Производство № 2-4028/2022
УИД 28RS0004-01-2022-003074-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июля 2022 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.,
при секретаре Демьяненко И.В.
с участием истца – АА, представителя истца – АА, представителя ответчика ПАО «ДЭК» – РС, представителя ответчика АО «ДРСК» – ВС
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АА к ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», АО «ДРСК» о признании незаконным и отмене акта о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителя по услуге электроснабжения, возложении обязанности сделать перерасчет,
установил:
АА обратился в суд с настоящим иском, в обоснование требований указав, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу : ***
28 мая 2021 г. сотрудники АО «ДРСК», без надлежащего уведомления провели проверку прибора учета. При проведении проверки было установлено несанкционированное подключение провода в обход прибора учета.
С составленными актами и расчетом, а также с проведением проверки он не согласен Полагает также, что в связи с недействительностью акта объем неучтенного потребления электроэнергии рассчитан неверно.
На основании изложенного просил:
Признать незаконными акт № ЦБуф-41 от 28 мая 2021 года составленный АО «ДРСК» ИНН2801108200 о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителя по услуге электроснабжения
Обязать ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» сделать перерасчет в сторону уменьшения на сумму 481 070 рублей 02 копейки;
Взыскать с ответчиков в солидарном порядке сумму уплаченной государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца, истец на требованиях настаивали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПАО «ДЭК» с предъявленными требованиями не согласился, в обоснование возражений, указав, что оснований к удовлетворению требований не имеется, поскольку на истце лежит обязанность по сохранности прибора учета и исключению возможности доступа третьих лиц для несанкционированного подключения. Ввиду установления сотрудниками АО «ДРСК» несанкционированного подключения к сетям, в соответствии с положениями Постановления № 354 был составлен акт о безучётном потреблении энергии и произведен расчет требований. Полагает, что оснований к удовлетворению исковых требовании не имеется.
Представитель ОА «ДРСК» с предъявленными требованиями не согласился, в обоснование возражений пояснил, что в ходе проверки осуществлялось включение-выключение автомата, который был подключен к энергоснабжению дома. При выключении всего электрооборудования в доме была установлена работа сети и обнаружен провод который был под напряжением в обход прибора учета. Обнаружив сотрудники сделали вывод о том, что она проложена в обход прибора учета, в связи с чем составили акт № ЦБуф-41 от 28 мая 2021 года о выявлении несанкционированного подключения. На основании данного акта был рассчитан объем безучетного потребления электрической энергии в размере 3193 кВт, также составлен акт проверки прибора учета которым прибор учета признан пригодным. Полагает, что оснований к удовлетворению требований не имеется.
Выслушав пояснения сторон, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности №28АА 618657 от 7 декабря 2011 года, АА является собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1841 кв.м..
Из пояснений истца следует, что на вышеназванном земельном участке построен дом, адрес места нахождения дома установлен как п. ***
Также из представленных доказательств усматривается, что на основании заявки АА, и выданных технических условий осуществлено присоединение к электрическим сетям от ближайшей проектируемой опоры ВЛИ-0,4 кВ ТП10/0,4 кВ №27-11.
В ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривался факт того, что при присоединении к электрическим сетям был установлен и опломбирован пломбой на вводе в объект, а также крышка клемного ряда прибор учета НЕВА 303 ISO заводской номер 017155.
28 мая 2021 представителями АО «Дальневосточная сетевая компания» проведена проверка технического состояния прибора учета, расположенного в указанном жилом помещении. Данное обследование зафиксировано актом ЦБбуф-41 от 28 мая 2021 года. Проверка проводилась в присутствии собственника АА
В результате проверки было установлено несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутридомовым электрическим сетям путем подключения дополнительных проводов к вводному проводу электрическим сетям в обход расчетного ИПУ.
Представителями АО «Дальневосточная сетевая компания» составлен акт № ЦБбуф-41 от 28 мая 2021 года о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутриэлектрической сети, путем подключения дополнительного провода к вводному проводу в обход расчетного прибора учета. В качестве способа устранений выявленных замечаний указано на привидение схемы измерения в соответствии с НТО. В объяснении собственника указано, что дополнительную проводку в обход прибора учета подключили рабочие без его согласия участок №3.
Оспаривая данный акт, истец, ссылается на незаконность его составления, в части проведения проверки и порядка составления акта.
Ответчик, указывая на законность своих действий ссылается на обстоятельство того, что проверка проводилась внеплановая. При проведении проверки истец присутствовал, вследствие чего оснований для признания договора недействительным не имеется.
Принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 121 Правил № 442 составление акта о неучтенном потреблении электрической энергии влечет возникновение у гарантирующего поставщика (сетевой организации) возможности введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении абонента во внесудебном порядке.
Учитывая заинтересованность абонента в получении ресурса и определении своих обязательств перед гарантирующим поставщиком исходя из фактического объема потребления энергии, суд приходит к выводу о том, что требование об оспаривании акта о неучтенном потреблении электрической энергии является надлежащим способом защиты и подлежит рассмотрению по существу как требование о пресечении действий, создающих угрозу нарушения права (абзац третий статьи 12 ГК РФ).
Правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании договора энергоснабжения, подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 309 - 328), и специальными нормами,
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст. 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета, о ее фактическом потреблении.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с подп. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правил) потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии с п. 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать приборы учета, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку и обеспечивать проведение поверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета (пдп. «г», «д» п. 34 Правил № 354).
Раздел VII Правил определяет порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок, состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
Абзац первый п. 81 (11) Правил устанавливает требование о защищенности прибора учета от несанкционированного вмешательства в его работу и предусматривает право исполнителя установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета (абзац пятый пункта 81 (11)). Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
Согласно абз. 14 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, под безучетным потреблением электрической энергии понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Согласно п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в соответствии с требованиями п. 193 Основных положений.
На основании оспариваемого акта АО «ДРСК" произвело расчет объема безучетного потребления электрической энергии, который составил 3139 кВтч.
Оценивая оспариваемый акт по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит, что составлен он уполномоченными лицами (контролерами АО «ДРСК») надлежащим образом, в день проведения проверки, в нем содержатся сведения о лице, осуществляющем безучетное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; основания для признания его недействительным не имеется.
Доказательства, опровергающие сведения, изложенные в акте, какой-либо заинтересованности сотрудников АО «ДРСК» при выявлении безучетного потребления электроэнергии суду не представлено.
Акт составлен в присутствии собственника дома – АА и являющегося потребителем, при составлении акта он был согласен, на неправомерность действий инспекторов при проверке не ссылался, что следует из содержания акта.
Все перечисленные в указанных правовых нормах сведения в обжалуемом истцом акте № ЦБбуф-41 от 28 мая 2021 года имеются, акт составлен в присутствии истца, который является собственником жилого дома по ул. ***, в который осуществляется поставка электрической энергии, что не оспаривалось в судебном заседании стороной истца.
Акт проверки прибора учета, в котором изложено существо выявленного нарушения, подписан АА, каких-либо замечаний, заявлений последним в акт не внесено. Факт того, что прибор учета расположен за пределами земельного участка, и находится в нежилом помещении, не может свидетельствовать о том, что третьими лицами осуществлено подключение, поскольку исходя из вышеназванных норм права, обязанность по сохранности прибора учета и возможных подключений в обход прибора учета возложена на сособственника данного прибора учета. Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента/потребителя/собственника (ст. 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 145 Основных положений от 4 мая 2012 г. № 442).
Более того, в ходе судебного разбирательства из пояснений истца следует, что с его разрешения осуществлено подключение к соседнему участку, где осуществляется строительство дома. Данные пояснения стороны судом принимаются в качестве одного из доказательств в соответствии с положениями ст.55 ГПК РФ.
Доводы стороны истца относительно того, что он не был уведомлен о проводимой проверки не могут быть приняты во внимание, поскольку из пунктов 170 и 177 Основных положений содержащихся в постановлении № 442 следует, что обязательное уведомление потребителя о проверке приборов учета, о проведении контрольного снятия показаний приборов учета предусмотрено только в случае, если сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.
В рассматриваемом судом случае проверка проводилась внеплановая, доступ к энергопринимающим устройствам и прибору учета осуществил сам истец – АА
При установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абзацем шестым пункта 81 (11) Правил составляет соответствующий акт.
При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
В силу требований пункта 178 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом в случае выявления безучетного потребления электрической энергии, должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное потребление; данные о способе и месте осуществления безучетного потребления электрической энергии; данные о приборах учета на момент составления акта; данные о дате предыдущей проверки приборов учета; данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля; объяснение лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Кроме того, в силу требований пункта 178 Основных положений при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель или лицо, осуществляющее безучетное потребление электрической энергии, либо при составлении акта на месте выявления в отсутствии допустившего безучетное потребление лица должны использоваться средства фотосъемки и (или) видеозаписи. Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта фиксируется с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
В соответствии с п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2012 (далее - Правила 354), при обнаружении несанкционированного подключения оборудования потребителя, доначисление размера платы за коммунальную услугу электроснабжения должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
Таким образом, объем безучетного потребления, и стоимость электрической энергии определена ответчиком в соответствии с указанными положениями и установленными Постановлением Департамента по тарифам Приморского края.
Каких-либо доказательств, опровергающих расчет ответчика, а также подтверждающих необходимость применения иных величин при расчете стоимости безучетного потребления электроэнергии истцом суду не представлено.
С учетом установленных судом обстоятельств, оснований для удовлетворения требований АА о признании незаконным акта № ЦБбуф-41 от 28 мая 2021 года о выявлении несанкционированного подключения (вмешательства в работу прибора учета), не имеется.
Поскольку требования о возложении обязанности произвести перерасчет в сторону уменьшения на сумму 481 070 рублей являются взаимовытекающими из требований о признании незаконным акта № ЦБбуф-41 от 28 мая 2021 года незаконным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований АА к ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт», АО «ДРСК» о признании незаконным и отмене акта о выявлении несанкционированного подключения оборудования потребителя по услуге электроснабжения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Гокова И.В.
Решение в окончательной форме составлено 08.07.2022 года