Площадь застройки здания котельной составляет <данные изъяты> кв.м, а земельный участок с кадастровым номером № сформирован площадью <данные изъяты> кв.м.
Из служебной записки Управления архитектуры и градостроительства от 30 января 2023 г., испрашиваемый Гнездиловыми земельный участок в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Черноречье расположен в границах населенного пункта <данные изъяты>, в жилой зоне. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения <адрес> участок расположен в границах территориальной зоны Ж1 «зона застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами». Одним из видов разрешенного использования земельных участков в данной зоне является ведение личного подсобного хозяйства.
На момент вынесения постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № сформирован не был, схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 29 сентября 2022 г. <данные изъяты>, то есть после вынесения оспариваемого постановления.
Таким образом, учитывая, что при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № не был сформирован, границы земельного участка испрашиваемого истцами не пересекали границы земельного участка образованного для использования котельной.
Также не подтверждают нахождение испрашиваемого земельного участка на территории инженерного объекта (котельной) материалы инвентаризации земель населенных пунктов Чернореченской сельской администрации, изготовленные <данные изъяты> в 1999 г. и материалы инвентарного дела на здание котельной, исследованные судом (т.1 л.д. 193-197, 207-211).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого постановления, испрашиваемый административными истцами земельный участок, не располагался на территории инженерного объекта «котельная».
Материалы дела не содержат доказательств наличия на спорном участке здания, сооружения, инженерного объекта «котельная», находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также, что формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, подтверждающих невозможность предоставление земельного участка Гнездиловым.
Доводы представителя административных ответчиков, что нерациональность использования испрашиваемого земельного участка выражается в том, что участок сформирован вблизи от здания котельной, и прилегающую к ней территорию рационально использовать под использование данного объекта, также несостоятельны по изложенным выше обстоятельствам, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Содержащиеся в оспариваемом решении мотивы отказа не обоснованы конкретными ссылками на подтверждающие их факты и установленные применительно к конкретному случаю обстоятельства.
Учитывая, что на государственные, муниципальные органы и их должностные лица возложена обязанность по принятию понятных, конкретных и не допускающих неоднозначного толкования решений по поставленным перед ними гражданами вопросам, в рассматриваемом случае решение должностного лица нельзя признать законным.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В целях восстановления нарушенных прав административных истцов суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал администрацию муниципального района Волжский Самарской области устранить допущенные нарушения, посредством возложения на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления Гнездиловых о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ вх. №.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от 5 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: