Дело № 2-2052/2024
59RS0007-01-2023-008335-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.04.2024 город Пермь
Свердловский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Мангасарова Н.В.,
при секретаре Бабиной П.И.,
с участием представителей истца – ФИО8, ФИО3,
представителей ответчика – ФИО4, ФИО5,
представителей третьего лица – ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к ПАО «Т Плюс» о возложении обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуг надлежащего качества,
установил:
Истец, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее - ИГЖН), обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, Публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее ПАО «Т Плюс»), с требованиями о возложении обязанности обеспечить предоставление коммунальной услуги надлежащего качества.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения ИГЖН от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ПАО «Т Плюс» обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме (далее МКД) № <адрес>. В ходе проверки уполномоченным должностным лицом установлены факты нарушения обязательных требований – температура ресурса горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом составляет +54,8С, в квартире № в точке водоразбора температура ГВС после трех минут пропуска составляет +46С, что является нарушением пункта 5 Приложения №1 К Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
С учетом изложенного, поскольку температура горячей воды ниже установленного минимального предела, истец просит суд обязать ПАО «Т Плюс» в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам (пользователям) помещений в МКД <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно обеспечить температуру горячей воды на вводе в многоквартирные дома не ниже 60 С и не выше 75 С.
Представители истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, ранее в материалы дела представлен отзыв, в котором указано, что горячее водоснабжение к жилому дому №<адрес> от ЦТП-33И по <адрес>, расстояние от ЦТП до МКД составляет 200 метров. Причиной снижения температуры горячей воды на вводе в МКД и в самом МКД является отсутствие циркуляции горячего водоснабжения при причине самовольного заужения диаметра циркуляционного трубопровода, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (согласно которому зафиксирован факт замены стальных труб на полипропиленовые в отсутствие проектной документации, отсутствие фильтров, загрязнение обратного клапана, заужение циркуляционной трубы), актом от ДД.ММ.ГГГГ, заключением специалиста ПАО «Т Плюс». При этом внутридомовая система циркуляции горячей воды относится к общему имуществу МКД, ответственность за содержание которой несет третье лицо – ООО «Управляющая компания «ЭКВО». Удовлетворение исковых требований приведет к неисполнимости судебного акта, исполнить решение суда в месячный срок невозможно по объективным причинам.
Представители третьего лица - ООО «Управляющая компания «ЭКВО» в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Указали, что циркуляция горячего водоснабжения является достаточной, МКД №<адрес> <адрес> является концевым по подключению к ЦТП. Средний объем циркуляции внутри МКД составляет 0,8 тонны в час, а пропускная способность полипропиленовой трубы с перепадом давления значительно больше, что зафиксировано в отчете о суточных параметрах ГВС прибором учета ГВС. Также ответчиком не представлена достоверная информация о давлении горячего водоснабжения в трассе при вводе в МКД при проведении замеров параметров в камере теплоносителя. Причиной невозможности подачи теплоресурса надлежащего качества является техническое состояние ЦТП или сетей, которые не могут обеспечить подачу ГВС в МКД в нормативном объеме. На внутридомовых сетях ГВС МКД работы по замене задвижек и чистке фильтров выполняются своевременно, что не приводит к улучшению качества поставляемого энергоресурса.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор в пределах компетенции, определенной статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 1 сентября 2014 г. № 913-п (далее — Положение).
В соответствии с пунктом 3.1.1 Положения Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами требований, установленных жилищным законодательством к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 5 приложения №1 к Правилам 354 определены требования к качеству предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.3684-21).
СанПиН 2.1.3684-21 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3) устанавливает гигиенические правила к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Частью 8 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных, в том числе, в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно п.4 части 12 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о понуждении к исполнению предписания.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об Утверждении СанПиН 2.1.3684-21», установлены гигиенические требования к качеству воды и организации системы централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, поставляемой системой централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно п.84 СанПиН 2.1.3684-21, температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Данные санитарно-эпидемиологические требования с СЦГВ направлены в том числе, на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, а также на предупреждение заболеваний подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
Пунктом 50 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры; в период снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Согласно п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Материалами дела установлено, что ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД <адрес>.
На основании решения ИГЖН от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ПАО «Т Плюс» обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме (далее МКД) № <адрес>.
В результате проведенной проверки установлено, что температура горячей воды на вводе в многоквартирным дом <адрес> составляет +54,8, что является нарушением п. 5 Приложения № 1 к правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, указанное отражено в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам проведения проверки ПАО «Т Плюс» выдано предписание № об устранении нарушений обязательных требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № инспекцией вновь инициирована проверка (л.д.16-17).
Впоследствии ПАО «Т Плюс» неоднократно направлялись ходатайства в адрес ИГЖН о продлении срока исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ.
Срок предписания продлен ИГЖН до ДД.ММ.ГГГГ, в указанный срок предписание ИГЖН не было исполнено ответчиком.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что горячее водоснабжение в МКД № <адрес> не соответствует нормативному, что влечет невозможность получения потребителями коммунальных ресурсов надлежащего качества.
Ответчик в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы истца не опроверг, однако указал, что причиной снижения температуры горячей воды в спорном жилом доме является самовольное заужение диаметра циркуляционного трубопровода, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (согласно которому зафиксирован факт замены стальных труб на полипропиленовые в отсутствие проектной документации, отсутствие фильтров, загрязнение обратного клапана, заужение циркуляционной трубы), актом от ДД.ММ.ГГГГ, заключением специалиста ПАО «Т Плюс». При этом внутридомовая система циркуляции горячей воды относится к общему имуществу МКД, ответственность за содержание которой несет третье лицо – ООО «Управляющая компания «ЭКВО».
К указанным доводам ответчика суд относится критическим, поскольку согласно пункту 8 Правил N 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, ответчиком не обеспечена подача горячей воды в МКД № <адрес> <адрес>, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
ПАО «Т Плюс» предоставляет коммунальный ресурс - тепловую энергию в виде горячей воды жителям многоквартирного дома, а они используют предоставленную услугу для личных, семейных, домашних нужд и оплачивают их, что свидетельствует о том, что между ПАО «Т Плюс» и жителями дома сложились договорные правоотношения по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 2 Правил № 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов.
Следовательно, положения Правил № 354 их действие распространяется на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг населению.
В данном случае ПАО «Т Плюс» является ресурсоснабжающей организацией, непосредственно осуществляет услугу по горячему водоснабжению. В свою очередь управляющая организация не является участником правоотношений по предоставлении услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем, в данном случае отсутствует обязанность на стороне исполнителя услуги.
Достоверные доказательства тому, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению предоставляется некачественно не по вине ПАО «Т Плюс», что обществом приняты все возможные меры к надлежащему оказанию услуги жителям многоквартирного дома, суду не представлены.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленному совместно представителями ИГЖН Пермского края, ПАО «Т Плюс», ООО «Управляющая компания «ЭКВО», на системе ГВС установлен новый обратный клапан, также установлен новый фильтр на подающем и обратном трубопроводах, произведена замена головной задвижки на подающем трубопроводе. При этом согласно акту указано, что теплоизоляция на трубопроводах до входа в МКД отсутствует.
При этом выполнение указанных работ по замене обратного клапана, фильтров на подающем и обратном трубопроводах, головной задвижки на подающем трубопроводе ГВС, не привело к подаче горячего водоснабжения надлежащего качества.
Заключение специалиста ПАО «Т Плюс» не подтверждает доводов ответчика, поскольку его (заключения) выводы были основаны на неисправности указанных конструктивных элементов системы ГВС, при этом устранения данных дефектов не привело к восстановлению качества поставляемого энергоресурса.
Сам по себе факт отсутствия проектной документации на выполнение работ по замене стальных труб на полипропиленовые не свидетельствует, что именно выполнение данных работ привело к невозможности поставки ответчиком коммунального ресурса надлежащего качества.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Инспекции государственного жилищного надзора в полном объеме.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения суда без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом того, допущенные нарушения создают опасность для здоровья граждан, ущемляют их права и законные интересы, суд считает, что данные нарушения необходимо устранить в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ПАО «Т Плюс» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН 6315376946) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно обеспечить температуру воды на вводе в многоквартирный дом не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Взыскать с Публичное акционерное общество «Т Плюс» (ИНН 6315376946) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В. Мангасарова
Решение в полном объеме изготовлено 14.05.2024.