№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Подусовской В.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой Д.А.,
с участием представителя истца – Шишук А.Б.,
представителя ОСФР по <адрес> – Третьяковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Мнацаканян М. М. к Отделению Фонда пенсионного о социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании принять к зачету трудовую книжку и включить периоды работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мнацаканян М.М. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с названным иском, мотивировав свои требования тем, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту – ОСФР по <адрес>) от <дата> № ей отказано в назначении страховой пенсии по основанию того, что документально подтвержденный страховой стаж на дату обращения за пенсией, а также величина ИПК отсутствуют. При этом ОСФР по <адрес> в решении указал на то, что представленная заявителем трудовая книжка не может быть принята к зачету, поскольку оформлена с нарушением «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек».
Мнацаканян М.М. считает решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от <дата> № нарушающим его права на обязательное пенсионное страхование, в связи с предоставлением всех документов, подтверждающих ее трудовой стаж и заработную плату за указанный период, в связи с чем, с учетом уточнений, просит суд:
1. Установить факт принадлежности трудовой книжки серии № № и трудовой книжки № № Мнацаканян М. М., <дата> года рождения;
2. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать в страховой стаж периоды работы Мнацаканян М. М., <дата> года рождения, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
3. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> принять для расчета сумм пенсионного капитала сведения о рождении детей и просчитать выгодность расчета пенсии с учетом замены стажа нестраховыми периодами (уход, дети);
4. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить страховую пенсию по старости в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>.
Представитель Мнацаканян М.М. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала объяснения, по своему содержанию соответствующие доводам иска, дополнив, что в материалы дела предоставлен нотариально удостоверенный перевод трудовых книжек истца.
Представитель ОСФР по <адрес> - Третьякова Л.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных возражениях на заявленные исковые требования.
Принимая во внимание пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований, ввиду следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с <дата>
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от <дата> № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (<адрес>, Российская Федерация, <адрес>, Туркменистан, <адрес>, Украина) урегулированы Соглашением от <дата> «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <дата> определено, что для установления права на пенсию, в том числе, пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от <дата>).
Поскольку в соответствии с Соглашением от <дата> «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от <дата> №, СССР прекратил свое существование <дата>, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения <дата> следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада <дата>, а после распада этих государств – до <дата>
Согласно статьям 1 и 6 Соглашения от <дата> пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от <дата>).
<дата> вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от <дата> (далее - Соглашение ЕАЭС). Данным соглашением регулируется в том числе пенсионное обеспечение граждан Республики Армения, прибывших в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Приказа Минтруда России от <дата> №н «Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», (далее по тексту - Правила от <дата> №н), предусмотрено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета (пункт а); проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (пункт б); принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт ж).
Согласно пункту 68 Правилам от <дата> №н проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
При назначении страховой пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от <дата>, и имевших место за пределами Российской Федерации до <дата> (даты вступления в силу Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с <дата> стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Статьей 11 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Из материалов дела усматривается, что Мнацаканян М. М., <дата> года рождения, осуществляла трудовую деятельность в следующие периоды:
1. В соответствии с трудовой книжкой № № от <дата>:
- с <дата> по <дата> – в столовой № в качестве уборщицы,
- с <дата> по <дата> – в Средней школе № в качестве рабочего по уборке территории школы,
- с <дата> по <дата> - в Средней школе № в качестве уборщицы;
2. В соответствии с трудовой книжкой № № от <дата>:
- с <дата> по <дата> – учеба в ГПТУ №,
- с <дата> по <дата> – на Бакинском заводе бытовых кондиционеров в качестве слесаря – сборщика электротехнических машин и аппаратов,
- с <дата> по <дата> – в КБОН <адрес> в качестве портнихи в мастерской №,
- с <дата> по <дата> - в Разданском ГПАТП в качестве сторожа,
- с <дата> по <дата> – статус безработного (РА Министерство социального обеспечения Агентство «РА Центр занятости», Разданский центр занятости №), при этом <дата> на основании Приказа № прекращена выдача пособия,
- с <дата> по <дата> – в Молодежном фонде Армении в качестве официанта в Молодежном центре Цахкадзора.
Данные периоды работы в указанных должностях подтверждаются записями в предоставленных Мнацаканян М.М. трудовой книжке № № от <дата> и трудовой книжке № № от <дата>.
Большинство записей в указанных трудовых книжках сделаны на русском языке, составлены разборчиво, подтверждены подписями уполномоченных сотрудников организаций, в которых Мнацаканян М.М. осуществляла трудовую деятельность, а также печатями.
Те записи, которые в указанных трудовых книжках сделаны на государственном языке Республики Армения, были переведены и перевод удовлетворен нотариально, что подтверждается предоставленными в материалы дела переводами.
Более того, факт осуществления Мнацаканян М.М. трудовой деятельности подтверждается также предоставленным по запросу ОСФР по <адрес> Единой социальной службой Республики Армения ответом за номером № от <дата> с приложенными формуляром и справкой о получении пособия по безработице, ответом за номером № от <дата> с приложенными формуляром и справкой об уплате страховых взносов (за период с <дата> по <дата>).
Решением ОСФР по <адрес> от <дата> № Мнацаканян М.М. отказано в назначении страховой пенсии с указанием на отсутствие документарного подтверждения страхового стража заявителя на дату обращения за пенсией, а также отсутствием величины ИПК. При этом в решении ОСФР по <адрес> указало, что предоставленные Мнацаканян М.М. трудовая книжка № № от <дата> и трудовая книжка № № от <дата> не могут быть приняты к зачету, поскольку указанное в трудовых книжках имя их держателя «Мариэта» не соответствием имени заявителя. Указанному в виде на жительство – «М.». Кроме того, заявителем не предоставлен перевод тех записей, которые сделаны в трудовых книжках на государственном языке Республики Армения.
При обращении в суд Мнацаканян М.М. указал, что при составлении трудовых книжек была допущена ошибка в части указания ее имени, а именно: вместо правильного имени – М., указанного в паспорте гражданина Российской Федерации, в дипломе об окончании среднего профессионально – технического училища № (регистрационный № от <дата>), а также содержащегося в базе данных Единой социальной службы Республики Армения и указанных ею при даче ответов на запросу пенсионного фонда, указано неверное имя – «Мариэта».
В подтверждение довода об ошибочном указании имени в материалах дела представлены следующие документы: нотариально удостоверенная доверенность (<адрес>0 от <дата>), диплом об окончании среднего профессионально – технического училища № (регистрационный № от <дата>), формуляры и справки о страховых отчислениях и получении пособия по безработицы, предоставленные Единой социальной службы Республики Армения при даче ответов на запросу пенсионного фонда, в которых имя заявителя указано верно – «М.».
Принимая во внимание предоставленные истцом документы, суд приходит к выводу о том, что трудовая книжка № № от <дата> и трудовая книжка № № от <дата> принадлежат именно Мнацаканян М. М., <дата> года рождения, и должны быть приняты ОСФР по <адрес> к зачету при назначении Мнацаканян М.М. страховой пенсии.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ и пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы; документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59).
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности и взаимной связи, суд исходит из доказанности факта осуществления истцом трудовой деятельности в заявленные им периоды, и с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика обязанности включить периоды работы Мнацаканян М.М., <дата> года рождения, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, отраженные в трудовой книжке серии № №, и с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, отраженные в трудовой книжки серии № №.
Заявленный истцом период нахождения истца в статусе безработного с <дата> по <дата> подлежит зачету только в части, а именно – с <дата> по <дата> по следующим основаниям.
В соответствии с записями, сделанными в трудовой книжке № №, на основании приказа № от <дата> Центра занятости Раздана Мнацаканян М.М. получила статус безработного с <дата>, в этот же день, <дата>, издан приказ № о назначении Мнацаканян М.М. пособия по безработице, выплата которого прекращена <дата> на основании приказа №, и только <дата> на основании приказа № от <дата>, изданного директором Разданского центра занятости Мнацаканян М.М. снята с учета в качестве безработного.
В соответствии с предоставленным по запросу ОСФР по <адрес> Единой социальной службой Республики Армения ответом за номером № от <дата> с приложенными формуляром и справкой о получении пособия по безработице, Мнацаканян М.М. в период с <дата> по <дата> состояла на регистрационном учете в качестве безработного, но период получения пособия по безработице составлял с <дата> по <дата>.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 12 указанного Закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице.
Исходя из изложенного, именно период получения пособия по безработице, а не весь период, в течение которого Мнацаканян М.М. состояла на регистрационном учете в качестве безработного, включается в страховой стаж.
Правовых оснований для обязания ОСФР по <адрес> принять для расчета сумм пенсионного капитала сведения о рождении детей и просчитать выгодность расчета пенсии с учетом замены стажа нестраховыми периодами (уход, дети) у суда не имеется, поскольку территориальный орган ПФР при рассмотрении конкретного заявления о назначении пенсии самостоятельно выбирает наиболее выгодный вариант исчисления размера пенсии гражданина без какого-либо его дополнительного согласия, исходя из интересов заявителя.
Основываясь на вышеизложенном, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обязания ОСФР по <адрес> назначить Мнацаканян М.М. страховую пенсию с <дата>, поскольку у Мнацаканян М.М. величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК, так называемые пенсионные баллы) ниже требуемого размера (20,715).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Мнацаканян М. М. к Отделению Фонда пенсионного о социального страхования Российской Федерации по <адрес> об установлении факта принадлежности трудовой книжки и об обязании включить периоды работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии удовлетворить в части.
Установить факт принадлежности трудовой книжки серии № № и трудовой книжки серии № № Мнацаканян М. М., <дата> года рождения №
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность включить периоды работы Мнацаканян М. М., <дата> года рождения, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, отраженные в трудовой книжке серии № №, и с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, отраженные в трудовой книжки серии № №.
В остальной части исковые требования Мнацаканян М. М. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Подусовская
Мотивированное решение суда составлено <дата>.
Судья В.В. Подусовская