№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Клинцовский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя административного истца – прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 июля 2020 года в <адрес> гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к <адрес>ному потребительскому обществу о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к Клинцовскому РАЙПО о понуждению к совершению действий.
В обоснование иска указывает, что прокуратурой <адрес> проведена надзорная проверка исполнения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что вход в здание магазина Клинцовского РАЙПО, расположенного по адресу: <адрес>А, в котором осуществляется розничная торговля, в том числе пищевыми продуктами, безалкогольными напитками, хлебом и хлебобулочными изделиями, ответчиком не оборудован специальными приспособлениями, стационарными устройствами, обеспечивающими возможность маломобильным группам населения беспрепятственно входить в вышеуказанный объект социальной инфраструктуры, чем нарушены права и законные интересы указанной категории граждан на равный с другими гражданами доступ к объекту социальной инфраструктуры. Истец указал, что прокуратурой <адрес> на имя председателя Клинцовского РАЙПО вносилось преставление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, однако требования представления ответчиком оставлены без удовлетворения. С учетом изложенного истец просит суд обязать <адрес>ное потребительское общество (ОГРН №, дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №) оборудовать для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, вход в здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>А, пандусом в срок не позднее 120 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца прокурор <адрес> ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Клинцовского РайПО, будучи надлежаще уведомленным о дате и времени судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В силу ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и ст. 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица <адрес>ной администрации в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статья 9 Федерального закона № 181-ФЗ устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в России.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до ДД.ММ.ГГГГ были указаны в строительных нормах и правилах СниП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Приказом Министерства регионального развития России от ДД.ММ.ГГГГ №, проведена актуализация СНиП 35-01-2001 в формате свода правил в рамках выполнения ч. 5 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений". Действующий Свод правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам и содержит требование к зданиям, согласно которому лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Прокурорской проверкой исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>А, принадлежащее на праве собственности <адрес>ному потребительскому обществу, где находятся здание магазина, осуществляющего розничную торговлю не оборудован пандусом, то есть, не созданы условия для посещения маломобильными группами населения.
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались и подтверждаются следующим.
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права собственником 1-этажного здания (магазин) общей площадью 299,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>А, является <адрес>ное потребительское общество.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности <адрес> потребительского общества является торговля розничная в неспециализированных магазинах.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Совета Клинцовского Райпо ФИО3 было направлено представление об устранении нарушений законодательства РФ о социальной защите инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ Председатель Клинцовского Райпо ФИО3 представил ответ на вышеуказанное представление, согласно которому устранить в течении месяца отмеченные нарушения не представляется возможным в связи с тяжелым финансовым положением предприятия, обязуются устранить нарушения до конца 2020 года.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу ч. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Разрешая исковые требования, суд с учетом того, что представление прокурора <адрес> оставлено ответчиком без рассмотрения, здание магазина до настоящего времени пандусом не оборудовано, дает основание полагать, что ответчиком в нарушение действующего законодательства не создано условий для беспрепятственного доступа в здание магазина маломобильных групп населения (инвалидов).
Ввиду существенного нарушения законных прав и интересов неопределенного круга лиц, а именно маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ <░░░░░>░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
<░░░░░>░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ №, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 120 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.07.2020░.