Дело №2-2565/2023
УИД: 24RS0028-01-2023-000255-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2023 года г. Красноярск
Кировский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Серовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Камаловой К.С.,
с участием:
истца Бутримович В.А.,
представителя ответчика Казаковой О.Н., действующей на основании доверенности от 02.11.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бутримович В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании отпускных выплат, компенсации за несвоевременное произведение отпускных выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бутримович В.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании отпускных выплат, компенсации за несвоевременное произведение отпускных выплат, компенсации морального вреда. С учетом уточнений свои требования мотивировала тем, что Бутримович В.А. проходила государственную гражданскую службу на основании служебного контракта от 06.11.2019 года №93 в Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю в должности главного государственного налогового инспектора. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № № контракт с ней с 10.02.2023 года был расторгнут по собственному желанию. Работодатель не учитывал суммы средств, начисленные и выплаченные истцу в виде материального стимулирования (СМС) при расчете отпускных. В период трудовых отношений истцу производилась оплата очередных отпусков, однако, при расчете оплаты очередных отпусков, ответчиком в нарушение действующего законодательства, не были учтены средства материального стимулирования. На основании изложенного, истец просила взыскать с Межрайонной ИФНС России №24 по Красноярскому краю задолженность по оплате отпусков в размере 53976,83 рублей, компенсацию за несвоевременное произведение отпускных выплат в размере 13649,76 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Истец Бутримович В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Казакова О.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, кроме того, указала, что они не согласны с требованием о взыскании морального вреда, с расчетами истца в части взыскания недоначисленных отпускных выплат и компенсации за их несвоевременную выплату согласилась, указав, что арифметический расчет верен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную № премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими № г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 названной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 названного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых имеется материальное стимулирование гражданских служащих.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из материалов дела следует, что с 06.11.2019 года Бутримович В.А. в соответствии с приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ года занимала должность федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС №24 России по Красноярскому краю, проходила государственную гражданскую службу в различных должностях, последняя занимаемая должность – главный государственный налоговый инспектор.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС №24 России по Красноярскому краю от 31.01.2023 года, заключенный с Бутримович В.А. служебный контракт расторгнут с 10.02.2023 года, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы по собственному инициативе в связи с выходном на государственную пенсию (пункт 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации).
В связи с увольнением по данному основанию, Бутримович В.А. выплачена в соответствии с ч.13 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 14 дней. Кроме того, в период с ноября 2019 года по октябрь 2022 года Бутримович В.А. находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках.
При исчислении среднего заработка для оплаты Бутримович В.А. ежегодных отпусков, ответчиком не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, а также разовые суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Бутримович В.А. в суд с настоящим иском.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России по Красноярскому краю, представленных в материалы дела, осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим ИФНС по показателям эффективности профессиональной служебной деятельности за 2019-2022 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.
То обстоятельство, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует об отсутствии оснований для их учёта при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления оплаты ежегодных отпусков.
Данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и, безусловно, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7», в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.
В Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года N №, от ДД.ММ.ГГГГ года № № указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации за неиспользованный отпуск за спорный период, оплаты ежегодных отпусков.
Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
С настоящим иском в суд истец Бутримович В.А обратилась 29.06.2023 года.
Кроме того, истцом Бутримович В.А. заявлены уточненные исковые требования о взыскании задолженности по оплате ежегодных отпусков за 2022 год. В соответствии со ст. 392 ТК РФ, срок на обращение в суд по данным требованиям не пропущен.
Таким образом, в пределах срока для обращения в суд подлежат удовлетворению исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате ежегодных отпусков, представленных работнику с 07.02.2022 года по 08.02.2022 года в размере 2 572,50 рублей, с 23.05.2022 года по 10.06.2022 года в размере 25 831,49 рублей, с 19.07.2022 года по 22.07.2022 года в размере 4 757,25 рублей, с 22.08.2022 года по 11.09.2022 года в размере 23 489,02 рублей, с 20.09.2022 года по 24.09.2022 года в размере 5 392,06 рублей. Итого, в размере 62042,32 рублей, а с учетом оплаты НДФЛ в размере 13 % от указанной суммы, сумма невыплаченных отпускных составляет 53976,83 рублей. Поскольку при исчислении среднего заработка при оплате истцу ежегодных отпусков ответчиком также не были учтены суммы материального стимулирования в нарушение действующего законодательства.
Расчет задолженности по оплате вышеуказанных отпусков, представленный истцом, судом проверен, является верным, ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.
Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику оплате отпуска в установленные законом или трудовым договором сроки. В случае нарушения установленного срока оплаты отпуска работодатель обязан выплатить работнику задолженность с уплатой компенсации (процентов).
В связи с чем, суд полагает, что имеются основания для привлечения территориального налогового органа к материальной ответственности за нарушение сроков отпускных выплат, и соглашается с расчетом истца, представленного суду, который не был оспорен стороной ответчика, определяя размер данной компенсации в сумме 13 649,76 рублей.
Кроме того, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ, разъяснениями, изложенными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца, значимость для истца нарушенного права, степень вины ответчика, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требование истца о взыскании компенсации морального вреда частично в сумме 5 000 рублей, полагая, что указанная сумма является достаточной и разумной, полностью компенсирует причиненный истцу моральный вред в связи с нарушением ее трудовых прав. При этом, заявленная Бутримович В.А. сумма компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей по мнению суда является не соразмерной и не соответствующей степени физических и нравственных страданий истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутримович В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании отпускных выплат, компенсации за несвоевременное произведение отпускных выплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в пользу Бутримович В.А. задолженность по оплате отпусков в размере 53976 руб. 83 коп., компенсацию за несвоевременное произведение отпускных выплат в размере 13649 руб. 76 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи на него апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 03 октября 2023 года.
Председательствующий М.В. Серова
Дело №2-2565/2023
УИД: 24RS0028-01-2023-000255-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
26 сентября 2023 года г. Красноярск
Кировский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Серовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Камаловой К.С.,
с участием:
истца Бутримович В.А.,
представителя ответчика Казаковой О.Н., действующей на основании доверенности от 02.11.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бутримович В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании отпускных выплат, компенсации за несвоевременное произведение отпускных выплат, компенсации морального вреда,
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бутримович В.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю о взыскании отпускных выплат, компенсации за несвоевременное произведение отпускных выплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в пользу Бутримович В.А. задолженность по оплате отпусков в размере 53976 руб. 83 коп., компенсацию за несвоевременное произведение отпускных выплат в размере 13649 руб. 76 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи на него апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Серова