Дело № 2-3338/2023 К О П И Я
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е :
Председательствующего судьи Авериной О.А.
с участием прокурора Галсанова А.А.
при секретаре Галкной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ к Гапоненко Игорю Сергеевичу, Гапоненко Игорю Игоревичу и Романову (Гапоненко) Алексу (Роману) Игоревичу о признании прекратившими право пользования специализированным жилым помещением,
у с т а н о в и л:
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Гапоненко И.С., Гапоненко И.И. и Романову А.И. (ранее Гапоненко Р.И.), по которому просит признать ответчиков прекратившими право пользования специализированным помещением по <адрес> в <адрес> и указать, что решение суда будет являться основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу. (л.д. 4-7, 79-80).
В обоснование иска указано, что жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, правообладателем является на основании приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны РФ № 3875 от 30.11.2021 года ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ. Право оперативного управления закреплено в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. Помещение, находящееся по адресу: <адрес> относилось к специализированному жилищному фонду и являлось общежитием. В настоящее время помещение является нежилым, актом от 31.10.2017 года произведена консервация данного объекта недвижимости ввиду нахождения его в аварийном состоянии. Лиц, проживающих в данном помещении, не имеется. В целях списания данного объекта недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ установлено, что на регистрационном учете в данном помещении до настоящего времени состоят граждане, выступающие ответчиками, что подтверждается ответом из УМВД РФ по г. Новосибирску исх. № 61/15/4067 от 16.02.2023 года. Основанием для аннулирования сведений об объекте и праве на него в ЕГРН является прекращение существования объекта. Жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> было предоставлено Гапоненко И.С. в 2011 году. Согласно ответа администрации Калининского района г. Новосибирска от 09.06.2023 года ответчики на учете нуждающихся в получении жилых помещений не состоят. Ответчики прекратили право пользования/проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ ввиду выезда из жилого помещения, которое в настоящее время имеет статус «нежилого». Истец на законных основаниях уведомил ответчиков о прекращении правоотношений и необходимости освобождения служебного жилого помещения Министерства обороны РФ, направив в адрес ответчиков уведомление об освобождении жилого помещения. В соответствии с подп. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением правительства РФ № 25 от 21.01.2006 года наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Основной задачей Департамента является реализация жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан в случаях, установленных законодательством РФ. Департаменту подчиняется ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс»). С учетом положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" видится правомерным, что соответствующие иски о выселении военнослужащих и лиц гражданского персонала, утративших право на предоставленные им ранее служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, вправе предъявлять в суд как Министерство обороны РФ, так и учреждения, созданные Министерством обороны РФ в целях управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, на праве оперативного управления или хозяйственного ведения которых находятся эти жилые помещения. (л.д. 4-8).
В уточненном исковом заявлении истец указал, что приказом МО РФ от 15.02.2000 года № 80 предусматривалась возможность обеспечения военнослужащих ВС РФ и рабочих и служащих Российской Армии служебным жильем за счет жилищного фонда МО РФ. В связи с трудовыми отношениями с Домоуправлением № 1 МО РФ Гапоненко И.С. было предоставлено жилое помещение в общежитии № состоящее из одной комнаты <адрес> и выдан ордер на вселение от 15.03.2004 года. В заявлении от 22.11.2017 года Гапоненко И.С. собственноручно подтверждает трудоустройство в организацию МО РФ с целью предоставления жилья. Согласно уведомления от 31.01.2011 года начальника 57 ЭТК, в связи с нахождением предоставленного общежития № 103 в аварийном состоянии, Гапоненко И.С. предложено к проживанию жилое помещение в общежитии по <адрес>. Ордер на вселение не выдавался. На регистрационном учете по месту жительства по адресу: г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, дом 55 ком. 21 Гапоненко И.С. состоит с 18.05.2004 года. Таким образом, в связи с трудовыми отношениями в организацией МО РФ Гапоненко И.С. было предоставлено жилое помещение в общежитии в качестве служебного. В настоящее время ответчики не состоят в трудовых отношениях с МО РФ, в связи с чем договор найма подлежит расторжению. (л.д. 79-80)
Представитель истца - ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации – Осинцева Н.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2023 г. сроком до 31.12.2023 года, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, представила дополнительные пояснения по иску (л.д. 118)
Ответчики Гапоненко И.С., Гапоненко И.И., Романов А.И. в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещались судебными повестками, направленными по месту жительства, однако конверты возвращены в связи с истечением срока хранения (л.д. 113-117 – отчеты об отслеживании почтовой корреспонденции), что расценивается судом как уклонение от получения судебной корреспонденции, учитывая, что ранее ответчики принимали участие в судебных заседаниях, однако впоследствии перестали отвечать на телефонные звонки и получать судебные повестки. В соответствии со ст. 117 ГПК РФ судебные повестки считаются доставленными.
Ответчик Гапоненко И.С., будучи допрошенным в судебном заседании 13.11.2023 года исковые требования не признал в полном объеме и пояснил (л.д. 102), что состоял в трудовых отношениях с Домоуправлением № 1 МО РФ в период с 2002 года по 2006 год, в этот период ему было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, выдавался ордер на него и троих сыновей. Он туда реально вселялся и проживал, пока помещение не сгорело. Затем ему была предоставлена сначала комната <адрес> потом предоставили комнату № 21 в этом же общежитии. В эту комнату он также вселялся и жил до 2017 года, пока не отключили электричество. Когда он уволился из домоуправления в 2006 году, к нему никто не предъявлял требований о необходимости освобождения жилья. С 2017 года на учет в качестве нуждающегося в жилье он не вставал. Своего жилья у него нет, проживает на съемном жилье. Считает, что Министерство обороны РФ должно предоставить ему служебное жилое помещение, как ветерану боевых действий. Сыновья проживали вместе с ним, когда были маленькими, затем тоже стали снимать жилье.
Ответчик Романов А.И. (ранее Гапоненко Р.И. – л.д. 65 – свидетельство о перемене имени), будучи допрошенным в судебном заседании 13.11.2023 года исковые требования также не признал в полном объеме и пояснил (л.д. 103), что он помнит, что они заехали в комнату по <адрес>, примерно через 2-3 года произошел пожар и им предоставили другое жилое помещение в общежитии по <адрес>. Ему известно, что отец собрал все документы, писал заявление и ему должны были предоставить жильё, как ветерану боевых действий, в итоге ничего не получилось. В спорной комнате он лично жил до конца 2016 года, съехал когда отключили тепло, заварили двери. Считает, что отцу должны были дать какое-то жильное помещение, поскольку он является ветераном боевых действий.
Представитель 3-го лица УМВД России по г. Новосибирску в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора, полагает, что исковые требования ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п. 1, 3 ст. 125 и п. 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Признавая за каждым право на жилище, Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть лишен его произвольно (ст.40).
Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс РСФСР прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.
В соответствии со ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст.105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством СССР, ЖК РСФСР и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министром РСФСР.
Согласно п. 30 Приказа Министра обороны СССР от 22.04.1965 года № 100 «О введении в действия Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения. Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР. Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: - военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; - обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; - военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
Лица, потерявшие связь с Министерством обороны СССР, подлежат переселению из закрытых военных городков: - генералы, адмиралы и офицеры, имеющие выслугу в Советской Армии и Военно-Морском Флоте 25 и более календарных лет, уволенные в запас или в отставку, - на жилую площадь Министерства обороны СССР; - все остальные лица, потерявшие связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, - исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на свой жилой фонд. Лица, отказавшиеся от переселения из закрытых военных городков на предоставленную им другую равноценную жилую площадь, выселяются в установленном законом порядке (п.106).
Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте,
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Из Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что военный городок Пашино-1 г. Новосибирска был отнесен к закрытым военным городкам в 1964 году, распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок Пашино-1 г. Новосибирска, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Федеральное недвижимое имущество согласно акту было закреплено за войсковой частью 62682 (57 ЭТК) на праве оперативного управления.
На основании приказа Министра обороны РФ № 2556 от 16.12.2011 г. 57 ЭТК (войсковая часть 62682) РВСН была ликвидирована.
На основании приказа Министра обороны РФ № 1739 от 04.07.2012 г. <адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.Приказом директора Департамента военного имущества МО РФ от 30.11.2021 года № 3875 прекращено право оперативного управления ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ недвижимым имуществом и закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ недвижимое имущество, в том числе <адрес> (л.д. 15-17).
Факт передачи недвижимого имущества – <адрес> подтверждается передаточным актом № 3/3875 от 27.12.2021 года (л.д. 18-20) и выпиской из ЕГРН (л.д. 8-14).
Таким образом, судом установлено, что жилые помещения, расположенные в общежитии по адресу: <адрес> являлись служебными и предоставлялись военнослужащим и служащим Российской Армии на период службы либо на период трудовой деятельности в организациях Министерства обороны РФ.
Как следует из выписки из домовой книги (л.д. 22, 33), в комнате 21 <адрес> (общежитие) до настоящего времени состоят на регистрационном учете: Гапоненко И.С., 1971 г. рождения - наниматель и Гапоненко Р.И. (ныне Романов А.И.) – сын, с 18.05.2004 года, а также Гапоненко И.И., 1990 г. рождения – сын, с 05.04.2005 года.
Судом установлено, что Гапоненко И.С., 1971 г. рождения, в период с 18.06.1989 года по 18.05.1991 года проходил военную службу по призыву, работал в качестве гражданского служащего в период с 11.07.1991 года по 30.08.1991 года в Домоуправлении № 1 № в период с 04.12.1991 года по 07.02.1992 года и с 02.04.1992 года по 09.03.1994 года в Военторге № 532, в период с 09.03.1994 года по 03.07.1995 года проходил военную службу в рядах Российской Армии, приказом № 126 от 03.07.1995 года был уволен в запас по ст. 49 ч.2 п. «А» за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, работал в качестве гражданского служащего в период с 01.02.1996 года по 06.08.1996 года в Домоуправлении №, в период с 07.08.1996 года по 23.07.1997 года работал в Военторге № 532, в период с 23.10.1997 года по 30.01.1997 года работал в №, в период с 02.11.2001 года по 10.04.2002 года проходил военную службу по контракту, принимал участие в проведении контртеррористических мероприятий на территории Северо-Кавказского региона, уволен по окончанию срока контракта и в период с 06.05.2002 года по 01.09.2006 года работал в Домоуправлении № 1 № (л.д. 52 – справка, л.д. 53-61, 92-98 – копия трудовой книжки).
В судебном заседании установлено, что на основании Протокола № 22 от 30.09.2003 года, Гапоненко И.С., в связи с работой в качестве гражданского служащего в Домоуправлении № 1 в№ предоставлено служебное жилое помещение – <адрес>, общей площадью 16,0 кв.м., на состав семьи: самого Гапоненко И.С., сына Игоря, 1990 г. рождения, сына Максима, 1993 г. рождения и сына Романа, 1997 г. рождения, что следует из служебного ордера № 022039 от 15.03.2004 года, выданного Исполнительным комитетом Калининского районного совета депутатов трудящихся г. Новосибирска (л.д. 51).
В 2011 года, на основании заявления Гапоненко И.С. от 31.05.2011 года (л.д. 21), в связи с прекращением эксплуатации дома <адрес> в связи с нахождением его в аварийном состоянии (л.д. 62, 85 – уведомление о переселении), Гапоненко И.С. и членам его семьи была предоставлена в пользование комната № 21 в <адрес>, площадью 11,2 кв.м.
Учитывая, что Гапоненко И.С., как гражданскому служащему РА, и членам его семьи в 2004 году было предоставлено служебное жилое помещение – комната № в <адрес> (общ.) по <адрес>, расположенное на территории закрытого военного городка на период работы в организации Министерства обороны РФ, суд полагает достоверно установленным, что в 2011 году Гапоненко И.С. было предоставлено также служебное жилое помещение – комната 21 в <адрес> на период работы в организации Министерства обороны РФ. Иных оснований для предоставления служебного жилого помещения за счет Министерства обороны Гапоненко И.С. не имелось.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как следует из ст.101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
На основании ст.104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суд.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения на основании ордера в 2004 году Гапоненко И.С.
Согласно акта о консервации объекта жилищного фонда от 31.10.2017 года (л.д. 23-24), произведена консервация общежития, расположенного по адресу: <адрес>, в/г № <адрес> <адрес>.
Таким образом, ответчики с 2017 года в спорном жилом помещении фактически не проживают.
22.11.2017 года Гапоненко И.С. обращался к истцу с заявлением о предоставлении ему и сыну Гапонено Р.И. (ныне Романову А.И.) жилого помещения (л.д. 84), которое оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
При этом, п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1.03.2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие ЖК РФ не допускалось ст. 108 ЖК РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1.03.2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Оснований, предусмотренных ст.108 ЖК РСФСР, ст. 13 Вводного закона, ч.2 ст.103 ЖК РФ, не позволяющих выселение ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в настоящее время судом не установлено.
Судом также учитывается, что ответчики своего жилья в собственности не имеют (л.д. 31, 32, 63, 67 – уведомления из ЕГРН), при этом, на учете в единой очереди нуждающихся в жилых помещениях в г. Новосибирске не состоят (л.д. 30).
Оснований для сохранения за ответчиками права пользования служебным жилым помещением либо возложении на Министерство обороны РФ обязанности по обеспечению ответчика Гапоненко И.С. и членов его семьи иным жилым помещением за счет Министерства обороны РФ в данном случае не имеется, поскольку с 01.09.2006 года Гапоненко И.С. утратил связь с Министерством обороны РФ, прекратив трудовые отношения с Домоуправлением № 1 №.
Доводы ответчика Гапоненко И.С. о том, что он является членом Российского Союза ветеранов Афганистана (л.д. 93), а также участником боевых действий в ходе контртеррористической операции на территории Чеченской Республики (л.д. 93), в связи с чем должен быть обеспечен жилым помещением за счет Министерства обороны РФ, судом не принимаются, поскольку в данном случае решается вопрос о наличии оснований для признания ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением в общежитии, которое было предоставлено Гапоненко И.С. как гражданскому служащему МО РФ на период работы.
Таким образом, учитывая, что ответчики в добровольном порядке не снялись с регистрационного учета, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> ком. 21, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» решение суда является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по месту жительства из спорного жилого помещения.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковое заявление Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ удовлетворить в полном объеме.
Признать Гапоненко Игоря Сергеевича, 22 апреля 1971 года рождения, Гапоненко Игоря Игоревича, 11 ноября 1990 года рождения и Романова Алекса Игоревича (ранее Гапоненко Романа Игоревича), 13 августа 1997 года рождения, прекратившими право пользования специализированным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Взыскать с Гапоненко Игоря Сергеевича, Гапоненко Игоря Игоревича и Романова Алекса Игоревича в долях в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, то есть по 100 (сто) рублей с каждого.
Решение суда является основанием для снятия Гапоненко Игоря Сергеевича, 22 апреля 1971 года рождения, Гапоненко Игоря Игоревича, 11 ноября 1990 года рождения, и Романова Алекса Игоревича (ранее Гапоненко Романа Игоревича), 13 августа 1997 года рождения, с регистрационного учета по месту жительства: г. Новосибирск, ул. Лейтенанта Амосова, дом 55, комната 21.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Новосибирска.
Судья: (подпись) О.А. Аверина
Решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2024 года.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-3338/2023 Калининского районного суда г. Новосибирска.
Решение не вступило в законную силу на дату «_____»_____________2024 г.
Судья: О.А. Аверина
Секретарь: Е.В. Галкина