РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 10 января 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Добиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-17/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ярослава» об оспаривании кадастровой стоимости объектов капитального строительства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ярослава» (далее также ООО «Ярослава», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит восстановить срок на обращение с заявлением и установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных на территории г. Тольятти Самарской области, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013: с кадастровым номером № – 2 168 341,60 рубля, с кадастровым номером № – 1 730 389,33 рубля, с кадастровым номером № – 95 104,05 рубля.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила их действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости помещений.
Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в судебном порядке.
Административный истец, административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица – министерство имущественных отношений Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области подтверждают наличие сведений о спорных объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, размер их кадастровой стоимости, дату оценки, оставляют разрешение требований на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ООО «Ярослава» является собственником нежилых помещений:
- с кадастровым номером №, площадью 482,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
- с кадастровым номером №, площадью 237,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,
- с кадастровым номером №, площадью 11,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером №, о чем представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 30.03.2021, договор купли-продажи от 26.12.2005, свидетельствами о государственной регистрации права от 17.01.2006, 27.12.2006.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» по состоянию на 24.07.2013 в следующем размере:
с кадастровым номером № – 14 110 479, 79 руб.,
с кадастровым номером № – 6 952 862, 87 руб.,
с кадастровым номером № – 336 381, 67 руб., что следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 30.03.2021, писем ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 07.05.201 №№ 2021-исх/ОГ/929, 2021-исх/ОГ/930, 2021-исх/ОГ/931.
Будучи собственником нежилых помещений, расположенных в нежилом здании, включенном в Перечень объектов недвижимости, расположенных на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 № 1647, общество заинтересовано в установлении действительной рыночной стоимости помещений.
Полагая кадастровую стоимость объектов капитального строительства завышенной, административный истец с целью пересмотра кадастровой стоимости 25.06.2021 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Решением комиссии № 21/10с-7 от 21 июля 2021 года заявление отклонено, что явилось основанием к обращению с административным иском в суд.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления и может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения ООО «Ярослава» в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости либо сведения, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений.
В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке № 19-21 от 11.06.2021, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1. Согласно отчету, рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 24.07.2013 определена в следующем размере:
- с кадастровым номером № – 2 168 341,60 руб.,
- с кадастровым номером № – 1 730 389,33 руб.,
- с кадастровым номером № – 95 104,05 руб.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству министерства имущественных отношений Самарской области определением суда от 6 октября 2021 года назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: №, №, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 20.12.2021, составлено экспертное заключение № 847/10-2021, согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на дату кадастровой оценки 24.07.2013 определена в размере:
- с кадастровым номером № – 3 959 076 руб.,
- с кадастровым номером № – 2 470 872 руб.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности.
Методика исследования, подбор аналогов, расчёты и выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы представителем административного истца и иными участвующими в деле лицами не заявлено.
Оснований для установления кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: №, № в размере, определенном отчетом об оценке ООО «<данные изъяты>», суд не усматривает и полагает, что экспертное заключение о рыночной стоимости объектов является наиболее полным и аргументированным.
Вместе с тем, выводы оценщика ООО «<данные изъяты>», изложенные в Отчете об оценке № 847/10-2021 от 20.12.2021 в отношении рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорены, не опровергнуты, иных доказательств рыночной стоимости указанных объектов суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области является 25.06.2021, в суд – 18.08.2021, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Ярослава» удовлетворить частично.
Восстановить срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами: №, №, №.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 482,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 3 959 076 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 237,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 2 470 872 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 11,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 95 104 рубля 05 копеек.
Датой обращения ООО «Ярослава» с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 25.06.2021, в суд – 18.08.2021.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.01.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№