Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-17/2022 (3а-1540/2021;) ~ М-1333/2021 от 19.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                      10 января 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-17/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярослава» об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ярослава» (далее также ООО «Ярослава», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением и установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных на территории г. Тольятти Самарской области, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013: с кадастровым номером – 2 168 341,60 рубля, с кадастровым номером – 1 730 389,33 рубля, с кадастровым номером – 95 104,05 рубля.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости помещений.

Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в судебном порядке.

Административный истец, административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица – министерство имущественных отношений Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области подтверждают наличие сведений о спорных объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, размер их кадастровой стоимости, дату оценки, оставляют разрешение требований на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, ООО «Ярослава» является собственником нежилых помещений:

- с кадастровым номером , площадью 482,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , площадью 237,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,

- с кадастровым номером , площадью 11,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером , о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 30.03.2021, договор купли-продажи от 26.12.2005, свидетельствами о государственной регистрации права от 17.01.2006, 27.12.2006.

Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на 24.07.2013 в следующем размере:

с кадастровым номером – 14 110 479, 79 руб.,

с кадастровым номером – 6 952 862, 87 руб.,

с кадастровым номером – 336 381, 67 руб., что следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 30.03.2021, писем ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 07.05.201 №№ 2021-исх/ОГ/929, 2021-исх/ОГ/930, 2021-исх/ОГ/931.

Будучи собственником нежилых помещений, расположенных в нежилом здании, включенном в Перечень объектов недвижимости, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, общество заинтересовано в установлении действительной рыночной стоимости помещений.

Полагая кадастровую стоимость объектов капитального строительства завышенной, административный истец с целью пересмотра кадастровой стоимости 25.06.2021 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Решением комиссии № 21/10с-7 от 21 июля 2021 года заявление отклонено, что явилось основанием к обращению с административным иском в суд.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления и может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения ООО «Ярослава» в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости либо сведения, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений.

В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке № 19-21 от 11.06.2021, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1. Согласно отчету, рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 24.07.2013 определена в следующем размере:

- с кадастровым номером – 2 168 341,60 руб.,

- с кадастровым номером – 1 730 389,33 руб.,

- с кадастровым номером – 95 104,05 руб.

В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству министерства имущественных отношений Самарской области определением суда от 6 октября 2021 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: , , производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

По результатам судебной экспертизы, проведенной 20.12.2021, составлено экспертное заключение № 847/10-2021, согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на дату кадастровой оценки 24.07.2013 определена в размере:

- с кадастровым номером – 3 959 076 руб.,

- с кадастровым номером – 2 470 872 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности.

Методика исследования, подбор аналогов, расчёты и выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы представителем административного истца и иными участвующими в деле лицами не заявлено.

Оснований для установления кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: , в размере, определенном отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>», суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение о рыночной стоимости объектов является наиболее полным и аргументированным.

Вместе с тем, выводы оценщика ООО «<данные изъяты>», изложенные в Отчете об оценке № 847/10-2021 от 20.12.2021 в отношении рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером , административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорены, не опровергнуты, иных доказательств рыночной стоимости указанных объектов суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области является 25.06.2021, в суд – 18.08.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ярослава» удовлетворить частично.

Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: , , .

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 482,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 3 959 076 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 237,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 2 470 872 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 11,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 95 104 рубля 05 копеек.

Датой обращения ООО «Ярослава» с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 25.06.2021, в суд – 18.08.2021.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                         О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.01.2022.

3а-17/2022 (3а-1540/2021;) ~ М-1333/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "ЯРОСЛАВА"
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация городского округа Тольятти Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.08.2021Регистрация административного искового заявления
19.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
30.12.2021Производство по делу возобновлено
10.01.2022Судебное заседание
12.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее