Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-13/2021 от 18.03.2021

Дело №12-13/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

    12 мая 2021 года город Елец Липецкой области

Судья Елецкого городского суда Липецкой области Фролова О.С., рассмотрев жалобу генерального директора АО «Ольшанский карьер» на постановление старшего госинспектора Липецкого отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Тарасова Павла Владимировича №17-71/2021 от 11 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении АО «Ольшанский карьер»,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего госинспектора Липецкого отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Тарасова П.В. №17-71/2021 от 11 февраля 2021 года юридическое лицо АО «Ольшанский карьер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.48 ч. 1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор АО «Ольшанский карьер» подал жалобу на это постановление, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. Требования мотивирует тем, что юридическая квалификация действий (бездействий) АО «Ольшанский карьер» не соответствует диспозиции ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ. Виновные действия, перечисленные в вышеуказанной норме, юридическим лицом не производятся, так как разрешение на строительство железнодорожных путей выдано со сроком действия до 21 августа 2019 года. После установленной даты строительство не ведется в виду отсутствия финансирования. Из постановления следует, что юридическое лицо осуществляет оказывающую неблагоприятное воздействие иную деятельность, выраженную в эксплуатации дробильно-обогатительной фабрики, токарно-слесарной мастерской и жд полотна. В чем выражено неблагоприятное воздействие, не указано. Считают, что разъяснение, представленное филиалом по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ «ВНИРО» («ВНИИПРХ») на письмо Азово-Черноморского территориального управления от 26.01.2021 года №48-154 не может быть положено в основу постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, так как оно не несет законодательной силы и получено после составления протокола об административном правонарушении. Должностным лицом административного органа не дана оценка всем доводам, приведенным в пояснениях представителя юридического лица, не указаны мотивы, по которым те или иные доводы признаны несостоятельными. Более того, Управление Росрыболовства за одно и тоже правонарушение привлекло юридическое лицо к двойной ответственности по ч.2 и ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Представитель АО «Ольшанский карьер» по доверенности Коватева Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Старший госинспектор Липецкого отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Тарасов П.В. в судебном заседании объяснил, что с доводами жалобы не согласен. В силу статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" согласование органов территориального управления Федерального агентства по рыболовству необходимо при проведении любой иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. АО «Ольшанский карьер» при осуществлении своей деятельности в непосредственной близости со средой обитания водных биологических ресурсов обязано применять меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Выслушав участников процесса, изучив материалы по делу об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что АО «Ольшанский карьер» действующее юридическое лицо, основной вид деятельности – добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

АО «Ольшанский карьер» на праве собственности принадлежит дробильно- обогатительная фабрика площадью зданий и сооружений, протяженностью водовода и шламопровода согласно технического паспорта, выполненного ДФ ГУП «Липецкоблтехинвентаризация» по состоянию на 30.08.2002 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2003 г.

Государственному инспектору Липецкого отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Оборотову А.В. было выдано плановое (рейдовое) задание №002 от 11 января 2021 года с целью осуществления контрольных мероприятий, в том числе, контроль за исполнением юридическими лицами, должностными лицами и гражданами специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохраной зоне водного объекта. Район проведения мероприятий: р. Б. Сосна и притоки р. Дон в пределах г. Елец, Елецкий район, Измалковский район, Становлянский район, Краснинский район, Долгоруковский район, г.Данков, Данковский район Липецкой области, притоки и озера на указанной территории.

14 января 2021 года в 11 часов 35 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, на основании планового (рейдового) задания №002 от 11 января 2021 года, на правом берегу реки р.Быстрая Сосна (бас. р. Дон) в черте г. Ельца, переулок Томский, дом 17, в границах водоохранной зоны водного объекта на расстоянии от 55 до 180 метров от береговой линии установлено, что юридическое лицо АО «Ольшанский карьер» осуществляло оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы (ВБР) и среду их обитания деятельность, не приняв предусмотренные законодательством о рыболовстве и сохранении ВБР меры по сохранению ВБР и среды обитания, а именно: размещение и эксплуатация дробильно-сортировочной фабрики, токарно-слесарных мастерских, железнодорожного полотна. Замер расстояния до границы водного объекта осуществлялся служебной рулеткой.

По факту выявленных нарушений 15 января 2021 года в отношении юридического лица АО «Ольшанский карьер» был составлен протокол № 17/133708 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Старшим госинспектором Липецкого отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ Росрыбаловства Тарасовым П.В. 26.01.2021 (№48-154) был направлен запрос руководителю филиала по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ «ВНИРО» («ВНИИПРХ») о предоставлении сведений: оказывает ли неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания вышеуказанная хозяйственная деятельность; необходимо ли определение оценки воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания от осуществления вышеуказанной хозяйственной деятельности.

Из сообщения руководителя филиала по пресноводному рыбному хозяйству ФГБНУ «ВНИРО» («ВНИИПРХ») от 03.02.2021 №147/1 следует, что указанная в письме от 26.01.2021 №48-154 деятельность оказывает влияние на состояние водных биоресурсов и среду их обитания. В соответствии с действующим законодательством размещение и его эксплуатация объектов в водоохраной зоне водного объекта рыбохозяйственного значения должны быть согласованы с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальным органом), в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Ширина водоохраной зоны р. Сосна (Быстрая Сосна) составляет 200 м, ширина прибрежной защитной полосы от 30 до 50 м в зависимости от уклона местности, что следует из сообщения заместителя руководителя Донского БВУ – начальника отдела водных ресурсов от 17.01.2018.

Постановлением старшего госинспектора Липецкого отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Тарасова П.В. №17-71/2021 от 11 февраля 2021 года юридическое лицо АО «Ольшанский карьер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно части 16 названной статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил юридические и физические лица для согласования осуществления иной деятельности (помимо строительства и реконструкции объектов капитального строительства) представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагаются программы планируемых работ, обосновывающие осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 380.

Пунктом 2 Постановления Правительства N 380 установлено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Таким образом, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при применении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, является формальным, в связи с чем последствия, связанные с неблагоприятным воздействием на водные биологические ресурсы и среду их обитания от перечисленных видов деятельности без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, не входит в предмет доказывания в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.

Осуществление юридическим лицом деятельности без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласованных с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, постановление должностного лица о назначении административного наказания соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и содержит все необходимые данные.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При рассмотрении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 34 упомянутого закона).

Согласно материалам дела АО «Ольшанский карьер» только после привлечения его к административной ответственности получило заключение Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 18.02.2021 о согласовании планируемой деятельности в рамках материалов «Программа производства работ по эксплуатации производственного объекта АО «Ольшанский карьер» в водоохраной зоне р. Сосна 31 км от устья».

Таким образом, доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по осуществлению хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями действующих норм в области охраны окружающей среды не предпринимались, в связи с чем выводы должностного лица о виновности АО «Ольшанский карьер» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерны.

Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности АО «Ольшанский карьер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, должностное лицо пришло на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы представителя юридического лица, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Обстоятельства, исключающие производство по данному делу, отсутствуют.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену постановления, должностным лицом не допущено. Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При назначении наказания было учтено наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем должностное лицо обоснованно назначило АО «Ольшанский карьер» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 рублей.

Таким образом, судья, рассмотрев жалобу, исследовав и проверив все изложенные в ней доводы, приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится одно из следующих решений – об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.7, 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №17-71/2021 ░░ 11 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░. 8.48 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2021 ░░░░.

12-13/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
АО "Ольшанский карьер"
Другие
Коватева Екатерина Викторовна
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Фролова О.С.
Дело на сайте суда
eletsgorsud--lpk.sudrf.ru
18.03.2021Материалы переданы в производство судье
20.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
16.06.2021Вступило в законную силу
14.01.2022Дело оформлено
14.01.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее