Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-8052/2023 от 08.06.2023

    Судья: Бурдина Д.Ю.                          адм. дело N 33а-8052/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2023 года                                                          г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.

при ведении протокола помощником судьи Пашкевич А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2-258/2023 с апелляционными жалобами м.р. Безенчукский МКУ «Ресурс», администрации м.р. Безенчукский Самарской области на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 11 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя м.р. Безенчукский МКУ «Ресурс» Рагузина Р.А., представителя административного истца Сергеевой Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, представителей ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский Волковой Е.А. и министерства образования Самарской области Назмеевой Г.Х., судебная коллегия

установила:

прокурор Безенчукского района Самарской области действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБОУ СОШ с.п. Прибой м.р. Безенчукский Самарской области, Министерству образования Самарской области, Администрация м.р. Безенчукский Самарской области, МКУ м.р. Безенчукский Самарской области "Ресурс" о возложении обязанности по обустройству пандусом здания школы.

Прокурор с учетом уточнений просил обязать муниципальное казенное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить недостатки образовательного объекта государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Прибой муниципального района Безенчукский Самарской области путем установления на входе в здание пандуса; обязать администрацию муниципального района Безенчукский Самарской области обеспечить финансирование муниципального казенного учреждения муниципального района Безенчукский Самарской области «Ресурс» в целях устранения недостатков образовательного объекта, государственного бюджетного общеобразовательного    учреждения средней общеобразовательной школы сельского поселения Прибой муниципального района Безенчукский Самарской области, для установления на входе в здание пандуса.

Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 11 апреля 2023 г. требования прокурора удовлетворены (л.д. 132-143).

В апелляционных жалобах м.р. Безенчукский МКУ «Ресурс» и администрация м.р. Безенчукский Самарской области ставя т вопрос об отмене решения суда (л.д. 148-149, 157-161).

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Безенчукского района Самарской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты и социальном обслуживании инвалидов, установлено, что на объекте ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский которое в соответствии с Уставом осуществляет образовательную деятельность, не принято мер направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вход в помещение образовательного учреждения не оборудован пандусом с поручнями или подъемными устройствами у лестниц, что существенно нарушает конституционные права инвалидов, в том числе несовершеннолетних, на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры.

Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и лицами, участвующим в деле не оспаривались.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководителя ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский внесено представление N от ДД.ММ.ГГГГ., по результатам рассмотрения которого ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский направлен ответ в адрес прокуратуры района, из которого следует, что до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены (л.д. 38-40, 41).

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным делу обстоятельствам.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Как следует из материалов дела, в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ должностными лицами ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе дополнительно проведенной прокурорской проверки установлено, что в ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский вход в здание образовательного учреждения не соответствуют требованиям для беспрепятственного входа для маломобильных групп населения, а именно отсутствуют пандусы и кнопка вызова для инвалидов.

Из информации ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский следует, что в образовательном учреждении вход в здание не оборудован пандусом, входные двери, пороги, контрольно-пропускные устройства не соответствуют требованиям технического регламента. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При этом, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно возложил обязанность по оборудованию здания школы, расположенной по адресу: <адрес>, соответствующих требованиям технического регламента на ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский следует.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация м.р. Безенчкский не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку оборудование здания школы указанными конструкциями не относятся к содержанию зданий, не представлено доказательств обращения образовательного учреждения к администрации с заявлением о предоставлении дополнительных средств с целью обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, не могут быть приняты во внимание, поскольку ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский относится к объектам социальной инфраструктуры, в котором обязаны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.

Образовательный процесс в образовательных учреждениях муниципального района Безенчукский организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, возложена на муниципальные органы.

Так, из материалов дела следует то администрация м.р. Безенчукский является собственником здания ГБОУ СОШ с. Прибой, на основании заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ года с приложениями.

Между правительством Самарской области и администрацией м.р. Безенчукский заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым техническое обеспечение здания образовательной организации в целом возложено на орган местного самоуправления, а осуществление образовательного процесса и реализация полномочий, вытекающих из требований закона об образовании на сами образовательные организации и их учредителя, в рассматриваемом случае- министерство образования и науки Самарской области.

В соответствии с Уставом, утверждённым постановлением администрации м.р. Безенчукский от ДД.ММ.ГГГГ года N <данные изъяты> МКУ «Ресурс» финансируется за счет средств бюджета муниципального района Безенчукский в соответствии с бюджетной сметой п.4.1.

В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией м.р. Безенчукский Самарской области о взаимодействии в области образования (далее - соглашение) от 29 марта 2012 г. органы местного самоуправления м.р. Безенчукский Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что собственником здания ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский расположенной по адресу: <адрес>, является администрация муниципального района Безенчукский Самарской области.

В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

При этом, социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Имущество школы является собственностью муниципального района Безенчукский Самарской области и передано школе по договору безвозмездного пользования, заключенному ДД.ММ.ГГГГ г. между муниципальным образованием муниципальный район Безенчукский Самарской области от имени которого выступает комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Безенчукский Самарской области (собственник), МБУ «Ресурс» (ссудодатель) и школой (ссудополучатель).

Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности.

Вместе с тем, как выше указывалось обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел организационно – правовую форму учреждения, в частности, что школа является государственной, а не муниципальной в связи с чем, обязательства должны быть возложены на министерство образования и науки как учредителя школы, судебная коллегия признает несостоятельными.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на административных ответчиков провести организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству пандусом, соответствующих требованиям технического регламента, здание школы ГБОУ СОШ с. Прибой м.р. Безенчукский, поскольку условия для посещения образовательной организации маломобильными группами населения не созданы, что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования.

Ограниченность финансирования не может являться основанием для освобождения от исполнения требований закона.

Более того, вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.

В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

На основании изложенного судом первой инстанции правомерно определены ответственными лицами по выполнению данного мероприятия муниципальный район Безенчукский Самарской области в лице администрации м.р. Безенчукский Самарской области как собственник имущества, МКУ м.р. Безенчукский Самарской области «Ресурс» как балансодержатель (правообладатель) имущества.

Довод апелляционной жалобы о том, что м.р. Безенчукский МКУ «Ресурс» является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняются.

Довод о том, что восстановление ограждения школы не может быть приравнено к мерам по содержанию имущества, поскольку ограждение не относится ни к зданию, ни к инженерным к сетям, равно как и не служит обеспечению сохранности здания является не состоятельным, не обоснованным, учитывая вышеуказанное, а также то, что имущество, в т.ч. забор является муниципальной собственностью.

При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовало правовое основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционных жалоб направлены на иное толкование норм действующего законодательства и на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных судом доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

                                        определила:

решение Безенчукского районного суда Самарской области от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы м.р. Безенчукский МКУ «Ресурс», администрации м.р. Безенчукский Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий –

    Судьи -

08.06.2023Передача дела судье
13.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее