Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2023 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кубасовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Савик С.А.,
с участием:
истца Перестань Н.С.,
представителя ответчика Маер Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перестань ФИО13 к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Перестань Н.С. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указала следующее: она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. её мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО6 лишен родительских прав. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>. Она достигла совершеннолетия, прав на недвижимое имущество за ней не зарегистрировано, жилым помещением она так и не обеспечена. В настоящий момент она проживает с супругом в съемном жилье. Просит обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец Перестань Н.С. настаивала на удовлетворении исковых требований, содержащиеся в иске доводы поддержала, дополнила, что на протяжении длительного времени, с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ей жилое помещение не предоставлялось, фактически ей негде жить, то есть ответчиком нарушается её право на жилище. Она имеет регистрацию по адресу: <адрес>, данное жилье предоставлялось её родителям, в настоящий момент жилое помещение непригодно для проживания.
Представитель ответчика Мартыненко Е.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Перестань Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> и будет обеспечена жилым помещениям в порядке очередности. Обеспечение Перестань Н.С. жильем ранее тех лиц, которые включены в список ранее неё, приведет к нарушению прав этих лиц. В случае удовлетворения иска просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до августа ДД.ММ.ГГГГ года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство труда и социального развития <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, указав в отзыве на иск следующее: Перестань Н.С. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Лица указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому, орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Формирование списка осуществляется в порядке очередности, а зависимости от даты подачи заявления о включении в список, а в случае совпадения даты – в алфавитном порядке.
Право истца на обеспечение жилым помещением признано уполномоченными органами и реализуется в соответствии с действующим законодательством. Внеочередное предоставление истцу жилого помещения повлечет нарушение прав иных лиц из той же категории, включенных в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения ранее истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, указав в отзыве на иск следующее: органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, наделены. К полномочиям МФ и НП НСО в соответствии с ч. 1 ст. <адрес> № относится финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, которое осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>.
На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» установлены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2023 год и плановый период 2024 и 2025, <адрес> в 2023 г. предусмотрено предоставление субвенции в размере 9 472,3 рублей.
Заслушав истца Перестань Н.С., представителя ответчика Мартыненко Е.С., учитывая отзывы на иск третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства труда и социального развития <адрес>, Министерства финансов и налоговой политики <адрес>, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанной категории, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанной категории, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанной категории по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО6 лишен родительских прав.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>.
Как следует из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 заключила брак с ФИО8, после чего ей присвоена фамилия - ФИО11.
Как следует из информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведения об объектах недвижимости, собственником которых являются ФИО12 (ФИО11) Н.С., ФИО8, отсутствуют.
Согласно информации главы <адрес>, с Перестань Н.С. не заключался договор социального найма жилого помещения, жилая площадь для проживания не предоставлялась.
Из информации главы <адрес> следует, что с ФИО8 не заключался договор социального найма жилого помещения, правом приватизации он не воспользовался.
Согласно паспортным данным Перестань Н.С. имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Как следует из информации главы администрации Дивинского сельсовета <адрес>, квартира по указанному адресу предоставлялась для проживания ФИО9 (сестре Перестань Н.С.), документы о передаче квартиры не сохранились. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира непригодна для проживания не признана, но при визуальном осмотре выявлено: оконные рамы без стекол, печь разрушена, отопление отсутствует, электропроводка повреждена, полы в кухне отсутствуют, водопровод в квартиру не проведен. На протяжении длительного времени в квартире никто не проживает.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении указанных в статье юридических фактов. Наступление предусмотренных законом юридических фактов установлено судом: истец достиг возраста 18 лет, прав на недвижимое имущество за ним не зарегистрировано, он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Перестань Н.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>. Изложенное свидетельствует о наличии законных оснований для предоставления истцу жилого помещения, доказательств обратного ответчиком не предоставлено.
Поскольку законодательство не содержат указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам указанной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Предоставление истцу жилого помещения ранее, чем иным лицам этой же категории, включенным в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений перед истцом, не свидетельствует об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением и не приведет к нарушению прав иных лиц, поскольку администрация <адрес>, в силу приведенных норм закона, обязана обеспечить жилыми помещениями всех лиц, относящихся к категории детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений.
С учетом ходатайства представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до августа 2023 г., и отсутствия возражений против этого со стороны истца, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Перестань ФИО14 к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Перестань ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории <адрес>.
Для исполнения решения суда установить срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ Апелляционная жалоба подается через <адрес> районный суд <адрес>
Судья Е.Н. Кубасова
Подлинник находится в материалах дела № <адрес> районного суда <адрес>, уникальный идентификатор дела №