РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 30 августа 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Красильниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-891/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Касторама РУС» об оспаривании кадастровой стоимости объекта капитального строительства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Касторама РУС» (далее также ООО «Касторама РУС», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок для обращения с заявлением в суд и установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного на территории г. Самара, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 195 969 189 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником вышеуказанного нежилого здания, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки существенно превысила его действительную рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, чем нарушаются права и затрагиваются интересы общества, как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости здания.
Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта капитального строительства в судебном порядке.
Представитель административного истца Каликинская Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила административный иск, просила установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания равной его рыночной стоимости на дату оценки в размере 207 400 244 рублей, определенном заключением судебной экспертизы.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрация городского округа Самара, а также заинтересованное лицо - министерство имущественных отношений Самарской области, не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области подтверждают наличие сведений о спорном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости, размер его кадастровой стоимости на 24.07.2013, оставляют разрешение требований на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ООО «Касторама РУС» является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 12 502,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 21.02.2022.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости утверждена в соответствии с удельными показателями стоимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области № 118 от 14 марта 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 24.07.2013 составила 471 012 308,63 рублей, что следует из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.02.2022.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области по состоянию на 01.01.2021, в связи с чем кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 24.07.2013 является архивной.
Полагая кадастровую стоимость объекта капитального строительства завышенной, административный истец с целью ее пересмотра 30.12.2021 обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области. Решением Комиссии от 28.01.2022 № 22/2с-11 заявление общества отклонено, что явилось основанием к обращению с административным иском в суд.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец обязан к уплате налога на имущество организации из кадастровой стоимости нежилого здания, сохраняется право на перерасчет налога на имущество за период до 01.01.2022, а также право налогового органа на взыскание недоимки, суд полагает, что с учетом положений ст. 378.2 НК РФ, права и законные интересы ООО «Касторама РУС» затрагиваются архивной кадастровой стоимостью спорного нежилого здания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Учитывая, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства продолжают затрагивать права административного истца, суд полагает возможным восстановить срок обращения с заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований обществом представлен отчет об оценке № 360/12-2021 от 28.12.2021, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>». Согласно отчету, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 24.07.2013 в размере 195 969 189 рублей.
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству министерства имущественных отношений Самарской области определением суда была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «<данные изъяты>».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 09.08.2022, составлено экспертное заключение № 18-Э/22, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на дату кадастровой оценки определена в размере 207 400 244 рублей.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого даны ответы на поставленные вопросы. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности.
Методики исследования, подбор объектов-аналогов, приведенные расчёты по определению величины рыночной стоимости нежилого здания соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению стороны не представили, у суда сомнений в компетентности и объективности эксперта не имеется.
Представитель административного истца уточнил заявленные требования в соответствии с выводами судебной экспертизы.
С учетом изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области является 30.12.2021, в суд – 04.03.2022, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Касторама РУС» удовлетворить.
Восстановить срок на обращение с заявлением в суд об оспаривании архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 12 502,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24.07.2013 в размере 207 400 244 рублей.
Датой обращения ООО «Касторама РУС» с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области считать 30.12.2021, в суд – 04.03.2022.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.09.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№