Судья Меньших О.Е. Дело № 7-131/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 05 мая 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» по доверенности Журевича В.Н. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 10 декабря 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги»,
установил:
постановлением и.о. Барабинского транспортного прокурора от 10 августа 2021 года в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Постановлением старшего государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шестоперова С.Б. № от 14 сентября 2021 года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО «РЖД» по доверенности Журевич В.Н. обжаловал его в суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Новосибирска от 10 декабря 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
На принятые по делу акты защитником ОАО «РЖД» по доверенности Журевичем В.Н. в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ подана жалоба.
В обоснование доводов жалобы защитником указано, что в постановлении должностного лица и в решении судьи районного суда ОАО «РЖД» необоснованно вменены нарушения норм СП 59.13330.2020, поскольку Барабинским транспортным прокурором по результатам проведения проверки выявлены и указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 августа 2021 года нарушения, предусмотренные СП 59.13330.2016. Кроме того, обращает внимание, что требования норм СП 59.13330.2020 подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования, между тем, в период действия указанных СП 59.13330.2020 ОАО «РЖД» не построило новые объекты, не реконструировало старые здания и сооружения, являвшиеся предметом проверки, применение данных норм в настоящем случае не предусмотрено.
Просит отменить принятые по делу акты, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник ОАО «РЖД» Журевич В.Н., заслушав заключение прокурора, а также проверив законность принятых по делу актов в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Как следует из материалов дела, по результатам проведения 16 июля 2021 года, 17 июля 2021 года и 19 июля 2021 года проверки исполнения законодательства, направленного на защиту прав инвалидов в Новосибирской дистанции гражданских сооружений - Западно-Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (на железнодорожных станциях Кокошино, Убинская, Кожурла, Труновская, Кирзинское, Тебисская, Озеро- Карачинское, Кабаклы) выявлено, что ОАО «РЖД» уклоняется от соблюдения требований статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
Установлено, что в нарушение пунктов 5.1.10, 5.1.12, 5.1.14, 6.1.6, 6.2.4, 6.3.3, 6.3.6, 6.5.9 СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр (далее - СП 59.13330.2020) — Актуализированная редакция СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2016) в пассажирских помещениях в зданиях, находящихся на балансе дистанции на железнодорожных станциях Кокошино, Кожурла, Труновская, Кирзинское, Тебисская, Озеро- Карачинское, Кабаклы и на подходах к ним, тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию, отсутствуют; краевые ступени лестничных маршей на указанных железнодорожных станциях полосами, контрактными с поверхностью ступеней не обозначены, тактильно-контрастными указателями не обустроены; на железнодорожной станции Убинская часть имевшихся контрастных полос утрачена; на железнодорожных станциях Кожурла, Кирзинское, Тебисская отсутствуют пандусы перед входом в пассажирские помещения; в проемах дверей, доступных для МГН на железнодорожных станциях Труновская, Кирзинское, Кабаклы перед входом имеются пороги высотой более 0,014 м., которые составляют более 0,05 м; прозрачные полотна дверей пассажирских помещений на железнодорожных станциях Кокошино, Убинская, Кожурла, Озеро- Карачинское не имеют контрастной маркировки; на железнодорожных станциях Труновское, Кирзинское, Озеро-Карачинское, Кабаклы санитарно-гигиенические помещения не обеспечены крючками для одежды, костылей и иных принадлежностей для маломобильной категории граждан, у дверей санитарно-бытовых помещений станций Убинская, Кабаклы, Кирзинское, Озеро-Карачинское со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом) отсутствуют, на момент проверки на станции Озеро- Карачинское имеющаяся система тревожной сигнализации в санитарном помещении не функционировала; перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам на железнодорожных станциях Кокошино, Убинская, Кожурла, Труновская, Кирзинское, Тебисская, Озеро-Карачинское, Кабаклы, отсутствуют таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг для информирования пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения; в зданиях указанных станций не предусмотрены зоны отдыха на два-три места, в том числе для инвалидов на креслах- колясках.
Ответственной организацией за эксплуатацию вышеуказанных вокзалов является ОАО «РЖД».
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.
Судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы защитника ОАО «РЖД» пришел к выводу о законности вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении № 1502 от 14 сентября 2021 года.
Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения ОАО «РЖД» объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 августа 2021 года; актом проверки от 19 июля 2021 года с прилагаемой к нему фототаблицей фиксации выявленных нарушений; пояснениями защитника ОАО «РЖД» о частичном устранении выявленных нарушений.
Всем имеющимся в деле доказательствам должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы о необоснованном вменении нарушения требований СП 59.13330.2020, поскольку прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении было установлено нарушение требований СП 59.13330.2016, а также о том, что требования СП 59.13330.2020 подлежат выполнению только при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования, являлись предметом рассмотрения судьей районного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Судья районного суда, проведя системный анализ положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», статьи 6, части 2 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, статьи 2 и 4 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1.1, 1.2, 4.1 СП 59.13330.2020, обоснованно пришел к выводу, что обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов регулирования градостроительной деятельности, включая не только строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений, но и их эксплуатацию; требования к зданиям социальной инфраструктуры в части доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения конкретизированы в СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», которые являются актуализированной редакцией СП 59.13330.2016, и данные требования включены в Перечень национальных стандартов и свобод правил, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года №815 (до 01 сентября 2021 года действовал в редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985).
Учитывая, что несоблюдение требований законодательства в соответствующей сфере влечет нарушение конституционных прав данной категории граждан, указание на необходимость устранения нарушений является правомерным, вне зависимости от даты введения действующего объекта в эксплуатацию.
Приведенные в оспариваемом решении выводы судьи районного суда основаны на предоставленных материалах и являются мотивированными. Оснований для иной правовой оценки не имеется.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу и судье районного суда обоснованно прийти к выводам, что ОАО «РЖД», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло всех зависящих от нее мер по их соблюдению, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.13 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление должностного лица, вынесенное в отношении ОАО РЖД», соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Судьей районного суда жалоба на указанное постановление рассмотрена в порядке статьи 30.6 КоАП РФ, с вынесением решения с соблюдением положений статьи 30.7 данного Кодекса.
При производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Административное наказание назначено с соблюдением требований закона в пределах санкции статьи 9.13 КоАП РФ. С учетом характера и конкретных обстоятельств правонарушения, положений статьи 3.4, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ, оснований для снижения размера назначенного административного штрафа, замены его предупреждением, а равно, признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется.
Частичное устранение выявленных нарушений в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении не влияет на законность принятых в отношении ОАО «РЖД» актов.
По существу доводы жалобы, повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 10 декабря 2021 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 10 декабря 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества «Российские железные дороги», оставить без изменения, жалобу защитника Журевича В.Н. — без удовлетворения.
Судья