Судья Команджаев Д.А. № 7-48/2023
№12-6/2023
Р Е Ш Е Н И Е
8 ноября 2023 г. г.Элиста
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Кравцовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах - Главного государственного санитарного врача по Лаганскому и Черноземельскому районам Республики Калмыкия Тарбаева А.И. на решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 18 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г.
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах - Главного государственного санитарного врача по Лаганскому и Черноземельскому районам Республики Калмыкия Тарбаева А.И. №10 от 24 августа 2023 г. генеральный директор ООО «Водоканал Лагань» Дотчаев В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 18 сентября 2023 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах - Главный государственный санитарный врач по Лаганскому и Черноземельскому районам Республики Калмыкия Тарбаев А.И. просит решение судьи отменить, постановление о назначении административного наказания оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы указывает, что вина генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. заключается в противоправном бездействии, выразившемся в несоблюдении п.3.2.11, п. 3.3.1.2. СанПиН 2.1.4.1110-02, которые являются обязательными требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Материалы гражданского дела №2-305/2022 не могут служить доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ. Объекты, эксплуатируемые ООО «Водоканал Лагань», отнесены решением главного государственного врача по Республике Калмыкия к чрезвычайно высокой категории риска и подлежат плановой проверке каждый год. Запрет на выдачу предписаний по итогам проверок, за исключением непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, был отменен 17 марта 2023 г. ООО «Водоканал Лагань» является владельцем водопроводов на основании Устава, заключенных договоров с органами местного самоуправления, а также договоров с потребителями г.Лагани и Лаганского района Республики Калмыкия и обязано проводить санитарные мероприятия в пределах первого пояса зон санитарной охраны, в том числе, соорудить дорожки с твердым покрытием к зданию насосной станции и оградить буями и другими предупредительными знаками акваторию первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения «Красинское водохранилище» с.Красинское Лаганского района.
В возражении на жалобу защитник Салдысов А.В. указывает на то, что бездействия генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.42 КоАП РФ.
В судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи начальник ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах - Главный государственный санитарный врач по Лаганскому и Черноземельскому районам Республики Калмыкия Тарбаев А.И. доводы жалобы поддержал.
Защитник генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаев В.Г. Салдысов А.В. против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в возражении.
Генеральный директор ООО «Водоканал Лагань» Дотчаев В.Г., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, доводы жалобы, обозрев материалы гражданского дела № 2-305/2022 и дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
27 июля 2023 г. на основании решения начальника ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах Тарбаева А.И. в период с 7 по 18 августа 2023 г. должностными лицами указанного органа с привлечением специалистов Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» в Лаганском районе проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Водоканал Лагань» требований законодательства в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) при эксплуатации объектов, на которых осуществляется деятельность по водоснабжению и водоотведению.
Выездная проверка проводилась по следующим адресам: <Данные изъяты> - административное здание; <Данные изъяты> -участок «Водоканал»; <Данные изъяты> - канализационная насосная станция; <Данные изъяты> «Красинское водохранилище»; <Данные изъяты> - насосная станция.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 18 августа 2023 г. №18.
Согласно данному акту в ходе проверки установлено, что в нарушение п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - на территории первого пояса зоны санитарной охраны на станции 1 подъема Хар Хол, расположенной по адресу Лаганский район с.Красинское, нет дорожек к сооружениям с твердым покрытием к зданию насосной станции; в нарушение п.3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» акватория первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения «Красинское водохранилище», расположенная по адресу Лаганский район, с.Красинское, не ограждена буями и другими предупредительными знаками.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18 августа 2023 г. протокола об административном правонарушении, на основании которого 24 августа 2023 г. вынесено оспариваемое постановление о признании генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из того, что виновность генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. в совершении административного правонарушения, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ, не подтверждается и опровергается исследованными материалами гражданского дела №2-305/2022. Судья указал, что ООО «Водоканал Лагань» является водопотребителем поверхностного источника водоснабжения «Красинское водохранилище» и не вправе в границах полосы мелиоративных систем и гидротехнических сооружений размещать здания, строения и сооружения, вменяемое бездействие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.42 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункту 105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4).
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5).
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с пунктом 1.15 СанПиН санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В соответствии с пунктом 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками.
Пунктом 3.3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что на территории первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должны предусматриваться мероприятия, указанные в п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Водоканал Лагань» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
2 июля 2021 г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия и ООО «Волоканал Лагань» заключен договор водопользования части Красинского водохранилища. Цель водопользования забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Решение судьи о прекращении производства по делу основано на содержащихся в решении Лаганского районного суда от 23 декабря 2022 г. выводах о том, что, согласно проекту организации зон санитарной охраны водозабора и насосной станции 1-го подъема на урезе вод с Красинским водохранилищем в границах Лаганского ГМО РК, ответственность за выполнение мероприятий по обустройству территории первого пояса ЗСО отвода поверхностного стока за ее пределы, на территории первого пояса зоны санитарной охраны дорожек к сооружениям с твердым покрытием, установления ограждения буями и другими предупредительными знаками акваторию первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения «Красинское водохранилище» несут администрация Лаганского ГМО и администрация Лаганского РМО.
Между тем судьей не учтено, что ответственность по ч.4 ст. 8.42 КоАП РФ наступает не за невыполнение мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника на территории водозабора ЗСО первого пояса и территории НС-1го подъема ЗСО первого пояса, а за использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с пунктом 5.1 проектной документации объекта «Проект организации зон санитарной охраны водозабора и насосной станции 1-го подъема на урезе вод с Красинским водохранилищем в границах Лаганского ГМО РК», разработанной ООО «Масштаб Проект» на основании технического задания, утвержденного Администрацией Лаганского ГМО Республики Калмыкия в соответствии с договором №6/П от 29 июня 2020 г., Администрация Лаганского ГМО РК и Администрация Лаганского РМО РК ответственны за выполнение мероприятий на территории водозабора ЗСО первого пояса, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, в частности, за установление на открытой акватории санитарной границы буёв с последующим контролем за сохранностью ограждения первого пояса. Срок выполнения мероприятий по первому поясу 1 год. (может быть продлен при нормативном обосновании). Также на Администрацию Лаганского ГМО РК и Администрацию Лаганского РМО РК возложена ответственность за выполнение мероприятий на территории НС-1го подъема ЗСО первого пояса, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, в частности, оборудование дорожки к сооружениям с твердым покрытием (пункт 5.2.). Срок выполнения мероприятий по первому поясу составляет 1 год (может быть продлен при нормативном обосновании).
Из санитарно-эпидемиологического заключения №<Данные изъяты> от 25 июня 2021 г. следует, что Проект организации зон санитарной охраны водозабора и насосной станции 1-го подъема на урезе вод с Красинским водохранилищем в границах Лаганского ГМО РК по адресу: <Данные изъяты> (границы и размеры зон санитарной охраны указаны в приложении на 1 листе к настоящему заключению, которое является его неотъемлемой частью) соответствуют СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
1 июня 2020 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия выдано санитарно-эпидемиологическое заключение <Данные изъяты> о соответствии использования ООО «Водоканал Лагань» водного объекта (поверхностный источник - Красинское водохранилище) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
В судебном заседании начальник ТО «Восточный» Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в Лаганском и Черноземельском районах - Главный государственный санитарный врач по Лаганскому и Черноземельскому районам Республики Калмыкия Тарбаев А.И. пояснил, что выдача санитарно-эпидемиологических заключений не отменяет выполнение мероприятий по первому поясу согласно СанПиН 2.1.4.1110-02. Санитарно-эпидемиологические заключения выданы с учетом выполнения мероприятий, указанных в проектной документации объекта «Проект организации зон санитарной охраны водозабора и насосной станции 1-го подъема на урезе вод с Красинским водохранилищем в границах Лаганского ГМО РК», разработанной ООО «Масштаб Проект». Заключения выданы с учетом содержащихся в Проекте и обязательных к исполнению мероприятий, в том числе, по первому поясу зоны санитарной охраны (п.5.1, п.5.2 Проекта).
Ссылка судьи на решение Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 23 декабря 2022 г. является несостоятельной, поскольку законодателем предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.8.42 КоАП РФ, за использование специальной зоны с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Проверка же законности бездействия ООО «Водоканал Лагань» по обустройству территории не входит в предмет судебного разбирательства по настоящему делу об административном правонарушении.
Судьей не проверены обстоятельства использования ООО «Водоканал Лагань» территории первого пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения «Красинское водохранилище», не дана оценка представленным по делу доказательствам.
С учетом вышеизложенного, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты - решение от 18 сентября 2023 г. должным образом немотивированно, сделанные в нем выводы об отсутствии в действиях генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. состава административного правонарушения, являлись преждевременными.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 18 сентября 2023 г. в отношении генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 18 сентября 2023 г. подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела следует проверить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, произвести всестороннюю, полную и объективную оценку всех обстоятельств дела, и принять соответствующее решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 18 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Водоканал Лагань» Дотчаева В.Г. отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Лаганский районный суд Республики Калмыкия.
Судья Л.М.Кутланова