Дело № 2-642/2023 Мотивированное решение составлено 06.07.2023
УИД 51RS0006-01-2023-000624-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 03 июля 2023 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Кораевой В.Б.,
при секретаре Сорвиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №.... общеразвивающего вида», администрации муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации зданий и сооружений,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства. Требование мотивирует тем, что в результате проведенной в октябре 2022 года проверки деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №.... общеразвивающего вида» (далее – МАДОУ «Детский сад №....», Учреждение) на предмет исполнения требований законодательства об образовании в Российской Федерации, при эксплуатации зданий и сооружений были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствие эксплуатационного контроля за техническим состоянием здания МАДОУ «Детский сад №....» ответственными лицами, а именно в установленные сроки не произведено обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организаций. С учетом уточнений, просит возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №.... общеразвивающего вида» обязанность организовать обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинградская набережная, <адрес>, согласно требованиям, установленным п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от <дд.мм.гггг> №....-ст, с привлечением специализированных организаций, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу; возложить на администрацию муниципального округа <адрес> с подведомственной территорией и управление образования администрации <адрес> обязанность по обеспечению финансирования МАДОУ «Детский сад №.... общеразвивающего вида» на осуществление мероприятий по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинградская набережная, <адрес>, согласно требованиям, установленным п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от <дд.мм.гггг> №....-ст, с привлечением специализированных организаций, в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> С.Д.В. уточненные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчиков – администрации <адрес> и управления образования администрации <адрес> К.С.А., действующая на основании доверенностей, представила письменные возражения, которые поддержала в судебном заседании. В связи с тем, что расходы на оплату обследования здания МАДОУ «Детский сад №....» в бюджет муниципального округа на 2023 год не заложены, указанные прокурором мероприятия запланированы для учреждения на 2025 год, с учетом количества учреждений, в отношении которых прокурор заявил исковые требования, просит суд установить разумные сроки для исполнения требований прокурора.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад №....», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика МАДОУ «Детский сад №....».
Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
Пунктом 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений изложены в статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с частью 6 указанной нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (ч. 7 ст. 55.24 ГрК РФ).
В соответствии с требованиями частью 9 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Как установлено статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384–ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384–ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 36 Федерального закона № 384–ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния".
Согласно п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет.
По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее (пункт <дд.мм.гггг> указанного ГОСТ).
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что МАДОУ «Детский сад №....» осуществляет деятельность в сфере образования на основании лицензии от <дд.мм.гггг> №...., выданной Министерством образования и науки <адрес>, а также иную деятельность, предусмотренную уставом Учреждения.
Основная деятельность Учреждения осуществляется с использованием здания, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинградская набережная, <адрес>, которое находится в муниципальной собственности и закреплено за МАДОУ «Детский сад №....» на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Устава МАДОУ «Детский сад №....», утвержденного постановлением администрации <адрес> от <дд.мм.гггг> №.... (далее –Устав), учредителем и собственником имущества МАДОУ «Детский сад №....» является муниципальное образование <адрес> с подведомственной территорией, функции и полномочия которого осуществляет администрация <адрес> непосредственно, а также в лице управления образования администрации <адрес>.
Согласно пункту 5.27 Устава, Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания воспитанников, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников Учреждения.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, по результатам которой установлено нарушение МАДОУ «Детский сад №....» положений Закона №273-ФЗ, выразившееся в том, что техническое обследование эксплуатированного здания в установленном порядке и срок учреждением не проводилось.
<дд.мм.гггг> прокуратурой <адрес> в адрес руководителя МАДОУ «Детский сад №....» было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства при эксплуатации зданий и сооружений.
Руководителем МАДОУ «Детский сад №....» прокурору сообщено о рассмотрении указанного представления и его результатах, <дд.мм.гггг> было направлено письмо в Управление образования администрации <адрес> с просьбой о выделении денежных средств на выполнение работ по обследованию технического состояния здания, с приложением коммерческих предложений.
На дату рассмотрения дела, Учреждением выявленные нарушения не устранены, техническое обследование здания образовательного учреждения до настоящего времени не проведено, денежные средства для финансирования указанных мероприятий из средств муниципального бюджета не выделены.
Исходя из системного толкования положений ст. ст. 216, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества наравне с правомочиями по его использованию и владению им передается собственником в компетенцию оперативного управляющего такого имущества.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с положениями Федерального закона №131-ФЗ от <дд.мм.гггг> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно статье 44 Устава муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, принятого решением Совета депутатов муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией от <дд.мм.гггг> №.... (ред. от <дд.мм.гггг>), администрация города является исполнительно-распорядительным органом <адрес>, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами <адрес>.
Таким образом, выполнение образовательным учреждением мероприятий по обследованию технического состояния здания возможно лишь при выделении соответствующих денежных средств учредителем образовательного учреждения. Принимая во внимание, что администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом <адрес>, в силу Федерального закона №131-ФЗ обладает полномочиями по финансированию муниципальных образовательных учреждений, реализуемыми через структурное подразделение – управление образования, являющееся главным распорядителем средств бюджета для подведомственных муниципальных образовательных учреждений, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию мероприятий по техническому обследованию здания на администрацию <адрес> и управление образования администрации <адрес>.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просил обязать ответчиков совершить определенные действия течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, суд полагает необходимым установить ответчикам следующие сроки: для финансирования – до <дд.мм.гггг>, для организации обследования технического состояния эксплуатируемого МАДОУ «Детский сад №....» здания - до <дд.мм.гггг>.
При установлении указанных сроков суд принимает во внимание законодательно установленный порядок заключения муниципальным учреждением договора на проведение обследования технического состояния здания и порядок финансирования деятельности учреждения, учитывает возражения в этой части представителя ответчиков, необходимость включения расходов на финансирование указанных мероприятий в бюджет муниципального округа, проведения закупочных процедур, а в дальнейшем, с учетом количества поданных прокурором исков, организацию образовательным учреждением мероприятий по обследованию занимаемого здания с привлечением специализированных организаций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №.... общеразвивающего вида», администрации муниципального образования <адрес> с подведомственной территорией, управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации зданий и сооружений удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального округа <адрес> с подведомственной территорией, Управление образования администрации <адрес> в срок до <дд.мм.гггг> обеспечить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №.... общеразвивающего вида» на осуществление мероприятий по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинградская наб., <адрес>, с привлечением специализированных организаций.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №.... общеразвивающего вида» в срок до <дд.мм.гггг> провести обследование технического состояния эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинградская наб., <адрес>, с привлечением специализированных организаций.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Б. Кораева